Интегрированный урок (химия + английский язык) "Чай пить – приятно жить"

Разделы: Химия, Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • создать условия для ознакомления с историей чая как напитка, а также для изучения некоторых его свойств.
  • формировать  систему знаний, обеспечивающих эстетическое воспитание.
  • познакомить учащихся с чайными традициями  Китая, России, Англии.
  • показать межпредметную связь английского языка и химии.

 Задачи  урока:

  • изучить состав и свойства веществ, входящих в состав чая;
  • определить основные показатели качества сырья;
  • познакомить учащихся с информацией о благоприятном влиянии чая на организм человека;
  • стимулировать желание учащихся общаться, высказывать свои мысли на английском языке,
  • отработать навыки и умения построения монологических и диалогических высказываний по данной проблеме.

Техническое сопровождение:

  • Компьютер, видеопроектор,  видео-презентации:  «Знакомьтесь, чай», «Чайные традиции Китая, России, Англии», «Как заваривают чай», «Как делают булочки», «Как делают тосты».
  • Химические реактивы и оборудование: крахмал, пищевая сода, раствор йода, уксусная кислота, азотная кислота, оксид магния, штатив, керамическая посуда, химические стаканчики, спиртовка, лупа.
  • Репродукция картины  В.Г. Перова  «Чаепитие в Мытищах».
  • На доске крупная надпись:  «Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай».
  • Приборы для сервировки стола.

План урока.

1. Учитель английского языка. Вступительное слово на английском языке.
2. Учитель химии. Представление презентации «Знакомьтесь, чай».
3. Учитель английского языка. История чая на английском языке.
4. Чайные листья. Выступление учащихся на английском языке.
5. Сценка-анекдот на английском языке.
6. Чай в России. Сообщение учащихся на русском языке.
7. Сценка на русском языке. Выступление уч-ся.
8. Учитель химии. Чайные традиции в Китае, Японии, России.
9. Представление презентации  «Дело вкуса»
10. Чай в Англии. Рассказ уч-ся на английском языке.
11. Приглашение к чаепитию. На английском языке.
11. Химический эксперимент. Наличие кофеина в чае, качество молока.
12. Вред или польза. Выступление эксперта.
13. Как заваривают чай. Презентация на английском языке, представленная учащимися.
14. Чайная церемония на английском языке.  Диалог учащихся на английском языке.
15. Заключительное слово.
16. Чайная викторина.

ХОД УРОКА

На первом этапе создается эмоциональный настрой на урок, вызывается интерес к последующей работе.

1. The  English teacher:

– Good morning everybody!  Welcome to our lesson. Today we are going to talk about  tea, about Russian and English tea traditions.

2. Учитель химии:  Представление презентации №1.

Чай – самый популярный напиток планеты.    Самый популярный и в то же время полный загадок и непостижимых тайн для большинства любителей  горячего и холодного, бодрящего и успокаивающего, ароматного и вкусного настоя. Так кто же он такой, этот фаворит человечества? Итак, знакомьтесь – тот самый чай! 
Чай – двоюродный брат камелий, красивейших и ароматнейших цветов. Дикорастущие кусты чая достигают трех метров в высоту, однако большинство кустов, выращиваемых на плантациях, достигают в высоту около полутора метров. Чайный куст исключительно долговечен – он может жить, плодоносить сто и более лет. Правда, от биологического срока жизни чая надо отличать хозяйственный срок. Практика показала, что по истечении определённого времени чайный куст снижает количество и отчасти качество своей «продукции» – листьев. Поэтому считается, что экономически выгодно держать чайный куст в долинах по 40-50 лет, а на склонах – по 60-70 лет. Это и есть хозяйственный срок жизни чая.
Для производства  лучших сортов чай собирают только вручную.
Самой качественной частью считаются верхушки побега – 2-3 молоденьких листочка с почкой – флэши.
Во флэшь входят типы и листочки Пеко и Оранж  Пеко.
Более крупные  листья  Пеко Сушонг  и  Сушонг добавляют в чайную смесь для придания специальных оттенков
В корзины, закреплённые за спиной, сборщицы должны собрать за день 30-35 кг чайного листа.
Чай не может ждать, поэтому чайные фабрики располагаются рядом с чайными плантациями

Три составляющих

  1. Кофеин (теин). Кофеина в чайном листе больше, чем  в кофейном зерне. Благодаря  ему напиток бодрит. Повышает трудоспособность.  А в сочетании с витамином РР расширяет сосуды головного мозга. Так что чай не хуже кофе снимает сонливость и усталость, а иногда может заменить таблетку от головной боли.
  2. Танин – дубильное вещество, придающее чайному настою терпкий вкус, крепость и цвет.
  3. Эфирные масла. Благодаря им,  чайный напиток приобретает свой неповторимый аромат.

В современном мире чаеводством  заняты более 30 стран. Крупнейшие производители чая – азиатские государства Индия, Китай,  Шри-Ланка. К концу 19 века  чай начали производить в Африке и Южной Америке. Единственным европейским  производителем чая является Россия. (Краснодарский край)

3. The  English teacher:

– Do you know how people learned about tea? Сообщение учащегося на английском языке.

4. Учащийся на англ. языке:  «The   History  of  Tea». 

One  of the legends says, «Long ago the shepherds noticed that  their sheep  began climbing up the hill easily after having nibbled leaves of an evergreen bush which grew high in the mountains. The shepherds decided to test the magic power of that  plant.
They  dried   the     leaves, poured boiling water  and began   to drink fragrant  herbal  potion  feeling  burst of  strength. This  is a legend but may be it’s true. It is   known that  tea came from China. In old times tea was valued very   much. Tea leaves were pressed  into cakes and were used for money. Later, tea   appeared  in others    countries of  Asia  and Europe».

5. The  English teacher:

– Now you we will listen to an anecdote how the English  had tea before it was brought to Europe.

6. Учащийся на англ. языке: «Tea-Leaves».

– There was time when drinking tea was almost unknown in  European   countries; many  people had never even heard of tea.
This anecdote is about an old woman and her son who lived in England. He was a sea  captain.
Once the young man came back from India with a box of tea for his mother. She didn’t  know anything about tea, but she was proud of her son, and she invited all her friends to come and try what he had brought  her. When her son went  into the  room, he saw cakes and fruit and jam on the table, and a big plate full of brown tea-leaves. His mother and her friends  were sitting round the table, eating the leaves with   butter and salt. They  smiled but it was clear that they didn’t enjoy eating the leaves.
– Where is tea, mother? – the captain   asked.
His mother showed him   the  plate in the middle of the table. «We  are having tea for lunch», – she said.
– No, no those are only the tea-leaves, – said the captain. – Where is water?
– The water? – his mother  said. – I threw  the water away, of course!

7. Сообщение учащегося на русском языке:

– Появление чая в России.  В 1638 году русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов с богатыми дарами к монгольскому Алтан-хану. Тот встретил их с почестями и за званым обедом, поил терпким горьковатым напитком, называемым чаем. Провожая русских посланников, хан подарил русскому царю 200 пакетов  с надписью “бах-ча”. Русские послы попытались деликатно отказаться от этой груды, но хан настоял на своём. Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали и пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал отвар на больном придворном, который подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых. А потом чай настолько пришёлся по вкусу, что его пристрастились пить в царских хоромах и богатых домах каждый день. Для крестьян чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, поэтому и возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В конце XVII столетия чай стал продаваться в Московских лавках наравне с другими отдельными товарами. С той поры и у нас стали “чаи гонять” с блюдечка, да с сахарком – вприкуску или внакладку, на худой конец – вприглядку, но непременно до седьмого пота!

8. Инсценирвание старинной песни о чае, сочинённой в середине 19 века

Рез прислал мне барин чаю, и велел его сварить.
А я от роду не знаю, как проклятый чай сварить.
Взял тогда,  налил водички,  всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку,  да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудив его немножко,на господский  стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить,
А потом-то догадался, что забыл я посолить!

9. Учитель химии: представление презентации «Дело вкуса»

– Китайская чайная церемония начинается с заваривания чая. Свежезаваренным чаем китаец омоет посуду – первая заварка не пьётся. Вторую заварку разливают в чашечки – цилиндрики. Затем накрывают  маленькой пиалой. первым  делом надо ощутить аромат чая – небесную энергию, по древней китайской философии. Пьют чай в чистом виде, без сахара и молока. К чаю подают выпечку, остро-солёные сухофрукты, орехи. Но главное, за чаем никогда не говорят на политические, религиозные или другие волнующие темы.
Японская чайная церемония – один из способов достичь гармонии с миром, насладиться его красотой. Она очень продолжительна –  целый философский спектакль. Прежде, чем войти в чайную комнату, ковшом воды омывают руки и рот и, оставляя обувь за порогом, проходят через вход. Который ниже человеческого роста, чтобы дать понять, что перед чаем все равны. За негромкой, неторопливой беседой, не касающейся мирских дел,  гостям  предлагается чай в индивидуальных плошках с сушёными сладостями.
Русская чайная традиция не похожа ни на какую другую. В Россию чай пришёл из Азии через Сибирь. Из Сибири пришёл обычай пить чай в прикуску с сахаром. Пили его и со сладостями – печеньями, пирожными, сухарями, конфетами, подобно англичанам. Очень полюбился чай с лимоном.
Купеческая Москва обожала чай со всею широтой души, там гоняли чаи до седьмого пота. Обязательный атрибут русского чаепития самовар – начали производить  в 18 веке.
Историю английского чаепития принято отсчитывать от середины 17 века, когда португальская принцесса Катарина Брагасская стала женой Карла II. Она приучила к этому напитку английскую  знать, и скоро чай стал модным и популярным напитком.

10. The English teacher:

In England they traditionally drink tea six or seven times a day: in bed, at breakfast, at lunch, between breakfast and lunch, during the day and at 5 o’clock. They like tea with biscuits, cakes and sweets. And as you know, the English have tea with milk. First they pour some milk into the cup and then tea. It’s difficult to say where this English tradition came from. May be it came from the 17-th century, when the English poured tea  into cups made of fragile Chinese china which was very expensive. And in order not to break the expensive cups they poured warm milk into them and only then hot tea. And now we call tea with milk English tea.

11. Учащийся на английском языке: «Tea in England»

The  English  know  how  to  make  tea and what it does for them. Seven cups of tea will wake you up in the morning and nine cups will put you to sleep at night. If you are hot,   tea will cool you down, and if you are cold, it will warm you up. In England they say: «The  test  of   good  tea    is simple. If the spoon stands up in it, it  is strong enough; if the spoon starts to wobble, it’s a feeble makeshift».

The English teacher:

– We invite you for a cup of English tea. But I am not sure the milk I have is fresh and undiluted. As far as I know, if you want to get rid of a sour taste of milk you should add some soda into it. And sometimes people add some starch to hide the fact that the milk has been diluted.

12. Эксперты проводят опыты, по обнаружению кофеина в чае,  проверяют  кислотность молока, наличие в нём крахмала.

ВЫДЕЛЕНИЕ КОФЕИНА ИЗ ЧАЯ

Насыпать в фарфоровую чашку 1 чайную ложку черного листового чая, добавить 0,5 чайной ложки оксида магния.

  • Поставить чашку на кольцо штатива, накрыть чашкой Петри.
  • Зажечь спиртовку, нагревать фарфоровую чашку, накрытую чашкой Петри в верхней части пламени 1-2 мин
  • Снять чашку Петри. Рассмотреть мельчайшие кристаллы кофеина через лупу.
  • Капнуть одну каплю концентрированной азотной кислоты на кофеин. Появление оранжевого окрашивания свидетельствует о его наличии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАХМАЛА И  СОДЫ В МОЛОКЕ

1. Из каждого стакана с молоком налейте в два мерных стаканчика молоко.
2. В один стакан капните несколько капель раствора йода, в другой стакан налейте одну чайную ложку раствора уксусной кислоты.
3. Выделение углекислого газа говорит о наличии в молоке соды, а появление синего окрашивания – о присутствии в молоке крахмала.

Выступление эксперта-учащегося

Итак, в результате наших экспериментов, мы установили, что чай и молоко хорошего качества  и  можно приступать к чаепитию. Но недавно мне на глаза попалась статья в « Аргументах и фактах», в которой говорится о б исследованиях Оксфордских учёных. Они доказали, что добавление молока в чай снижает его полезность. По их мнению молоко в чае снижает  содержание важнейших антиоксидантов на 7-25%. Для англичан это открытие равносильно трагедии, ведь чай в Великобритании, как и у нас в России, считается национальным напитком, но   там его чаще пьют с молоком. Негативный эффект молока зависит не только от дозы, но и от жирности. Чем жирнее молоко, тем полезнее. У нас в России чай любят со сливками, можно предположить, что они менее вредны. А вот растительные сливки лучше не использовать .Вредит количеству антиоксидантов и сахар. Лучше чай пить в прикуску, или с конфетами. И ещё. Оказывается, в пакетированном чае антиоксидантов меньше, чем в листовом.

13. The English teacher:

– How do the English make tea?

14. Учащиеся представляют свою презентацию «Как заваривают чай».

The English teacher: They drink tea with scones and toast.

Учащиеся представляют свою презентацию  «Как делают тосты»

15. Чайная церемония. Диалог на английском языке. За столом

– Please, come in.
– Thank you.
– Please sit down. Would you like a cup of tea?
– Yes, please.
– Help yourself to scones, please.
– Thank you.
– How about some cream?
– No, thank you.
– Could you pass me some sugar, please?
– Yes, here you are.
– Can I have another cup of tea?
– Yes, certainly

16. The English teacher:

– For most people all over the world tea is their favorite drink. Tea makes friends closer and your home warmer.

17. Учитель химии:

В Европе и Азии, в Австралии и на Американском континенте, на полярных станциях Антарктиды – везде, где ступала нога человека, пьют чай. И закончить наш урок хотелось бы словами немецкого учёного  Я. Молешотта: «Чай придаёт человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному мышлению».
– Приятного чаепития! А чтобы проверить, прав  ли  Молешоттт, мы предлагаем вам Чайную викторину.

18. Чайная викторина:

1. What country did tea come from?

2. When did the Russians start drinking tea?

3. In whose reign did tea – drinking appear in Russia?

4. How many cups of the tea do the English have to drink to wake up?

5. Какие вещества определяют основные качества чая? Как они влияют на организм человека?

6. Как узнать, что молоко не разбавлено?

7. Что нечестные люди добавляют в молоко, когда хотят утаить, что оно скисло?

8. Как мы можем обнаружить соду в молоке?

9. Найдите соответствие между формулами веществ и их названием.

1. Пищевая сода А) H2O
2. Поваренная соль Б) NaHCO3
3. Молочная кислота В) СH2 – CО – О – С17H33
      СH – СО – О – С17H31
      СH2 – СО – О – С17H29
4. Масло растительное Г)
5. Вода Д) NaCl

10. What tea do people drink in Russia and in England?

Литература:

  1. Журнал  «Вокруг света», № 4, 2003 г.
  2. Журнал «Иностранные языки в школе», № 3, 2009 г.
  3. Газета  «Аргументы и факты», № 12, 2010 г.
  4. Журнал «Химия в школе», № 7, 2002 г.
  5. Клементьева Т.Б. Счастливый английский, ч. 1, Москва, «Дрофа», 2001 г.,  Unit 4.