Урок "С Осенью по Орфографии" (по системе Занкова Л.В.). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: закрепить умение находить орфограммы: безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в корне слова; закрепить умение подбирать проверочные слова на данные орфограммы; развивать орфографическую зоркость, логику, мышление, речь учащихся; воспитывать аккуратность при письме; чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: картины с изображением осени, запись музыки “Октябрь. Осенняя песнь” П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, учебник А.В.Поляковой “Русский язык. 3 класс”, бумажные кленовые листочки с заданием.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, сообщение темы урока.

Учитель.

Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук не ясно слышится,
А буква какая пишется?
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
(Последнюю строчку дети произносят хором)

- Сегодня мы отправимся в страну “Орфографию”, вспомним правила написания слов с безударными гласными, парными и непроизносимыми согласными в корне. Без проводника нам не обойтись. Давайте попробуем отгадать, кто нам будет помогать.

Учитель читает. (Тихо звучит музыка)

Вот художник, так художник –
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?

Дети. Осень.

Учитель. Правильно, осень. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. Осень пришла к нам на урок со своими дарами. Чтобы их получить, нужно хорошо потрудиться и показать свои знания и умения.

А для даров вам кузовок. (Учитель крепит на доску нарисованный кузовок)

II. Минутка чистописания.

У. Откройте тетради, проверьте свою посадку и пропишите все буквы из слова ОСЕНЬ. Пишем красиво и аккуратно, не забываем правила каллиграфии. (Наклонная линия, поворот на месте, крючок до середины, секрет).

На доске: о с е н ь

У. Сделаем кратко фонетический разбор этого слова.

Д. В этом слове – 2слога, 5 букв, 4 звука, 2 гласных, 2 согласных.

У. За красивое письмо и прилежание для вас: лисички – рыжие сестрички.

III. Словарно-орфографическая работа.

У. Запишите названия осенних месяцев, определите ударный слог и выделите безударные гласные.

сентябрь октябрь ноябрь

-Что можете сказать про эти слова?

Д. Безударные гласные в них проверить нельзя, написание нужно запомнить.

У. Молодцы! В наш кузовок – ещё грибок.

Под березку загляни, подберезовик найди. (Учитель “кладет” в корзину гриб)

IV. Работа над словами.

У. Сентябрьской тропой мы дошли до задания.

На доске.

л _ ства

с _ сна

_ ллея

л _ сной

_ рех

кр _ я

гр _ бок

тр _ пинка

тр _ ва

У. Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, объясните.

(Дети выходят к доске, вставляют буквы, объясняют).

- Найдите в каждом столбике “лишнее” слово. (Работа со всем классом)

Д. - В первом столбике “лишнее” слово лесной, так как в этом слове вставили букву е, а в остальных – и.

- Листва и грибок - имена существительные, а лесной – имя прилагательное.

- Во втором столбике - орех. В словах сосна и тропинка безударную гласную о в корне можно проверить, подобрав проверочные однокоренные слова сосенка и тропка. В слове орех безударную гласную проверить нельзя, написание этого  слова нужно запомнить.

- В третьем столбике “лишнее” слово аллея. В словах края и трава безударную   гласную а можно проверить, изменив их форму: край, травы.

Аллея - словарное слово, написание которого нужно запомнить. В нем встречается   удвоенная согласная.

- Может быть лишним слово края, так как слово стоит во множественном числе, а остальные – в единственном.

У. Запишите в тетради слова с проверяемыми безударными гласными по рядам: первый- с и, второй – с о, третий- с а; поставьте знак ударения, выделите  орфограмму.

У. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова.

Д. Если буква гласная, вызвала сомнение,

Ты ее немедленно поставь под ударение!

-Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

У. Какие вы сообразительные, справились с заданием.

На кочке под осинами красный подосиновик.

(Учитель показывает детям подосиновик и крепит его в корзину).

V. Творческая работа.

У. Октябрь нас проводил к следующему заданию.

- Из данных слов составьте и запишите предложения, в слова вставляйте  пропущенные буквы.

На доске слова:

опали, С, листья, бере.ки, и, доро.ки, покрыли
желтеет, лугах, На, тра.ка
идет, дож.ь, Часто

У. Прочитайте, что у вас получилось.

Д. С березки опали листья и покрыли дорожки.

На лугах желтеет травка. Часто идет дождь.

У. Подчеркните орфограммы. Как проверили?

Д. березки – береза
дорожки – дорожный
травка – травы
дождь - дожди

У. К слову часто подберите антоним.

Д. Редко.

У. Объясните орфограмму.

Д. Слышим звук [т], напишем букву д, проверочное слово редок.

У. Перечислите все парные согласные.

Д. Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

У. Какое правило должны помнить?

Д. Звук согласный проверяй-

Рядом гласный подставляй.

- Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки буквами в середине и в конце слова, нужно изменить слово так или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный. 

У. На пригорке у сосны белый гриб, ты посмотри.

За эту работу получайте душистый белый гриб!

(Учитель показывает детям гриб и “кладет” его в корзину)

VI. Физкультминутка.

Мы, листочки осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Дети кружатся и приседают)

VII. Работа с предложением.

У. Разберите предложение по членам, определите части речи.

На лугу желтеет травка. (Проверяет один ученик)

У. К слову желтеет подберите и запишите однокоренные слова: имя прилагательное и существительное, разберите по составу.

Д. Желтый, желтизна.

У. За работу вам, ребята, - ароматные опята.

(Учитель “кладет” в корзину опята)

VIII. Работа с учебником.

У. По аллее ноября мы пришли к заданию в учебнике на странице 120 упр.№237.

Выпишите слова с пропущенными буквами по вариантам: 1-ый вариант - из первых трех предложений, 2-ой вариант из следующих трех предложений.

При выполнении задания помогайте друг другу.

Поздно-
Ненастная-
Яростных - и т.д.

У. Объясните орфограммы на месте пропуска букв. Какие согласные могут быть непроизносимыми?

Д. Т, Д, В, Л.

У. Приведите примеры.

Д. Чувство, здравствуй, солнце, сердце, доблестный.

У. Какое правило применяли.

Д. Иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтоб “эль”, и “т”, и “д”, и “в”

В них верно написать.

У. Очень хорошо!
Выбирается из плёнок,
как из беленьких пелёнок,
замечательный Маслёнок. (Дети получают масленок)

IX. Работа с текстом.

Осень готовится к встрече с зимой, а последние желтые листочки решила подарить вам. На них задание. Пользуясь известными правилами проверки орфограмм в корне слов, исправьте ошибки и спишите текст.

Кокое чюдестное утро: и раса, и гребы, и птицы. Но ведь это же осинь. Жилтеют бирёски. Трепитная осина шепчет: “Скоро раса высахнет. Птицы улитят. В прах развалятся тугие гребы. Грусно!”

У. Добрый Рыжик, смел и сочен, быть один не любит очень. (Получайте еще грибок)

- Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, как щедро вас наградила осень! Полная корзина грибов. Здесь и лисички, и подберезовик с подосиновиком, и белый гриб, и опята, и масленок с рыжиком. Посмотрите на наш урожай и вспомните, о чем мы говорили на уроке. (Дети перечисляют, чем они занимались на уроке). За активную работу получают отметки ученики:… Такую корзину с грибами мы попробуем слепить на следующем уроке – уроке труда.