Интегрированный урок (технология + история) по теме "Кулинария - это наука или искусство?"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные:
    • ознакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с  историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; 
    • показать влияние оформления блюд на аппетит человека;
    • научить готовить изысканное блюдо из заварного теста.
  • Развивающие:
    • развивать интерес к учению, к профессиям в сфере общественного питания;
    • развивать умение в приготовлении изделий из заварного теста творческих способностей учащихся;
    • развитие коммуникативных навыков.
  • Воспитательные:
    • создать условия для творческой самореализации личности;
    • воспитывать самостоятельность, аккуратность и культуру труда при выполнении работы, интерес к кулинарным рецептам

Тип урока: интегрированный (технология + история)

Методы обучения: дискуссия с элементами лекции и беседы, демонстрация наглядных пособий, блюд; работа с  дополнительной литературой и интернетом; демонстрация трудовых приемов, мастер-класс.

Объекты работы: полуфабрикаты из заварного теста, крем

Наглядно-иллюстрационный материал:

  • презентация к уроку;
  • книги по кулинарии;
  • схема-плакат «Связь кулинарии с другими науками»;
  • музыкальное сопровождение «Лебединое озеро».

Оборудование и инструменты:

  • ДVД диск с музыкой «Лебединое озеро»;
  • мультимедиа проектор;
  • ноутбук «AQUARIUS»;
  • экран;
  • подарочные издания книг по кулинарии;
  • посуда;
  • скатерть;
  • салфетки;
  • ножницы;
  • спецодежда.

Межпредметная связь: история, биология, физика, медицина, физиология питания, литература

Профориентация: родственные профессии – кондитер, повар, кулинар.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание

Презентация

I. Организация урока Приветствие. Сообщение темы и целей урока. На доске тема урока. Слайды 1-2
II. Актуализация опорных знаний Учитель технологии. Кто из нас не любит вкусно поесть? Наверное, мало найдется таких уникальных типов. Хорошо приготовленная пища – это маленький праздник для желудка, возможность получить настоящее удовольствие. Именно в этом случае нам на помощь приходит кулинария. Ну а все-таки: Что такое кулинария? (Ответы уч-ся)
Первое что приходит на ум – кастрюли, сковородки, тарелки, и  как результат – ужин на столе.
 
III. Изучение нового материала Учитель технологии. В словаре понятие кулинария объясняется так:
Кулинари'я или кулина'рия (от лат. culina – кухня)– область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи или собирательное название кушаний.

По преданию, Кулина была служанкой и помощницей мифического врачевателя Эскулапа (покровителя медицины) и его дочери Гигеи (покровительницы здоровья).

Но по некоторым данным «кулинария» – слово французского происхождения и можно сказать, что французы заслужили это право. Ведь французская кулинария и кулинарные рецепты славятся на весь мир. Вообще изучение кулинарных рецептов различных стран и народов – очень интересное и занимательное занятие. Японское суши, французские устрицы, итальянское спагетти, украинский борщ, грузинское лобио, испанская паэлья, швейцарское фондю – вот самый минимальный список блюд, от одних названий которых уже начинают течь слюнки и хочется сразу же пойти на кухню и приготовить себе что-нибудь вкусненькое.   Но на самом деле, кулинария – это немного больше … Но в начале, обратимся к истории.

Учитель истории. Два миллиона лет назад первый человек появился из стада до-человеческих приматов. Мы начали проходить через важные эволюционные этапы – научились ходить на двух ногах, мозг стал крупнее. Кроме того полтора миллиона лет назад наши предки научились готовить продукты. Готовые продукты легче переварить, безопаснее хранить, и это самый эффективный способ добавления сложных белков в диету раннего человека. Способность готовить пищу стала ключевой в развитии умственных способностей человека.   Кулинария открыла разнообразие новых ингредиентов нашим голодным предкам. Ядовитые и несъедобные корни стали съедобными в запеченном виде. Неперевариваемые и твердые части пойманных животных стали нежными и вкусными. Со временем и сам способ нагревания еды претерпел эволюционные изменения. От открытого огня и запекания в углях, доисторический кулинар перешел к различным способам приготовления, поняв, что они также влияют на вкус пищи.

Учитель технологии. Сегодня на уроке, используя все свои знания умения и навыки,  мы с вами попробуем ответить   на вопрос нашей темы – Кулинария это наука  или искусство?
На прошлом уроке вы получили задание  по группам найти аргументы доказывающие:

  • I группа:  Кулинария – это наука,
  • II группа: Кулинария – это искусство.

Слово 1 группе:  Уч-ся 1 группы доказывают  что  кулинария – это наука (Приложение 1)

Учитель технологии (вступая  в дискуссию)

–  Поднимите руки те,  кто не любит чистить и тем более резать лук?
– А кто может объяснить: почему мы «проливаем слезы» когда режем лук?

Научное объяснение

В клетках лука содержатся вещества летучей серы, которые выпускаются в воздух, когда в них вонзается нож. На глазах появляются слезы, потому что организм пытается смыть или растворить химические вещества перед тем, как они повлияют на глаза. Слезы – естественный способ организма смыть вредные вещества.
Существуют способы нарезки лука без слез. Например,

  • очки для плавания создают физический барьер между веществами и глазами;
  • охлаждение луковицы в холодильнике перед нарезкой снижает выделение вредных веществ ;
  • жевание петрушки окисляет вещества серы, обезвреживая их;
  • еще один способ – поставить зажженную свечку рядом с разделочной доской. Как и жевание петрушки, этот процесс тоже окислит серу, изменит ее состав так, что она больше не будет вызывать слезы. Можно намочить порезанную пополам луковицу холодной водой – вода вступит в химическую реакцию с серой и не даст ей выделяться в воздух 
  • или под конец можно высунуть язык, пока режете лук – влага на языке впитает химические вещества в воздухе до того, как они доберутся до глаз.

Учитель технологии. Сделаем вывод: кулинария – это наука? … (Ответы уч-ся)

Вывод: Кулинария – это наука о здоровой, вкусной и разнообразной пище, основанной на научной основе. 

Учитель истории. А кто нам готовит здоровую, вкусную, разнообразную пищу? (Ответы уч-ся) Конечно же, – повара.
Известна история о Наполеоне, который, придя к власти, вызвал к себе повара и сообщил  ему, что в его меню никогда не должно быть курицы. Объяснялось это просто. Бонапарт вырос в семье, которая жила на средства, получаемые от переработки кур. В их доме кур готовили на первое и второе, на завтрак, обед и ужин.  Повар императора был крайне удивлен. Еще никто и никогда не говорил ему о том, что и как готовить. Когда наутро Наполеон увидел на столе курицу, он тут же позвал к себе кулинара. Тот предложил императору лишь попробовать приготовленное блюдо. Монарх согласился и отломил небольшой кусочек от птицы. Распробовав блюдо, Наполеон больше никогда не давал никаких указаний своему повару. Почему? (Ответы уч-ся)

Учитель технологии. Профессия повара является древнейшей профессией и в настоящее время  ведущей рабочей профессией в общественном питании. От работы повара зависит здоровье людей. Он должен придерживаться рецепта, соблюдать определенную последовательность, соблюдать элементарные правила санитарии и гигиены, Т.Б.
– А какие родственнее профессии есть  у повара? (Ответы уч-ся: кулинар, кондитер. Работа в отраслях пищевой промышленности: хлебопекарное производство, производство молочных продуктов, мясных продуктов, изделий из рыбы и морепродуктов, производство сахара и кондитерских изделий, консервирование плодов и овощей, виноделие и пивоварение, микробиологическое производство.)

– Слово II группе. Они  приведут свои аргументы и докажут что кулинария – это  искусство.

Уч-ся 2 группы доказывают  что  кулинария – это искусство (Приложение 2)

Учитель технологии. История развития человечества от древнейших времен до наших дней знавала невиданные взлеты поварского искусства и такие же резкие падения. То еду возносили до небес, считая ее одним из самых лучших удовольствий, то относились к ней чуть ли не с презрением, считая, что даже разговоры о продуктах и блюдах «недостойны истинного джентльмена». Взять древних эллинов.  В Спарте относились к питанию сдержанно: в походе и на войне надо было обходится простой в приготовлении пищей.   А совсем  рядом, в Афинах, изощрялись в приготовлении неслыханного праздничного блюда: крошечная маслинка запекалась внутри голубя, голубь – в козленке, козленок – в овце, овца – в быке, все это жарилось на вертеле, и самому почетному гостю доставалась та самая маслинка.
Удивительно ли, что позднее в Древнем Риме поварское искусство достигло расцвета именно при помощи поваров  греков? С кулинарами считались, от них зависел престиж того или иного знатного дома. Затем после длительного застоя, в конце средних веков, благодаря  бурному проникновению пряностей из восточных колоний, изысканная кухня получила дальнейшее развитие. Колыбелью изысканной кухни стала Италия, особенно юг и Сицилия. При короле Людовике XIV испытала подъем поварского искусства Франция, и с тех пор эти  европейские страны ведут непрестанное соперничество по кулинарной части

Учитель истории. Сегодня русская национальная кухня – самая разнообразная в мире. Одних щей в ней насчитывается более 60! Каждое новое блюдо нужно освоить: а вдруг не получится? Не зря кулинарию называют искусством: она требует и терпения и умения..(зачитывает отрывок описания застолья из учебника «История России»)

Учитель технологии. В самом деле, искусство кулинарии – одно из самых древних. Настоящий повар – это талант, которым наделен не каждый человек. Повар – это тот же художник – творец-кудесник-фантазер. В его руках обычные продукты превращаются в произведения искусства, доставляя людям радость и удовольствие. 

Вывод: Кулинария – это искусство? (Ответы уч-ся)

Вывод:  Кулинария – это не просто умение приготовить кушать, это целое искусство, которое существует весьма давно и усовершенствовалось на протяжении множества столетий.

Учитель технологии. Выслушав аргументы и 1 и 2 группы можем сказать. Что кулинария с одной стороны – искусство, а с другой стороны – наука, опирающаяся на достижения физики, химии, физиологии питания и других отраслей естествознания. Можно  научиться и печь, и варить, и вырезать из овощей  и фруктов целые композиции. Нужно лишь  иметь  определенные знания в этой области и  желание. Ну а теперь  на практике  попробуем  показать,   как можно обычное пирожное превратить в изысканное блюдо.

Слайд 3

 

 

 

Слайды 4-10

 

 

Слайды 11-14

 

 

 

 

 

 

 

Слайды  15-17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18

 

 

 

Слайд 19

 

 

Слайды 20-35

 

IV. Практическая работа Учитель технологии. Цель практической работы:  научиться готовить изысканное блюдо из заварных пирожных.

1.  Вводный инструктаж

Вспомним рецепт и  технологию  приготовления заварного теста. Перечислите продукты необходимые для приготовления заварного теста (Мука, вода, масло, соль, яйца) (Приложение 3)
– Кто напомнит  коротко, технологию приготовления заварного теста?   (Приложение 4) Заварное тесто получается путем заваривания муки с водой, маслом и солью и последующего замешивания заваренной массы с большим количеством яиц. В процессе выпечки происходит интенсивное испарение влаги, и внутри изделия образуется полость,  которую заполняют кремом или начинками. Для получения изделий хорошего качества необходимо точно соблюдать все указания по замесу и выпечке изделий.

2. Вспомним правила охраны труда  при работе ножницами,  электрической  плитой, работа с горячей жидкостью.

Правила санитарии и гигиены. (Спецодежда, вымыть руки)

 3. Оформление пирожных:  (мастер-класс учителя технологии)

Пирожное – кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста, обычно с начинкой, с кремом.  Нарядный внешний вид и отличный вкус пирожных – важнейшие показатели качества этих изделий.
Для приготовления пирожных «Лебеди» нам понадобятся: полуфабрикаты – заварные «шарики»; заварные «2» – шеи лебедей; крем – любой  густой.    Кондитерские ножницы или  обработанные обыкновенные ножницы по бумаге, кондитерский мешок или просто чайная ложка.

Этапы оформления пирожных:

1. Срежьте с  шарика  верхнюю треть (из нее будут сделаны «крылья», а нижняя часть послужит основанием лебедя).
2. Заполните основание  любым  густым кремом.
3. Расположите по бокам «крылья», слегка отведя их в стороны, и закрепите «шею».  Пирожное готово!

4.  Самостоятельная работа

Уч-ся самостоятельно  собирают пирожные

Текущий обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда
Пирожные выглядят аппетитно, но… а если взять нам  и  пустить наших лебедей по «озеру». (Озеро из желе). И последний штрих – припорошить все «снегом» из сахарной пудры.  Изысканное блюдо готово.

 

 

 

 

 

На фоне музыки «Лебединое озеро»

V. Итог урока Учитель истории: (стихотворение собственного сочинения)

Урок технологии вместе с историей
Сегодня мы провели.
Практику мы совместили с историей
И к результату пришли:
Кулинария – искусство волшебное,
Нас вдохновляет творить, а рядом с нею наука бесценная,
Как путеводная нить.
И до чего довели наши знания
Гости оценят сейчас.
Может, сегодня получит признание
Творческий профильный класс.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: попробуйте дома приготовить  такие пирожные. Сделать фотографии и принести как зачетную работу этого урока