Занятие в подготовительной группе из цикла "Вхождение в школьную жизнь" (К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • закреплять умения работать в соответствии с принятыми школьными правилами;
  • формировать умения задавать вопросы по существу для выполнения задания;
  • формировать этические нормы взаимоотношений через работу в парах;
  • развивать внимание, умение слушать.

Оборудование:

  • колокольчик; знаки "Хор", "Я", "?", "Мы готовы", "+", "-"; указка;
  • плоскостные изображения сказочных героев - Буратино, Красная Шапочка, Карлсон;
  • два образца робота, выполненных по-разному;
  • наборы геометрических фигур на каждого ребенка, карточка с изображением кресла;
  • диск с музыкой к игре "Зимние забавы";
  • музыкальный центр.

Ход занятия

Дети с воспитателем проходят в группу.

Воспитатель: - Ребята, давайте поприветствуем друг друга, подарим улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение.

А сейчас все внимание на меня.

1. Я предлагаю вам поиграть в игру "Мы с товарищем вдвоем очень весело живем!".

- Что нужно сделать, чтобы поиграть в эту игру? (выбрать друга)

- Правильно! Но друга нужно выбрать с помощью жестов, взглядов.

Пожалуйста, выбирайте. (дети находят себе пару, используя взгляды, жесты)

Правила игры: по одному звонку колокольчика дети бегают по группе. Когда раздается два звонка, дети встают парами.

(игра проводится три раза)

- Что было важным в этой игре? (выбрать друга, используя только жесты и взгляды; слышать звонок).

- Вот видите, школьники даже в играх учатся.

Воспитатель: - Как водители на дорогах должны соблюдать определенные правила движения, чтобы не попасть в аварию, так и у школьников есть важные правила, которые они обязаны выполнять. И мы с вами их знаем.

2. Повторяем правила по карточкам: "Хор", "Я", "?", "Мы готовы", "+", "-".

(дети проходят за столы, которые расставлены как парты в школе, лицом к доске).

На доске - плоскостные изображения Буратино с ключиком, Карлсон с банкой варенья, Красная шапочка с корзинкой. Ключик, корзинка, банка прикрыты листами бумаги.

Воспитатель: - К нам в гости пришли сказочные герои - Карлсон, Буратино, Красная шапочка.

Они узнали, что здесь занимаются очень старательные и дружные ребята. Они помогают друг другу с помощью знаков. Тихо напомните, как вы умеете подсказывать без шума.

(с помощью знаков "+", "-")

- А сейчас будьте внимательны.

3. Игра "Путанка". Воспитатель говорит фразу, дети с помощью знаков "+", "-" показывают, правильно или нет.

- Карлсон принес нам в подарок золотой ключик (открыть).

- Буратино подарил корзину пирожков (открыть).

- Красная шапочка принесла банку варенья (открыть).

- Карлсон живет в подъезде на лестнице.

- Буратино сделан из куска железной трубы.

- Красная шапочка взяла корзинку и пошла в гости к колобку.

- Карлсон любит варенье.

- Папа Карло Буратино купил Азбуку.

- Красная шапочка встретила в лесу волка.

- У Карлсона на спине есть будильник.

- Подругу Буратино звали Белоснежка.

- Красную шапочку и бабушку спасли грибники.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Как вы тихо подсказывали мне, что я говорю неправильно. А сейчас покажите, как мы умеем пользоваться знаками "Хор" и "Я".

4. Игра "Отгадай загадки". Необходимо сказать отгадку в соответствии со знаком, на который показывает воспитатель - хором или индивидуально.

А) Знак "Я":

Кто я - догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу. (Лошадь)

Б) Знак "Хор":

Этот зверь тебе знаком.
Ест мышей, пьет молоко,
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных:(Ёж)

В) Знак "Я":

Я по Африке хожу,
Свысока на всех гляжу.
У меня такая шея,
Что нагнуться не могу. (Жираф)

Г) Знак "Хор":

Живет спокойно - не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет:(Черепаха)

- Здорово! Вы как настоящие школьники!

Воспитатель: - Я знаю, что вы умеете правильно задавать вопросы - не кричать, ждать, когда вас спросят, внимательно слушать вопросы товарищей. Покажите, как вы это делаете.

4. Игра "Угадай-ка". Воспитатель берет картинку, на которой изображено кресло.

Не показывая детям, переворачивает ее изображением к доске. Дети должны с помощью наводящих вопросов отгадать, что изображено на картинке.

Используется знак "?".

- У вас здорово получается! А во что вы любите играть зимой на улице? (ответы детей)

- И сейчас я вас приглашаю на игру "Зимние забавы".

5. Физминутка. Игра "Зимние забавы".

(Используется музыкальный центр).

Воспитатель: - Наши сказочные герои - Буратино, Карлсон, Красная шапочка - однажды побывали на экскурсии на фабрике игрушек. Там как раз приступили к изготовлению новой игрушки - робота. Вот такого (показываю образец №1).

На фабрике работало много людей, но все они выполняли одно задание. Поэтому у них получилось много одинаковых роботов. А для вас наши сказочные герои приготовили задание: необходимо сложить тоже робота. Вот такого (поднимаю образец №2, но детям не показываю).

Работать будем парами. Вам необходимо договариваться, согласовывать ваши действия. Если нужно, используйте карточки с правилами. Начинаем выкладывать робота с головы.

(Приступив к работе, дети будут вынуждены задавать вопросы о форме, размере частей робота. Например: "Голова круглая? Размер маленький? Цвет синий?". Необходимо дать детям установку: задавать такие вопросы, на которые воспитатель может ответить "ДА" или "НЕТ". Когда все параметры части робота определены, воспитатель проговаривает параметры полностью: "Голова квадратной формы, большого размера, синего цвета".

Дети используют карточку "?", а когда задание выполнено - карточку "Мы готовы". У всех должны получиться одинаковые роботы).

Воспитатель: - Все пары готовы. Давайте, сравним, такой робот у нас получился, как на образце, или нет.

(дети сравнивают)

- Что помогло вам собрать одинаковых роботов?

(помогли задаваемые вопросы детей, правильные ответы воспитателя).

- У вас замечательно все получилось. Вы работали как настоящие школьники.

(Дети выходят из-за столов)

Воспитатель: - Что на занятии вам понравилось? Что было трудным?

Спасибо вам, ребята. Мне было очень приятно с вами заниматься.

Занятие закончено.

Используемая литература

  1. "Учимся общаться с ребёнком". Руководство для воспитателей детского сада. В.А.Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина, Л.П.Стрелкова, К.Н.Поливанова, Г.А.Цукерман. Москва "Просвещение" 1993 год.