Язык эсперанто как средство реабилитации незрячих школьников

Разделы: Коррекционная педагогика


“Разноязычье является одним из величайших несчастий человечества”.
Вольтер

“Миру необходим общий язык более легкий, чем все существующие языки” [4], – такую глубокую мысль высказал еще в XVII веке чешский ученый Ян Амос Каменский. В 1887 году была опубликована небольшая брошюра, в которой излагались 16 программатических правил, словарь искусств создания языка и образцы оригинальных и переводных произведений на этом языке. Автор подписался псевдонимом “Доктор Эсперанто” – в переводе “надеющийся”. Робко звучал псевдоним создателя искусственного языка Людовика Заменгофа. Надежда его оправдалась, язык эсперанто начал быстро завоевывать мир. Его жизненность основывалась на том, что Л. Заменгоф (и в этом одна из его величайших заслуг!) ничего не выдумывал и не придумывал. Он извлек, создал из существующих естественных языков наиболее совершенные элементы и сплавил их, выстроил в стройную систему нового языка всеми своими корнями уходящего в языкотворческий опыт человечества. “Целая сотня самых больших изобретений не сделает в жизни человечества такой большой и ценной революции, какую сделает введение нейтрального международного языка” [2], – считал Л. Заменгоф.

В 1901 году был разработан алфавит языка эсперанто по системе Брайля, который дал возможность незрячим всего мира приобщиться к языку взаимопонимания и дружбы. А с 1904 года начал издаваться всемирный журнал незрячих эсперантистов “Эсперанто-лигило” [3].

В школах, ВУЗах, университетах многих стран язык эсперанто изучают факультативно. В виду легкости его изучения в школах учащиеся получают первые навыки и представления в овладении иностранным языком [1].

В нашей школе-интернате кружок эсперанто организован более 10 лет назад. За это время накоплен определенный опыт в изучении международного языка. Простота, рациональность, логичность, четкая определенность грамматических правил позволяет обучающимся легко усваивать этот язык.

Изучение языка эсперанто параллельно с родным языком, способствует речевому общему развитию школьников и в целом совершенствует культуру общения. Кроме того, язык эсперанто приобщает школьника к культуре других народов. Язык эсперанто, как и все общеобразовательные предметы, призван реализовать свои воспитательные, образовательные и развивающие, функции для передачи молодому поколению главного богатства людей – общечеловеческих ценностей. Преимущества систематического обучения детей языку эсперанто в младших классах возросли, получили и получили признание на общественном и государственном уровне. И государство, и общество многих стран признали тот факт, что изучение языка эсперанто в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку это способствует:

  • развитию психических функций ребенка (мышления, внимания, памяти, восприятия и др.) и речевых способностей;
  • более раннему вхождению ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке;
  • более качественному владению первым иностранным языком, что создает базу для продолжения изучения в школе второму, третьему иностранному языку, необходимость владения которыми становится все более очевидной.

Цель – научить незрячего ребенка читать, говорить, слушать и писать на языке эсперанто и этим обеспечить ему доступ к иным национальным культурам и тем самым мировой культуре, способствовать всестороннему развитию слепого и слабовидящего ребенка, коррекции его личностных качеств и повышения его жизненной активности.

Обучение языку эсперанто в специальной средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, развивающей и коррекционной целей, при этом все эти цели достигаются в процессе практического владения эсперанто.

Практическая (коммуникативная) цель включает в себя:

  • коммуникативные умения, сформированные на основе языковых лингвострановедческих и социокультурных знаний навыков;
  • умение осуществлять устно-речевое общение в стандартной ситуации в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения, в том числе делать краткие сообщения о себе, своем окружении;
  • умение воспринимать на слух и понимать краткие сообщения;
  • умение читать и понимать содержание несложных текстов разных жанров и видов с разной глубиной и точностью понимания.

Воспитательная цель осуществляется через систему личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой, что предполагает формирование у обучающихся системы моральных ценностей, оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к языку эсперанто, к культуре народов говорящих на этом языке.

Развивающая цель осуществляется в процессе усвоения обучающимися опыта творческой, поисковой деятельности, что предполагает формирования у школьников механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию, формирование языковых интеллектуальных и познавательных способностей, способности и готовности вступать в иноязычное общение.

Коррекционные цели:

  • формирование коммуникабельности;
  • развитие фонематического слуха;
  • умение дифференцировать звуки и слова;
  • умение переносить полученные знания в новую ситуацию;
  • умение говорить выразительно, выступать перед аудиторией.

Практическая цель предполагает создание основы для формирования навыков и умений аудировании, говорении, чтении, письме, которые позволяют пользоваться языком на уровне потребностей и интересов подростков.

Программа рассчитана на 3 года обучения по 1 часу в неделю, 102 часа. Рекомендовано начинать занятия с обучающимися 3-го класса общеобразовательной школы.

Образование средствами языка эсперанто предполагает:

  • понимание особенностей своего мышления;
  • сопоставление изучаемого языка с родным языком;
  • осознание особенностей каждого;
  • знание о культуре, страницах истории, традициях стран, изучающих этот язык;
  • представление о достижениях национальных культур, роли родного языка и культуры в зеркале культуры других народов.

В кружке занимаются учащиеся разных возрастных категорий:

I группа – учащиеся 3-го класса;
II группа – учащиеся 4-го класса;
III группа – учащиеся 5-го класса

и старшая группа, окончившая основной курс изучения языка. Занятия ведутся по составленной и утвержденной программе дополнительного образования “Эсперанто” [5] (программа имеет гриф “Допущено министерством общего и профессионального образования Ростовской области”, приказ № 2109 от 29.09.2006). Ежемесячно составляется план работы кружка. Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. С первых занятий много внимания уделяется четкому правильному произношению звуков, букв, слогов, слов. На каждом занятии повторяется и закрепляется пройденный материал, пополняется словарный запас, изучается новый грамматический материал с использованием легких текстов, диалогов, стихотворений и песен.

В конце каждого года много времени и внимания уделяется подготовке к отчетному концерту перед учащимися и преподавателями школы-интерната. В данном мероприятии каждый учащийся принимает активное участие: чтение стихотворений, инсценированных отрывков, монтаж, исполнение песен. Таким образом, подводится годовой итог работы кружка “Эсперанто”, что так же позволяет проанализировать эффективность работы кружка в общешкольном учебном процессе.

Целесообразность дальнейшего изучения языка эсперанто обуславливается коммуникативной направленностью предмета, что способствует преодолению комплексов неполноценности, заставляет проявлять инициативу, мыслить для быстрого нахождения оптимального и адекватного способа решения поставленной проблемы на языке эсперанто, при этом развивается память и внимание незрячих.

В ходе чтения на языке эсперанто учащиеся учатся сравнивать иноязычные реалии с родным языком и изучаемым по школьной программе немецким языком, знакомятся с особенностями культуры и быта других стран. Таким образом, расширяется кругозор учащихся.

Члены кружка “Эсперанто” принимают активное участие во встречах эсперантистов, организованных в школах других городов. Во время туристической поездки в Кисловодск и Пятигорск, кроме экскурсии по лермонтовским местам, в дом-музей Шаляпина, по живописным окрестностям и парку города Кисловодска, состоялась встреча эсперантистов в школе-интернате. Перезнакомившись, организовали общий концерт перед учащимися школы-интерната, устроили викторину на знание языка, конкурс чтецов. Завязалась переписка между кружковцами.

Целую неделю продолжалась встреча эсперантистов-школьников в Самарской школе-интернате. Собрались представители из нескольких городов: Армавира, Кисловодска, Новочеркасска, Москвы. Программа состояла из двух частей: совершенствование языка эсперанто и культурно-развлекательная программа. Главным условием встречи было общение только на языке эсперанто. Ученики нашего кружка показали переведенную на язык эсперанто сказку “Репка”. Во время конкурсов и викторин получили много призов.

Выпускники нашей школы-интерната принимают активное участие в работе Российской Ассоциации незрячих эсперантистов. Они вступают в контакты с зарубежным эсперантистами, постоянно участвуют в работе конгрессов за рубежом.

Язык эсперанто позволяет расширять возможности реабилитации незрячих, как школьников, так и взрослых.

Литература

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
  2. Колкер Б.Г. Международный язык Эсперанто (методические разработки и контрольные задания для начинающих изучение языка эсперанто), М., 1987.
  3. Мосенко А.И. Двадцать уроков эсперанто. М.? 1974.
  4. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Педагогическое наследие. Сост.: В. М, Кларин, А. Н. Джуринская. М., 1988.
  5. Мухаев М.П., Тимофеева Т.Б. и др. Сборник авторских программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III вида, Новочеркасск, 2006.