Мозаика культур. 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Ход урока

1. Организация на урок. Здравствуйте. Проверили готовность к уроку. Садитесь.

2. Тема урока: "Мозаика культур" (слайд 1). Цели урока: "Сегодня на уроке мы, как обычно, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать, смотреть и слушать" (слайд 2). Начиная изучать историю в 5 кл., мы пришли к выводу, что это лучше делать путешествуя. Путешествуя по Древнему Востоку, мы узнали, что дала миру цивилизация стран Древнего Востока. В путешествие по Древней Греции нас пригласил великий и могучий Зевс. Мы побывали на горе Олимп, там, по просьбе богов, провели наш захватывающий КВН. Потом мы гуляли по Риму - вечному, красивому городу. Мы так увлеклись путешествием, что не заметили, как попали на стоянку древних людей. Определив по карте и компасу (слайд 3), который оказался у меня на "Столе находок", мы обнаружили, что находимся на стоянке наших далеких предков. Тогда мы с вами начали самое увлекательное путешествие на земле, путешествие по нашей стране. Машина времени перенесла нас в III век до нашей эры, и мы оказались на нашей Донской земле, недалеко от Таганрога, в удивительном месте, которое называется Танаис (слайд 4). И тогда мы начали самое увлекательное путешествие на земле, путешествие по нашей Донской земле, а все увиденное обобщим в конце урока. В это путешествие приглашаем гостей. (Дети встают и приветствуют гостей). Садитесь.

3. Обобщающее повторение об увиденном на экскурсии: "Откуда есть, пошла земля Донская". Когда мы вышли из "машины времени" и поднялись на гору, нашему взору открылся потрясающий вид. Мы застыли от изумления: голубое небо, бескрайняя донская степь и : Ш век до нашей эры! "Машина времени" перенесла нас в те далекие века, когда Дон называли Танаисом, а Азовское море - Меотидой. Над звонкою дельтою Дона и древнего моря окрест развернут до боли знакомый медлительный свиток небес. В том свитке встречаю смятенье: ненастий и радужных лет, минувших веков откровенье - забытые строки легенд". (Л. Волошинова) :Мы бродим по городищу, по узеньким улочкам и дворикам древнего города, рассматриваем крепостные стены, глинобитные жилища (слайд 5). На первый взгляд может показаться, что это простые камни. Но вслушаемся! И древние руины поведают нам о жизни, обычаях и традициях наших далеких предков. Ученые археологи проводят здесь, у хутора Недвиговка, раскопки. Рядом с раскопками - музей археологии (слайд 6). В музее собрана богатая коллекция археологических находок.:Проходим по мостику к музею, и нам приоткрываются многие тайны, хранимые под слоем тысячелетий. "В истории нашего Донского края особое место занимает древнегреческое поселение Танаис. В середине первого тысячелетия до н.э. Нижний Дон стал районом греческой колонизации, остатки которой хорошо сохранились". Нас заинтересовал исторический памятник - древний город Танаис, его культура и искусство. "На территории нашей области располагались разные городища. Самые крупные из них - Кобяковское и Темерницкое". Поселения были тесным образом связаны с древнегреческим городом Танаисом и составляли его сельскохозяйственную округу. Через Танаис в другие городища поступали привозные изделия. Это, прежде всего, амфоры и краснолаковая посуда, прекрасные украшения. Среди украшений встречаются стеклянные бусы, подвески из египетского фаянса в виде виноградных гроздей, львов, браслеты, пряжки, фибулы (застежки для одежды), перстни, зеркала (слайд 7). Многие изделия были привезены также из Боспорского царства и Римской империи. "Наиболее ценными являются глиняные сосуды с росписями - чернофигурными и краснофигурными. Это не просто произведения искусства, это шедевры мировой художественной культуры, которые дала миру древнегреческая цивилизация. Они пережили века и тысячелетия и дошли до наших дней, как бы еще раз подчеркивая мысль о том, что "все в мире приходящее, а искусство - вечно".

Эта тема сейчас, на рубеже тысячелетий, нам представляется особенно актуальной, потому что показывает непрерывную связь времен, связь между далеким прошлым, настоящим и будущим.

Танаис - торговый город. Город Танаис был основан греками Боспорского царства в Ш в. до н.э. Это была самая северная колония древних греков. Город располагался в удобном месте в устье реки, через него проходили торговые пути, поэтому он быстро рос и стал важным торговым центром. В музее мы рассматриваем карту (слайд 8), на которой показаны торговые связи Танаиса с другими городами и странами. Из Греции сюда везли краснолаковую керамику, чаши. Из Египта - много ювелирных украшений: бусы и амулеты в виде скарабеев, сфинксов. Завязались торговые связи с итальянскими и западно-римскими центрами. Оттуда привозили металлическую посуду, светильники, статуэтки. Жители Танаиса поклонялись греческим богам: Гермесу - богу торговли и странников, Аполлону - богу солнечного света, искусств, Афродите - богине плодородия, любви и красоты. Статуэтки богов - это прекрасные образцы миниатюрных скульптур первых веков нашей эры (слайд 9). С этими интересными находками мы знакомимся в залах музея. При археологических раскопках ученые находят много ювелирных изделий. Наиболее ценные из них находится в Эрмитаже, но и здесь много интересного. В городе и вокруг него селились не только греки, но и другие народы: меоты, сарматы. Это наложило отпечаток на быт и культуру жителей Танаиса. Здесь смешались греческие и туземные черты, поэтому город приобрел свой облик, что отличает его от других греческих поселений

Амфоры Танаиса. Первые серьезные раскопки здесь проводил генерал А. А. Мартынов. Хотя это была семейная традиция, и еще его дед Д. М. Мартынов интересовался археологией. В своем поместье Недвиговке они занимались раскопками курганов и исследованием руин городища. Профессор П.М. Леонтьев при содействии А.А. Мартынова установил в 1853 г., что это городище - Танаис. Это были первые научные раскопки на Дону. Еще при Д.М. Мартынове в Недвиговке были найдены две амфоры с чешуей карпа и дырочками на каждой чешуйке. Старик с сыном нашили чешуйки на сукно, и эта "нашивка оказалась почти непроницаемой холодному оружию". В Танаисе есть то, чего нет ни в одном музее мира - здесь находится самая богатая коллекция амфор (слайд 10). В музее есть уголок, в котором показан хозяйственный подвал. В нем много амфор от самых маленьких до громадных (слайд 11). В амфорах хранилась масло, вино, зерно. Часть из них были привезены с острова Родос (где находился Родосский колос - один из семи чудес света). Мастера на горле ставили клеймо, и оно сохранилось на некоторых амфорах. А в запасниках музея в служебном помещении есть зал амфор. Когда мы были там, сотрудники музея готовили экспонаты для международной выставки в Германии, и нам удалось одним глазком взглянуть на эту уникальную коллекцию (слайд 12).

Танаис - город ремесленников. "Я хочу, как вы, найти свое ремесло и стать мастером, чтобы научиться одерживать свои победы и совершать чудеса". Как видно из археологических находок, жители Танаиса занимались скотоводством, рыболовством и земледелием. При раскопках в домах найдены каменные зернотерки - ручные мельницы, железные мотыги и серпы. Развивались в городе и ремесла. Оборонительные сооружения строились из камня (слайд 13), было развито строительное и каменотесное дело. Работали искусные резчики по камню. Особенно нам запомнился мраморный рельеф с изображением всадника Трифона (слайд 14) в развевающемся плаще. В облике Трифона видны черты, характерные для античного греческого искусства. А одежда всадника такая же, какую носили воины соседних племен и Тамги - родовой знак боспорских царей (слайд 15). В киоске сувениров мы купили кулон с изображением тамги и маленькие амфоры на память о нашей встрече с древним Танаисом.

Танаис - город - крепость. "Вот уже месяц осаждало Танаис воинственное племя сатархеев. Три штурма обрушили завоеватели на город, и все три выдержали танаиты.". . В музее мы видели орудия, различную военную технику, которой пользовались защитники города. Во II-Ш веках Танаис достиг своего расцвета. Но в середине III в. н.э. Танаис был разрушен готскими племенами. В конце IV в. жизнь в городе возобновилась. Но былого могущества Танаиса уже не достиг и в начале V в. перестал существовать. "В дельте Дона раскопали античный город. У южных танаиских ворот нашли половинку стелы с изображением Героя. Вторая - с изваянием Виктории Не найдена до сих пор. Но порою кажется - тень Виктории Витает над руинами городища, а венок славы и доблести освещает его камни, ибо вопреки разрушительной стихии и забвению дошло до нас известие о самоотверженности защитников города и вдохновении его мастеров." (Л. Волошинова). Город Танаис, познавший периоды расцвета и упадка, просуществовал более семи веков и канул в Лету.

Наше увлекательное путешествие завершилось. В заключении можно сделать следующие выводы: в своей работе мы стремились подчеркнуть, что древняя Эллада дала Дону целый пласт мировой культуры - античное искусство. Уникальность Танаиса в том, что в нем гармонично сочетаются черты греческого искусства с культурой других племен и народов, населявших наш Донской край. Физкультминутка (музыка: стук колес поезда. Дети, закрыв глаза, положили голову на вытянутые руки).

Слова учителя: "Машина времени" переносит нас в 9 век нашей эры, но мы ощущаем дыхание тех далеких времен "не нашей эры". И, может быть, не случайно они открылись для нас сейчас, на рубеже тысячелетий, когда минувшее и грядущее смотрят в глаза друг другу. А теперь прошу сесть. А мы оказались в Киеве. Там правил могучий великий русский князь Олег. (слайд 16). Вспомните и скажите, чем знаменит князь Олег? Ответ детей. Создал русское государство - единое Древнерусское государство в 882г.

Что такое государство? Ответ детей. Государство - это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируется на основе единых законов, осуществляется охрана земель.

Погостив в славном городе Киеве, мы отправились дальше. "Машина времени" стремительно перенесла нас в новый век. Это был 988 год. Чем знаменит этот год?

Ответ детей. Принятие Русью христианства.

В годы правления, какого князя было принято христианство? Ответ детей. В годы правления князя Владимира. (слайд 17). Историческая справка (слайды 18-20 читает ученик).

Какое значение имело крещение Руси?

Ответ детей. Крещение Руси содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, архитектуры и искусства. Укрепило международное положение Руси.

Что такое культура? Ответ детей. Культура - исторический определенный уровень развития общества и человека, достижения в материальной и духовной сферах, достигнутые ими в ходе своего исторического развития.

Слова учителя. Существует более 200 определений этого понятия (слайд 21). Физкультминутка (музыка: Звон колоколов. Дети, закрыв глаза, положили голову на вытянутые руки).

Наши русские колокола считаются самыми большими звучными в мире. У нас множество колоколен - у нас простор для такой музыки

5."Обобщение по теме: "Колокола Ростова".

Прошу творческую группу выйти к доске Рассказы детей об увиденном на экскурсии. Наша творческая группа представляет проект, посвящённый колокольным звонам и колоколам Ростова - на - Дону. В сегодняшнем мире поп - музыка заполонила экраны телепередач, эстраду, кино. В городской культуре нашего города присутствует и симфоническая и оперная музыка российских и зарубежных композиторов, но мы никогда не знали о том, что существует ещё и духовная музыка, и музыка колокольных звонов. Однажды среди привычного городского шума улиц, машин, голосов мы услышали необычные для нас звуки. Это звонили колокола кафедрального собора, и было в этом что- то волнующее и возвышенное. Эта музыка колокольного звона так запала нам в душу, что мы решили узнать больше о храмах нашего города, его колокольнях, куполах и колоколах. Но в литературе об этом оказалось не много сведений, и они не носят систематического характера. Поэтому мы собирали материал по крупицам, радуясь каждой новой находке, каждому новому открытию. Мы побывали в музеях, на выставках, в библиотеках. Мы посетили храмы и побеседовали со священнослужителями. На карте показан наш маршрут. Мы познакомились со старинными и современными колоколами, послушали колокольные звоны. Мы прочитали книги и поговорили со специалистами об искусстве колокольного звона.

Эта тема является особенно актуальной сейчас, когда мы, знакомясь с православным христианством, обращаемся к нашим духовным истокам и приоткрываем целый пласт музыкальной культуры, основанной на колокольных звонах. Эта тема созвучна веянию времени и духовному возрождению России. В канун праздника Дня Защитника Отечества впервые в истории России президент В. В. Путин вручал награды Родины в Кремле под звон церковных колоколов.

Цель нашей работы - понять, обобщить, сохранить полученный материал, показать возрождение на Дону колокольного звона и передать потомкам искусство духовного возрождения России. Считают, что колокола придумал епископ Ноланский. Как-то он шел лугом, и было у него виденье, будто синий колокольчик, качаясь, издает громкие звуки. Такими, по форме полевого цветка, и стали лить церковные колокола. На Валдае есть музей колоколов. Самый старый колокол музея датируется 1536 г. Первое упоминание о колоколах на Руси можно найти в Новгородской летописи 1066 г. Кстати, дату изготовления колоколов определить легко. Древние мастера ставили на изделиях и дату, и свои имена. Спустя два века на Руси было создано до 20 разных звонов: красный, малиновый, вечерний. К 2000-летию христианства остались известны лишь три канона - благовест, перезвон и трезвон. Благовест - самая древняя форма звона. (Звон колоколов)

Кажется, ничем другим так ярко не могла выразить Русь свое стремление к силе, единству, могуществу, как мощным колокольным звоном своих церквей. Невозможно представить себе Русскую землю без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи и колокольного звона. Это неповторимое слияние веры и искусства создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни нашего народа.О, Русь, благословенная моя! Познать тебя не хватит целой жизни: Твоих церквей златые купола, И многовещий звон колоколов Отчизны.

Христианство на Дону появилось в глубокой древности. По преданию эти земли посетил с просветительской миссией святой апостол Андрей Первозванный. В 1761 году для защиты южных рубежей России императрица Елизавета Петровна повелела заложить на реке Дон новую крепость. "...Вместо древнейшего греческого Танаиса в устьях Дона теперь здравствует Ростов-на-Дону, всего в 12-ти верстах от прежнего..." (Забелин, с.8). Особым указом государыни крепость была названа в честь светоча Русской Церкви - святителя Димитрия, митрополита Ростовского, незадолго перед тем прославленного в лике русских святых. Отсюда пошло и название нашего города - Ростов. В 1999 году мы отмечали его 250-летие. К юбилею города 17 сентября Соборную площадь украсила величественная бронзовая пятиметровая фигура святителя Димитрия Ростовского (слайд 22).

Памятник выполнен по проекту скульптора В.Г. Белякова и архитектора Н.Ф. Гмыри. Святитель действительно словно пришёл в наш город со своим благословением. В Областном краеведческом музее есть выставка, посвященная святителю Димитрию Ростовскому. На выставке мы увидели личные вещи святителя, рукописные тексты, иконы XVIII в., серебряную плащаницу, положенную на его гробницу при похоронах в 1709 году. Главный храм нашего города - кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (слайд 23). Он был сооружен в 1860 году по проекту архитектора Тона, который проектировал и московский Храм Христа Спасителя. По архитектурному стилю эти соборы объединяет общая композиционная основа, только наш храм в 6 раз меньше. Собор имеет черты, характерные для древнерусских храмов, является пятиглавым с центральной главой на световом барабане. Колокольня кафедрального собора была построена в 1887 году по проекту архитекторов Антона Кампиони и Дмитрия Лебедева в неоклассическом стиле с элементами Ренессанса. Её высота составляла 70 м. На ней был установлен главный колокол весом 1032 пуда (примерно 17 тонн) и заведены четырёхсторонние часы с боем. Звон колоколов был слышен в радиусе более 30 км. Колокола были отлиты на колокольном заводе, который располагался на Кузнечной (ныне Пушкинской) улице. Этот завод славился своими колоколами, и в 1890 г. был удостоен Золотой медали. Большая часть колоколов была подарена храму ростовским купцом Панченко. Но в годы Великой Отечественной войны 2 верхних яруса колокольни были разрушены в целях маскировки. И только недавно колокольня была возведена заново. Восстановление колокольни осуществлялось по проекту архитектора Солнышкина. На втором ярусе теперь, как и раньше, находятся колокола. Отлиты они на Воронежском сталелитейном заводе. На празднование 170-летия епархии и 250-летия города впервые на Донскую землю прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Он освятил колокольню. В память о пребывании в Ростове Патриарху Алексию был подарен серебряный колокол работы донского ювелира Евгения Говорухина. Восстановленная колокольня кафедрального собора знаменует начало нового этапа в жизни нашего города. Теперь и в нашем городе мы можем слышать удивительную музыку колокольного звона. (Звон колоколов)

Это звонят колокола кафедрального собора.

Колокол - традиционный символ русского воинства. С древнейших времен он и набат, предупреждающий о вражеском нашествии, созывающий воинов на битву, и торжественный глас победы, встречающий своих победителей. И, конечно же, колокол всегда был, и символ скорби, ярким свидетельством памяти людской об убиенных. Гласом, связующим земную жизнь с бессмертными сферами. А таинственная сила, заключенная в церковном колоколе, пришла к нам из древности. Ученые установили, что колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, который разрушает болезнетворную среду. Музыка колокольных звонов - это великое искусство, имеющее тысячелетнюю историю. Это особое явление в музыкальной культуре России, такой же важный вид культурного наследия, как древнерусская живопись и зодчество. Поэтому великие русские композиторы Глинка, Бородин, Рахманинов, Чайковский использовали в своих произведениях колокольные звучания не как религиозный атрибут, а как выражение национального характера русской музыки. Русским звонарям не было равных. Именно они изобрели отличный от Западной Европы способ игры, когда не колокол, раскачиваясь, бил о неподвижный язык, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов. Сейчас возрождается искусство колокольного звона, и в Московской консерватории открылась школа звонарей. Искусство колокольного звона - это творчество талантливых представителей народа, которые, опираясь на накопленный опыт, продолжают и развивают все лучшее от предшествующих поколений музыкантов-звонарей. Нам удалось поговорить с одним из самых молодых звонарей кафедрального собора Александром Кузиным. Ему 20 лет. Из беседы мы поняли, что особенность колокольного звона у нас в том, что звонари пытаются найти свои музыкальные формы, в которых бы отражались традиции нашего Донского края. В многовековой практике музыкантов-звонарей выработались особые приемы звонов. Красный, малиновый, вечерний... Звон бывает двух видов: благовест и собственно звон. Благовест - это мерные удары в один большой колокол. Он бывает обыкновенный (частый), производимый самым большим колоколом и редкий, производимый меньшим по величине колоколом (звон колоколов).

Звоном называется такой звон, когда бьют сразу во все колокола. Он бывает следующих разновидностей: трезвон - звон во все колокола, повторяющиеся трижды после небольшого перерыва (звон колоколов).

Двузвон - звон во все колокола дважды (звон колоколов).

Перезвон - звон поочередно в каждый колокол, начиная с большого и до самого малого (звон колоколов). Главный металл, из которого отливают колокола - медь, для разного тембра и звучания в него прибавляют золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Серебро добавляют для более открытого и звонкого звучания, для более закрытого - сталь, для более резкого - добавляют золото, для более нежного - платину. Чугун и бронза придают звуку глухой оттенок, но чугун дает только тишину и спокойствие, а у бронзы глухота - волнистая, рельефная. Процентный же состав литья колокола - это тайна мастера - литейщика. Лучше всего слушать колокола внизу, на некотором расстоянии от колокольни. Когда на колокольне неравнодушный человек, волшебный звон будоражит сознание, заставляет трепетать душу, создает атмосферу таинственности и высокой духовности. Это искусство, созданное народом и самой жизнью. Колокольные звоны в нашем городе теперь можно услышать не только в кафедральном соборе, но и в других храмах. В последние годы идет процесс восстановления старых и строительство новых храмов. Сложная судьба у одного из самых красивых храмов города - Святого Серафима Саровского (слайд 24), расположенного на улице Портовой. У этого храма была великолепная акустика, под его сводами пел великий Шаляпин. Нас это очень заинтересовало, и мы к юбилею Шаляпина подготовили материал о его пребывании на Дону и в этом храме. До недавнего времени здесь находилась детская музыкальная школа. С 1994 года началось восстановления храма по проекту архитектора Райченко. В 1997 г. была восстановлена колокольня по проекту архитектора Чекмарёва. Мы поговорили с настоятелем храма отцом Иоаном. Он рассказал, что купола и крест колокольни изготовлены в Волгодонске на заводе "Атомкотломаш". Высота колокольни 37 м, на ней 5 звонниц и 6 колоколов, вес которых от 30 кг самого маленького до 120 кг самого большого.Все колокола отлиты в Воронеже. Звонят в колокола юные пономари Иоанн, Алексий и Евгений, которые с усердием постигают тайны этого удивительного искусства - музыки колокольного звона. Когда-то самым значительным и самым величественным собором на юге России был храм Александра Невского (слайд 25)в русско-византийском стиле. Он был построен по проекту академика Ященко и находился на Новобазарной площади. В храме были уникальные росписи по эскизам братьев Васнецовых, в проемах звона висели 14 колоколов. Но в начале 30-х годов храм Александра Невского был взорван. А вот временная Александро-Невская церковь дошла до наших дней. Она была заложена в 1875 г. по проекту архитектора Загоскина как временная, до строительства храма. После освящения собора в 1910 г. она была перенесена на Братское кладбище и переименована в Вознесенский храм, строительство которого по проекту известного ростовского архитектора Васильева завершилось в 1915 г. Все его 6 колоколов отлиты в XIX в. и получены в дар от других приходов. В 1997 году на территории онкоинститута был построен храм во имя целителя Святого Пантелеймона (слайд 26). К 250-летию города и открытию филиала Свято-Тихвинского Богословского института.

Патриарх Алексий 2 освятил для звонницы храма новый колокол, который называется "Колокол Надежды" (слайд 27). Известный исследователь А. Афанасьев на основе многолетних наблюдений сделал вывод, что колокольный звон обладает целебными свойствами. Сейчас уже проведен современными учеными ряд исследований о благотворном лечебном воздействии колокольного звона православных храмов. Существует мнение, что в большие праздники, когда звонят колокола всех храмов и над городом плывет малиновый звон, это создаёт особую праздничную атмосферу и вселяет силу и здоровье. Эта традиция только начинает возрождаться у нас, и было бы хорошо, если бы она развивалась и дальше... Мы побывали на экскурсии в единственном, на Донской земле Свято-Иверском женском монастыре (слайд 28). Был период, когда в его стенах располагался совхоз. Монастырь открыт вновь в августе 1991г. Из-за образовавшейся трещины большой колокол пришлось снять с колокольни, и теперь он находится рядом с храмом. В 1995 г. на колокольню были подняты новые колокола, отлитые в Воронеже. Центральный колокол является фоном или основой. В арках расположены клавиатурные колокола в порядке уменьшения веса. Основой клавиатуры служит цилиндрическая тумба, к которой прикреплены металлические цепи - "клавиши". К ним привязаны веревки, идущие от языков клавиатурных колоколов. Играют на клавиатуре кистью или кулаком левой руки. После клавиатурных колоколов идут более мелкие - колокола-трели. Ударяют в них правой рукой с помощью деревянного устройства, к которому привязаны шнуры от колокольных языков. В нашей беседе матушка-настоятельница Рахиль рассказала, что в монастыре нет специально звонаря, обученного в школе звонарей, эта обязанность ни за кем не закреплена. Звонит в колокола тот, кто не занят другими работами. Но надо отметить, что среди монахинь есть и профессиональные музыканты. Колокола в монастыре подобраны разные. В нашем Советском районе мы побывали в храме Святого Георгия Победоносца (слайд 29) основанного в 1994 году. До этого времени здание занимала добровольная народная дружина. По просьбе жителей района было решено не воздвигать колокольню, поэтому в этом храме, единственном в Ростове, не будет колокольни. Одной из молодых является и церковь Святого Сергия Радонежского (слайд 30), заложенная в 1994 году.

Её особенностью является архитектурный стиль, храм построен в виде зиккурата, и зеленый цвет. "Это цвет жизни",- сказал настоятель храма отец Иоанн. В церкви пока нет колоколов, но есть била, и собираются пожертвования на воздвижение колокольни. Интересна история Преполовенского храма (слайд 31), в Железнодорожном районе. Строительство храма в 1829 г. в Гниловской станице было связано с духовными потребностями православного казачества. Храм был построен в стиле классицизма и имел уникальный двухъярусный иконостас в нео-византийском стиле. В 1910 году была построена новая колокольня, и храм приобрел значение станичного Войскового собора. По преданию, при отливке колоколов для этого собора, в бурлящие медь и олово бросали серебряные медали казаков, не вернувшихся с поля брани. В 30-е годы храм был взорван. Колокольня использовалась как парашютная вышка, а в годы войны была сожжена. В 1996 г. началось восстановление этого храма по проекту архитектора Гануса. Скоро и над Всесоюзной улицей польется колокольный звон.

В заключение хотелось бы отметить, что мы не все еще знаем о колоколах и колокольных звонах. Предстоит большая работа, которую мы планируем продолжить. Но собранный нами материал говорит о том, что колокольные звоны, как вид искусства возрождается на Дону. Особенность звонов колоколов у нас состоит в том, что талантливые выходцы из народа - звонари пытаются найти свои музыкальные творческие формы, в которых бы отражались традиции нашего Донского края. Недавно в прессе было опубликовано предложение о туристическом проекте "Донское серебряное кольцо". Нам бы хотелось, чтобы этот проект действительно осуществился, и музыка колокольных звонов нашего города заняла бы в нем достойное место.

В своей исследовательской работе мы использовали источники: (слайд 32).

Итог урока. Что нового вы узнали на уроке, о чем дома расскажите родителям?

Ответы детей (слайд33). Оценка работ: карточки со словом: "МОЛОДЦЫ!" (слайд34).