Интегрированный урок по теме "Доли". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Русскому народу, жителям блокадного Ленинграда, посвящается.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с числами, которые отличаются от натуральных чисел;
  • научить учащихся как делить единицу на доли;
  • показать доли в  музыке;
  • воспитать уважение к ветеранам ВОВ, к истории своей Родины, своего Отечества.

Оборудование: проектор, компьютер, фортепиано, музыкальный центр, яблоко, буханка ржаного хлеба, метроном, свеча.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель математики говорит о том, что сегодня пройдет необычный урок, его проведут учитель математики и музыки, завершит урок воспитатель (классный руководитель) класса. Каждый педагог предложит  разобраться в таком понятии, как доля с точки зрения математики, музыки и жизни.

Часть первая

Урок начинает учитель математики.

1. Вопросы по домашнему заданию по математике:

Домашнее задание было творческим, ребята сделали заготовки рисунков: 4 квадрата, размером стороны 4 см; 4 отрезка, длиной 8 см.

Учитель проверяет готовность домашнего задания.

2. Изучение нового материала

Учитель: До сих пор мы в основном изучали натуральные числа, а также действия над ними. При решении практических задач приходится пользоваться не только целыми, но и дробными числами, которые возникают при измерениях. Дроби возникают, когда натуральное число делят на равные части: надвое, на три части, на десять частей и т.д.
Людям часто приходится целое делить на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой  «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.

Вопрос: Назовите еще несколько слов с этой приставкой.

Учитель. Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая. Когда употребляются доли? Тогда, когда один предмет (яблоко, лист бумаги, буханку хлеба) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части. Доля – это каждая из равных частей единицы.
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на две части – «половина», на три – «треть», на четыре – «четверть». А чтобы было удобно называть всякие доли, пользуются словами «пятая», «шестая», «седьмая» и т. д.
Далее учитель разрезает целое яблоко, т. е. единица, на две доли, на четыре доли, на восемь долей. Показывает доли, называя: половина, четверть, восьмая доля. Затем учитель предлагает выполнить работу в тетрадях с домашним заданием: делят квадраты, затем и отрезки на доли: половина, четверть, восьмая, шестнадцатая. Всякий раз напоминая, что квадрат это – целая единица, отрезок это – целая единица.
Для записи долей используют горизонтальную черточку. Ее называют дробной чертой. Над ней ставится единица, а под чертой пишется число равных частей, на которые единица  делится. Если число равных частей, на которые поделена единица, обозначена буквой п, то эту букву и пишут под чертой.  Читают: «одна энная».

3. Коллективная работа (на доске и в тетрадях)

Учитель показывает первые  два слайда компьютерной презентации, ребята читают и записывают в тетрадях ответы. (Приложение 1).

Вопрос:  Зачем нужны доли?

Ребята предлагают свои варианты ответов.

Учитель. Представьте себе, что для измерения длины нам разрешили пользоваться только целыми метрами.

Вопрос: Как могли бы мы измерить рост человека? Или спортивные результаты в прыжках?

Ребята называют – сантиметр, миллиметр.

Вопросы:

– Скажите, какая это доля метра – сантиметр?
– Тысячная доля метра как называется? (миллиметр)
– Сколько сантиметров в одной десятой метра? Как такая доля называется?

Учитель показывает слайд «Запомните», Приложение 1, ученики выполняют задание.

Учитель. Предлагает ребятам придумать  по три доли, записать их в тетрадях словами, предложить соседу по парте записать их цифрами. Проверить правильность выполнения (работа парами).

4. Домашнее задание по математике: задача на доли, текст на  четвертом слайде компьютерной презентации и на отдельных листах (дополнительное задание – на слайде «Задача-шутка». Приложение 1).

Часть вторая.

Урок продолжает учитель музыки.

Учитель.  Ребята вы уже можете ответить на вопросы:

– Что такое целое и его доли?
– На сколько долей можно делить целое?
– Как увидеть и сочетать доли целого?
– Какие доли целого знамениты?
– Как обозначают доли целого?
– Как записать целое по его доли?
– Какими способами можно записать целое?

(Учащиеся дают ответы)

Учитель. Слушая музыку, вы, наверное, замечали, что звуки музыки имеют определённую длительность. Так же любое произведение звучит в определённом темпе. Всё это даёт произведению определённый характер и, даже, влияет на его жанр. Всему этому есть объяснение. Сегодня на уроке мы рассмотрим, как на музыку влияют доли.
Для начала послушаем несколько музыкальных отрывков.

Звучит: «Полёт шмеля» Н. А.Римского – Корсакова;
«Вальс» П. И. Чайковского;
«Марш» С. С. Прокофьева;
«Мазурка» Ф. Шопена;
«Полька» С. В. Рахманинова
Дети, с помощью учителя разбирают, на какую долю в такте приходится акцент. Таким образом, дети понимают, как важно делать акцент на первую долю  в Вальсе, на третью в Мазурке, на первую и третью в марше.

– Вы достаточно хорошо поняли, как можно разложить целое на доли в математике. А как же это происходит в музыке. Музыка – это искусство, которое звучит. Для обозначения длительности звуков существует ряд основных нотных знаков:

Рисунок 1.

Все звуки можно записать в определённый ритмический рисунок. Ритм – одно из ключевых средств музыкальной выразительности, задающий определённый жанр, характер.     Ритмом называется организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности.
Мы уже говорили, как важен акцент.
Акцент – это выделение звука посредством большей громкости (или большей длительности) по сравнению с окружающими звуками. Отхлопайте ритмический рисунок марша, вальса, мазурки.

Проводится игра «Узнай жанр по ритмическому рисунку».

Вы заметили, что акцент появляется через определённый период повторяющейся последовательности? Для этого, в музыке, служит метр.
Метром называется периодически повторяющаяся последовательность акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени. Метр применяется для организации музыкальных звуков посредством их различной тяжести акцентированности).
Акцентируемые и неакцентируемые равнодлительные отрезки времени, образующие метр, называются метрическими долями. Метрические акценты большей частью правильно периодичны, т е повторяются через одинаковое количество долей, например, через одну, через две …

Рисунок 2.

Нотное изображение метра посредством изображения его доли определённой длительностью (четвертью, половинкой и т. п.) называется размер. А всей метрической группой  долей – дробью.

Числитель этой дроби указывает на количество долей размера (метра), а знаменатель на длительность, которая принята за основную долю. Обозначение размера помещается после ключа и ключевых знаков, горизонтальной чертой им служит третья линия нотного стана.

Рисунок 3.

После рассмотрения таблицы, с пояснениями учителя, детям предлагается записать несколько тактов, с одинаковой длительностью звуков. А потом, усложнив задание, с разной длительностью. У нас получился определённый ритмический рисунок. Дети прохлопывают его, а потом пропевают на любой слог.
Теперь, слушая музыкальное произведение, мы сможем разбить его на доли, дроби. Композитор же, наоборот, из звуков, его длительностей, метра, ритма создаёт образ единого произведения.

Часть третья

Горит свеча. В классе на стендах, на доске картины-иллюстрации осажденного Ленинграда. Урок продолжает воспитатель (классный руководитель):

– 27 января ежегодно  страна отмечает важную историческую дату –  снятие немецко-фашистской блокады с города Ленинграда, во время ВОВ. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержки из секретной директивы немецкого военно-морского штаба  «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решить стереть город Петербург с лица земли…   После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено  блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы: более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолетов. Немцев поддерживала 200-тысячная финская армия, «Голубая дивизия»  из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

Несмотря не героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу  технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось  подойти к Ленинграду вплотную и окружить его.

На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. В нем построили 35 километров баррикад,  44170 дотов, 22000 огневых точек. Из гражданского населения были сформированы отряды местной противовоздушной обороны.

Первый ученик: Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спа­сения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самоле­тов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили мороз­ными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом, ловили шпионов и диверсантов.
А. Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что».
В осажденном городе работали 39 школ. Местом их учебы стали и некоторые бомбоубежища зданий. Опасен и тяжел быть путь в школу – бомбежки, снежные заносы. В тех помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз. Что замерзали чернила. Руки коченели. А мел выскальзывал из пальцев.

Второй ученик: Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось – и прямо в классе.
Учителя и ученики. И те и другие из мерзлых квартир, сквозь стужу и снежные заносы шли иногда километров за пять-шесть, а то и десять, в такие же мерзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые познали цену друг другу, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски.
В Ленинграде есть школы, которые не прекращали своей рабо­ты в самые тяжелые дни зимы. А большинство школ, не работавших в эти наиболее тяжелые месяцы, возобновили свою работу с 1 мая и дали выпуск к осени».

Воспитатель (классный руководитель). В эти дни на Пискаревском кладбище открыта мемориальная доска в память учителей и учеников, которые были в блокадном городе. 400 тысяч школьников учились и трудились в блокадном городе, но немногие выжили.
Давайте почтим, светлую память воинов, жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Звучит метроном. Минута молчания.

Учитель музыки. В осажденном Ленинграде советский композитор Дмитрий Шостакович создал знаменитую Седьмую симфонию – «Ленинградскую». (Ребята слушают первую часть).
«Я не знаю, как охарактеризовать эту музыку, — говорит сам композитор, — может быть, в ней слезы матери или даже чувство, когда скорбь так велика, что слез уже не остается».

Воспитатель (классный руководитель):  … с каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и инженерно-технические работники получали в день всего по 250 г. хлеба, иждивенцы и дети по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием  ленинградцев.

Третий ученик: читает стихотворение Ольги Бергольц.

И было так:
На всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнешь никак:
Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять, А хлеб, Других дождаться,
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит.
к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

Воспитатель (классный руководитель): показывает буханку ржаного хлеба, разрезанную на доли (пайка хлеба военного Ленинграда). Предлагает каждому ученику по кусочку хлеба.

Часть четвертая.  Заключение

Учитель математики: Ребята! Сегодня урок был необычным, т.к. вы изучили доли с научной точки зрения на математике, прослушали музыкальные доли  и, мысленно побывали в блокадном Ленинграде. Вы увидели и попробовали, краюху хлеба, весом в 125 грамм, это доля, которую получали жители блокадного Ленинграда. Мы педагоги, надеемся, что после такого урока, вы еще бережнее будете относиться к людям, на чью долю выпало тяжкое бремя ВОВ, к жителям блокадного Ленинграда, к ветеранам ВОВ, к истории своей Родины.