Урок "Парные звонкие и глухие согласные"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить правила написания парных согласных в корне;
  • развивать устную речь, внимание, логическое мышление.

Оборудование: презентация, индивидуальные листочки с заданием.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня к вам пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними. А я буду вести у вас урок русского языка, меня зовут Елена Сергеевна. Когда я шла к вам на урок, то выглянуло солнышко и улыбнулось. А кто знает, что такое солнце? (Звезда)
– Солнце, как настоящий волшебник умеет тепло и ласково здороваться. А давайте, и мы улыбнёмся, друг другу, поднимем настроение.
– А теперь закройте на минутку глаза. Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь возьмите её… и проглотите. Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клеточки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, написать, исправить. Смелее, не ждите, действуйте. Открыли глазки и начали работу.

2. Сообщение темы урока

– На доске записаны слова. Давайте читать их парами:

Бочка – почка
Доска – тоска
Влага – флаги
Голос – колос
Жар – шар
Зуд – суд

– Назовём первые звуки левого столбика. Дайте им характеристику.
– Назовём первые звуки правого столбика. Дайте им характеристику.
– Чем они отличаются? Кто сформулирует тему урока?

3. Работа над правилом.

– Какое вы знаете правило написания звонких и глухих согласных в корне?
– Прочитаем правило.
– Кто мне назовёт парные согласные?
– Возьмите ваши листочки, нашли первое задание. Вам даны буквы, вам необходимо за одну минуту обвести в овал парную звонкую или глухую согласную. Всем задание ясно? Время пошло.
– Давайте проверим.
– Называем  по цепочке, по порядку твёрдые звуки букв, которые вы обвели.
– Какой пары здесь не хватает? Молодцы!

4. Закрепление

Упражнение «Надень шапку»

– Сейчас  нам понадобятся уши. Давайте их приготовим. Взяли за верх и завернули до мочки – 3 раза.

– Слушаем внимательно стих и считаем, сколько раз встретился звук[ш]

Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.

– Сколько нашли слов? Назовите их. Как пишем? Почему?

Упражнение «Что это? Кто это?»

– Я читаю загадку, а вы ответ записываете у себя на листке.

  • Самое длинношее животное.
  • Название этого овоща звучит на итальянском языке как «Чиполлино».
  • «Друг» вилки и ложки.
  • Он бывает берёзовым, яблочным, томатным.
  • Эта сторона горизонта противоположна северу.

– Проверяем, называя проверочное слово.

– Перед следующим заданием немного разомнёмся: делаем восьмёрку в горизонтали правой рукой 3 раза, потом левой – 3 раза и вместе 3 раза.

Упражнение «Допиши предложения»

– Вам даны предложения, но они не закончены, ваша задача правильно дописать предложения.

Дерево высокое, а куст …
Редька горькая, а клубника …
Камень тяжёлый, а пух …

– Проверяем. Говорим слово и как написали и почему.

Упражнение «Проверяю себя»

– У меня на доске даны слова, они являются проверочными к тем словам, что встретятся у вас в тексте, они будут вам подсказывать, что вам писать.

Веточка      лёгонький        гладок        серёжечка                гибок

– Я читаю, и вы записываете под диктовку. Начинаем писать со второй  строки.

Это дерево легко узнать. Кора у него белая и гладкая. На гибких ветках висят зелёные серёжки.

– Давайте проверим. Поменялись листочками, взяли в руки карандаш. Читаю первое предложение. Какое слово проверочное? (Уходит) и так все предложения

– Давайте  прочитаем последнее предложение и найдём в нём главные
члены предложения. Подчеркнём.

– О каком дереве говориться? Как вы догадались, по каким признакам?
– Можно его назвать текстом? Докажите. Какого этот текст типа?
– Как можно его озаглавить? Запишем, где мы оставили место.

5. Подведение итогов

– Мы с вами каждую вашу работу оценивали, а теперь подсчитаем, что вы получите за урок? – Сложите вместе все отметки и посмотрите, что получилось. Выставите себе отметку.
– А теперь скажите, какая была тема нашего урока?
– Какое правило вы должны были запомнить?
– Молодцы вы очень постарались!
– Я вам приготовила интересное домашнее задание, вам надо будет вставить пропущенную парную согласную и распределить слова на группы, записывая их в три столбика.
– Желаю вам удачи! Спасибо!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5