Ролевая игра как один из способов обучения практическому владению английским языком

Разделы: Иностранные языки


ПЛАН

1. Цели обучения, воспитания, развития в обучении иностранному языку.

2. Ролевая игра как один из способов обучения учащихся практическому владению иностранным языком.

3. Средства обучения ролевой игре.

4. Способы мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.

5. Способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся в ролевой игре.

6. Способы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

7. Способы измерения результатов обучения, воспитания и развития учащихся.

8. Выводы.

Каждый учебный предмет средней общеобразовательной школы вносит свой вклад в образование и воспитание учащихся. Обучение иностранному языку осуществляется в комплексной реализации практической, воспитательной, общеобразовательной и развивающей целей.

Образование средствами иностранного языка предполагает: осознание учащимися сущности языковых явлений, классификация языкового материала по определённым признакам:

- Понимание особенностей своего мышления и развитие логического мышления: сопоставления, анализа, синтеза.

- Сопоставление изучаемого языка с родным. Л.В. Щерба по этому поводу писал: "говорящий на одном языке всегда находится во власти одних символов, знающий иностранный язык выходит из этого круга и подходит к языку как к потребности выразить мысль".

Иностранный язык выступает как эталон для сравнения. Школьники учатся по-разному выражать свои мысли, а это способствует более полному восприятию оттенков мысли на родном языке, повышению культуры речи.

Знание о культуре, истории, традициях страны изучаемого языка.

Воспитание средствами иностранного языка предполагает:

  • формирование оценочно-эмоционального отношения к миру;
  • положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке;
  • воспитание важных черт характера: вдумчивости, настойчивости и др.;
  • воспитывать потребность в самообразовании и умение учиться самостоятельно, добывать знания;
  • понимание важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения;

Развития средствами иностранного языка предполагает формирование у школьника:

  • механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию;
  • языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
  • ценностных ориентаций чувств и эмоций;
  • готовность вступать в иноязычное общение.

Особенность языков как учебных дисциплин в том, что их преподавание- это обучение коммуникативной деятельности, т.е. умению общаться.

Итак, основной и ведущей целью обучения в средней школе является практическая, а воспитательная, общеобразовательная и развивающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком.

Практическая цель заключается в обучении школьников основам иноязычного общения. Овладения основами иноязычного общения предполагает достижения школьникам минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции. А основу коммуникативной компетенции составляет коммуникативные умения и, прежде всего:

  • умение читать и понимать несложные тексты различных жанров и видов; чтение с пониманием основного содержания, с полным пониманием;
  • умение устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, бытовой и культурной сфер общения;
  • умение в устной форме кратко высказываться о себе, своём окружение, передавать основное содержание прочитанного;
  • умение понимать на слух основное содержание несложных текстов;
  • умение письменно оформить и передать элементарную информацию.

Коммуникативные умения вырабатываются в процессе обучения всеми видами речевой деятельности: аудированием, говорением, диалогической и монологической речью, чтением.

В своей работе основной целью обучения я считаю развитие способностей учащихся к общению на иностранном языке. И как одним из способов обучения практическому владению иностранным языком является ролевая игра, которой я уделяю большое внимание, т.к. считаю, что ролевая игра является одним из сильных мотивов. А общение просто немыслимо без мотива.

Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительный деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли.

В процессе ролевой игры происходит одновременное совершенствование и развитие навыков использование лексического материала; общения, мотивированного ситуацией и ролью. Регулярное проведение ролевых игр способствует решению не только практических, но и воспитательных задач.

В зависимости от возраста учащихся возможны следующие формы ролевой игры:

Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст

Сюжетно-ролевая игра сказочного содержания

Сюжетно-ролевая игра бытового содержания

Имитационная ролевая игра познавательного содержания

Имитационная ролевая игра мировоззренческого содержания

Имитационная ролевая игра

Ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения).

Сюжетно-ролевая игра сказочного содержания

3-5 классы chansons

Игра проводится по сюжету сказки "теремок" и используется для обработки вопросов о погоде, природных явлениях и временах года. "Обитатели теремка" задавали гостям вопросы и только после правильных ответов разрешали им войти.

Пример: Who are you?
What season is it now?
Is it warm or cold now?
When is it cold?
When does it rain?

Участники этой игры не только принимают сюжет, но и с интересом меняли походку, тембр голоса.

Имитационная ролевая игра познавательного содержания

8 классы " Укнижной полки"

На карточках.

Читатели договорились брать друг у друга книги и делиться впечатлениями о прочитанном. Учащимся предполагалось использовать самостоятельно найденные заранее сведения о книгах и писателях.

В своей работе я беру во внимание различный уровень знаний учащихся. Ученикам с низким уровнем обученности предлагаю менее сложные ситуации, ученикам со средним и высоким уровнем - более сложные, участие в которых требует употребление максимума изученного материала.

Иногда при проведении ролевой игры в пары объединяются ученики с низким, средним и высоким уровнем. Например, при изучении темы "Одежда" ученики с низким уровнем получают карточки с иллюстрациями из журнала моды. Ученики со средним и высоким уровнем задают им вопросы об одежде топ-моделей, изображённых на карточках, а затем, основываясь на полученных ответах, рассказывают об этом остальным участникам группы, ученики с низким уровнем обученности контролируют правильность их сообщений.

Ответ на вопросы, каковы средства обучения ролевой игре, чему учить, можно найти в содержании обучения иностранного языка.

В содержание обучения иностранным языком входят:

  • языковой материал (фонетический, лексический, грамматический);
  • сферы обучения, темы и ситуации;
  • речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством обучения;
  • комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;
  • общеучебные умения, рациональные приемы умственного труда.

Отбор содержания обучения иностранному языку я осуществляю в соответствии с интересами определенных возрастов, с учетом реальных коммуникативных потребностей школьников в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и других сферах.

Содержание обучения иностранному языку должно отвечать таким требованиям как: коммуникативно-побудительная направленность, информативность, высокая образовательная ценность, доступность.

Чтобы провести отбор содержания учебного материала, необходимо установить уровень знаний и развития учащихся. Для этого я провожу анкетирование, позволяющие узнать отношение детей к учёбе, к предмету, как дети представляют себе наши занятия, отношение к учителю.

На примере урока с использованием ролевой игры можно посмотреть, как происходит то, что входит в содержание обучения иностранному языку.

Ролевой игре лучше отводить место на заключительном этапе работы над темой, поэтому можно увидеть, как учащиеся отработали языковой материал, каковы их речевые умения и знания.

При подготовке к уроку с использованием ролевой игры я выделяю 3 этапа:

Подготовительный, собственная игра и заключительный.

Моя роль как учителя на этих этапах различна. На подготовительном этапе я активно контролирую деятельность учащихся, а в игре становлюсь наблюдателем. На заключительном этапе в классе провожу оценку коммуникативной деятельности каждого участника.

Поэтому, чтобы найти оптимальное содержание урока, я осуществляю ряд следующих действий:

1. Устанавливаю, насколько содержание материала позволяет решать задачи урока. Подбираю недостающий материал.

2. Выделяю из отобранного материала главное:

Для этого я:

  1. определяю основные цели урока;
  2. делю содержание на логически завершенные части;
  3. составляю опорный конспект.

3. Устанавливаю связи узловых вопросов содержания с другими уроками (повторение) и с другими предметами (межпредметные связи).

4. Проведение материала урока в соответствие с требованиями времени, часть материала могу отнести к самостоятельной работе учащихся.

5. Продумываю способы деятельности, виды творческой деятельности учащихся.

Учащиеся используют пособия, газеты на языке.

В своей работе я активно использую наглядность, которая дает большой простор для творческой деятельности учащихся. Наглядность без принуждения побуждает внутренний стимул к познанию. Я не просто демонстрирую наглядность, а ставлю проблемно-познавательные вопросы, ответы на которые побуждают к мыслительной деятельности. Еще я использую разные схемы, таблицы, карты, опорные конспекты.

Ролевая игра может также выступать как средство обучения, т.к. она помогает:

  • формированию определенных навыков;
  • развитию определенных речевых умений;
  • обучению умению общаться;
  • развитию необходимых способностей и психических функций;
  • познанию;
  • запоминанию речевого материала.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят от побуждения и потребностей индивида, его мотивации: именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов. Мотивация поэтому является "запускным механизмом" всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение, познание. Питает мотивацию и поддерживает ее осязаемый, реальный и конечный успех.

Если успеха нет, то мотивация угасает. Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека. Она может быть внешняя и внутренняя, дальняя и близкая.

У каждого учителя есть свои приемы мотивации в изучение предмета. На своих уроках я стараюсь:

  • Создать положительную атмосферу в классе.
  • Включить ученика в коллективные формы организации разных видов деятельности.
  • Создать отношения сотрудничества учителя и учащегося.
  • Привлекать учащихся к оценочной деятельности.
  • Излагать материал занимательно и интересно.
  • Использовать необычные формы преподнесения, отработки материала.
  • Использовать познавательные игры, активные формы обучения, проекты.

Как я уже говорила выше, ролевую игру считают одним из мотивов учения. Поэтому я стараюсь использовать игру не только на младшей ступени, но и на средней и старшей, т.к. мотивация снижается от класса к классу. Использование ролевой игры в старшем звене я считаю необходимым.

Чтобы использовать ролевую игру в обучении, необходимо знать основные требования:

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учеников интерес, и брать для игры реальные ситуации общения.
  2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить (как содержание, так и форму), четко организовать.
  3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
  4. Проводить игру в доброжелательной атмосфере, чтобы у школьников было чувство удовлетворения, радости, чем свободней чувствует себя ученик, тем инициативней он будет в общении.
  5. В игре с максимальной эффективностью использовать языковой материал по теме.
  6. Я верю в эффективность ролевой игры. Я считаю, что ролевая игра является в высшей степени мотивирующей.

Мотивации нельзя научить, мотивацию нельзя тренировать. Ее можно формировать и развивать.

Вначале я выявляю мотивацию у учеников 5 - классников, т.е. ее реальный уровень и возможность перспективы посредством:

  • длительного наблюдения за учеником в реальных условиях за определенный период и анализа поступков;
  • состояние познавательной сферы:
  • умение учиться и обученность (успеваемость, общая активность, широта интересов), возможность учиться и обучаемость с помощью психологических тестов (привлекая психолога);
  • состояние волевой и эмоциональной сферы, ставит ли ученик цели в ходе учения, переживания в процессе учения (эмоции).

У учащихся 5х классов положительная мотивация поддерживается за счет интереса к иностранному языку и учащиеся с низким уровнем мотивации переходят в средний.

Характерной особенностью учащихся 7-8 классов - утвердить свое "я", мотив "утверждения личности", поэтому я использую групповые формы работы, с взаимопроверкой, создается ситуация взаимопомощи, заинтересованность результатами коллективной работы.

Развитие положительной мотивации идет через выполнение дифференцированных заданий по уровням обученности. У учащихся появляются положительные эмоции, формируется мотив "достижения результата" и появляется интерес к самому процессу обучения. А далее постепенное увеличение нагрузки с помощью познавательных затруднений.

В старших классах мотивация несколько меняется, преобладающим становится мотив "полезности", негативного отношения к учёбе нет.

Поскольку у старшеклассников формируется творческая индивидуальность, поэтому я опираюсь на формирование и развитие мотивации и побуждению к поиску альтернативных решений, созданию незнакомых ситуаций.

Развитие положительных эмоций происходит через различные формы, методы и способы организации деятельности, через корректировку содержания материала.

Учебно-позновательную деятельность я организую следующим образом. Я стараюсь вовлекать ребят во все виды деятельности: ролевая игра, обучающая игра, работа в парах и группах, аудирование, чтение, письмо, активные формы обучения: уроки-конференции, уроки-путешествия, уроки-соревнования, разучивание песен и стихов и т.д.

При обучении иностранному языку важная роль отводится контролю, как средству, позволяющему судить о достижении промежуточных и конечных целей обучения, корректировать содержание и методы обучения.

С психологической стороны:

  • Контроль должен быть систематическим и всеохватывающим.
  • Контролировать необходимо все без исключения важнейшие действия каждой работы.

В своей работе я применяю следующие виды контроля:

  1. Текущий
  2. Тематический
  3. Итоговый

Проконтролировать лексические навыки мне помогают ролевые игры, диалоги, групповая беседа, монологическое высказывание.

Для контроля понимания прочитанного я использую тестовые задания.

Итак, я считаю ролевую игру одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Её особенности определяются следующим образом:

  1. Ролевая игра - это обучение в действии, что как известно, повышает качество обучения.
  2. Ролевая игра требует от участников полной отдачи, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения, как и за её пределами, то есть их общий запас знаний и умений.
  3. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элементы игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающие видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении механических единиц и грамматических структур.
  4. Ролевая игра даёт обучающимся лингвистическую "подсказку"- какими единицами и какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников.
  5. Ролевая игра несёт в себе элемент " неожиданности", с которыми так часто встречаются учащиеся в процессе реального общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, так как они не знают заранее, что скажут их партнёры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.
  6. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
  7. Ролевая игра имеет определённые преимущества перед дискуссией и др.. Во-первых, в ролевой игре гораздо легче создать такую ситуацию, когда ни один из её участников не сможет "отсидеться". Во-вторых, робким, не уверенным в себе ученикам легче высказывать своё мнение "под маской" какого-либо действующего лица.

Литература

  1. Программы средней школы. Иностранные языки.
  2. Педагогика под ред. Ю. К. Бабанского. М 1983г.
  3. Щерба Л. В. Языковая система и ролевая деятельность. Л. 1974
  4. Щерба Л. В. Преподавание Иностранных языков в средней школе.
  5. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. О. А. Комсникова.
  6. Имитационно-деловые игры как одно из средств проф. подготовки учителей ин. яза. Скалкин В. Л. Котлярова
  7. Пути реализации коммуникативного подхода к развитию умений и навыков иностранной речи.
  8. Организация Ролевой игры на уроках. Мильруд Р. П.
  9. Ситуации на уроках английского языка. Бойкова Г. В.
  10. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в 8 классах. Скляренко Н. К. , Олейник Т. И.