Урок чтения в 1-м классе. К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • совершенствовать умения проникать в глубину содержания произведения;
  • учить формулировать свои эмоционально – оценочные суждения;
  • наблюдать за средствами создания выразительности;
  • выработать технику чтения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Чтобы сказки узнавать,
Надо много книг читать.

2. Вступительная беседа.

– У каждого из вас на столах лежат иллюстрации. Кто изображён на них?

– В каких произведениях вам приходилось встречаться с лисой?

– Что вам уже известно о лисе, какая она?

Прослушивание записи с голосом лисы.

– Чей голос вы услышали?

– На голос, какого животного похож голос лисы?

– Обратимся к словарю и узнаем кто же такая лиса?

3. Сообщение темы урока.

– Итак, сегодня на уроке мы отправляемся в гости к сказке.

– Догадайтесь, кто будет главным действующим лицом в сказке?

– Итак, сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой К. Д. Ушинского “ Лиса Патрикеевна ”. Для этого разделимся на группы: 1группа – это аналитики, вы будете работать с проектами, составлять план к сказке; 2 группа – иллюстраторы, вы будете подбирать иллюстрации к каждой части сказки; 3 группа – испытатели, а вы постараетесь пересказать сказку.

– Что же такое сказка?

– Прочитайте предложенные на доске формулировки и выберете правильную.

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Сказка – это научно – фантастическое произведение.

Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

– Итак, аналитики оставьте правильную формулировку на доске, а остальное уберите.

– Прочитаем, что осталось на доске.

– Когда-то давным-давно сказки рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом сказок во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, красоте, уме, трудолюбии простого народа. Сказка обязательно учит чему-нибудь и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую реальную мысль.

– Сказки, которые написал народ, помогите мне как называются?

– Вспомните, какие народные сказки вам известны.

– А кто написал авторскую сказку?

– К какой сказке мы можем отнести сказку “ Лиса Патрикеевна ”, к народной или авторской. Почему?

4. Словарная работа.

– При работе над сказкой вам встретятся незнакомые слова, поэтому давайте разберёмся. Зубушки – так ласково называет автор зубы; рыльце – мордочка лисы; тихохонько – тихо; пригибается – низко нагнуться; кладовые – место, где хранятся заготовки; спаленка – место для сна; травушка – ласково называет траву; выстланы – застелить полы; лиса – постница – так называют того, кто соблюдает пост; не помилует – не пожалеет.

5. Первичное восприятие сказки.

– Итак, всю подготовительную работу мы выполнили, сядьте удобно и приготовьтесь внимательно слушать сказку (рассказываю сама).

6. Работа над содержанием.

– К какому типу текста можно отнести эту сказку: рассуждение, повествование, описание.

– Сказки бывают разных жанров: бытовые – это сказки о быте и жизни людей; волшебные – сказки, в которых происходят волшебные превращения; сказки о животных – главные герои – животные.

– К какому жанру можно отнести сказку “ Лиса – Патрикеевна ”?

– Какие слова использует автор, называя лису?

7. Работа над частями, озаглавливание.

– Возьмите закладки и продолжим чтение сказки по абзацам.

– Читать будем по-разному, но каждый раз передавая отношение автора к лисе. Первоначальное чтение вы уже слышали, а теперь читаем вслух (один читает, остальные следят).

1 часть.

– Найдите опорные слова, рисующие лису. Прочитайте, каков наряд у лисы.

– Как можно озаглавить эту часть? Выберете из предложенных вам названий – подходящее.

– Найдите в первом предложении созвучные слова.

– Как вы понимаете выражения “ ушки на макушке”, “ хвостик на отлёте ”?

– Настало время поработать иллюстраторам.

– Какая из предложенных вам иллюстраций подходит к этой части?

2 часть.

Читаем 2 абзац шёпотом.

– Какова главная мысль этой части?

– Какое из предложенных мною названий подойдёт?

– Как ходит лиса?

Фрагмент из мультфильма.

– Посмотрите фрагмент мультфильма, подтверждающий слова автора.

– Что является гордостью лисы?

– Как она к нему относится?

– Каков взгляд у лисы?

– Как улыбается?

– Иллюстраторы, подберите соответствующую иллюстрацию к этой части.

3 абзац.

– Какова главная мысль этой части? Как её можно озаглавить?

– Почему автор называет лису умницей?

– Найдите в тексте и прочитайте, как лиса устраивает своё жилище?

– Какая иллюстрация подходит к этому абзацу?

4 абзац будем читать необычно: 1слово – вслух, другое – про себя.

– Какова главная мысль этой части?

– Как озаглавим эту часть?

– Что мешает лисе быть хорошей хозяйкой?

– Почему автор называет лису разбойницей?

– Всерьёз или в шутку автор называет её постницей? Почему7

– Какая иллюстрация подходит к этой части?

Физкультминутка:

Утром лисонька проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – тихонько покружилась,
Три – нагнулась, посмотрела
На пенёк тихонько села.

8. Работа над техникой чтения и выразительностью.

– Для того, чтобы сказку было интересно слушать, её надо научиться читать: быстро,    без ошибок,   с пониманием,    выразительно.

(Выставляю на доску каждую надпись)

1) – Читать быстро – это как?

– В каких словах мы чаще всего допускаем ошибки? (длинных, сложных)

– Прочитаем по слогам; быстрее; целыми словами.

– Потренируемся читать быстро на первой части. Я засекаю время – 10 секунд, а вы начинайте.

– Поставьте точку карандашом, на том слове, где остановились. Прочитаем ещё раз, но постараемся себя обогнать.

– Как хорошо перечитывать!

2) – Читать без ошибок, что это значит?

– А учитель может ошибаться?

– Я читаю 2 абзац, допускаю ошибки, а вы исправляете.

3) – Что значит читать с пониманием? ( читать, зная значение всех неизвестных слов)

– Найдите в 3 части слова, значение которых мы сегодня выясняли на уроке. ( кладовые, спаленка, выстлана).

4) – Что значит читать выразительно? (передать голосом отношение автора)

– Прочитайте четвёртый абзац друг другу и покажите голосом, как автор слегка осуждает лису.

Игра “Самый внимательный!”

9. Пересказ сказки.

– Настало время показать свою работу группе испытателей.

– С помощью плана и иллюстраций вам нужно пересказать сказку, как вы её запомнили. Для этого прочитаем памятку “ Как пересказать сказку.”

  • Рассказывай медленно, плавно.
  • Повествуй не монотонно. Передай голосом отношение автора к героям сказки.
  • Сохраняй сказочные обороты; созвучные и старинные слова.

10. Итог урока.

– С какой сказкой мы сегодня работали?

– К какому жанру относится сказка?

– Кто автор сказки?

– Что нового вы узнали о лисе?

– Что общего у лисы из волшебной сказки и сказке о животных?

11. Рефлексия.

– Оцените свою работу на уроке. Поднимите кружочки, если:

  • вы довольны своей работой (красный кружок)
  • не очень довольны (половинка кружка)
  • не доволен (белый кружок)

– Что было лёгким при изучении сказки? сложным? интересным?