Урок развития речи в 7-м классе "Тайны портрета" (подготовка к сочинению по картине О.А. Кипренского "Портрет Евг. Давыдова")

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Задачи урока:

  1. Подготовить учащихся к написанию сочинения-описания.
  2. Формировать умения выделять особенное во внешности человека, воссоздавать внутреннюю жизнь человеческой души.
  3. Познакомить учащихся с историей портретов двух художников, раскрыть особенности портретов О. А. Кипренского
  4. Воздействовать на чувства учащихся, пробудить глубокое уважение к гениальным творениям изобразительного искусства.

Оборудование урока: электронная презентация, проигрыватель, Л. Бетховен “Лунная соната”, марш из к/ф “О бедном гусаре замолвите слово”.

1. Слово учителя.

Вспомним лица, смотрящие на нас с полотен замечательных представителей искусства, портреты Венецианова, Тропинина, Брюллова, Кипренского, Крамского, Перова, Репина, Нестерова... Это были мастера не просто психологического, но истинно духовного портрета, раскрывавшие внутренний мир человека, личности.

(Слайд 1)

– Сегодня мы попытаемся раскрыть тайны или секреты создания портрета. И таким образом подготовимся к сочинению с описанием портрета.

2. О взаимосвязи литературы, изобразительного искусства, музыки в создании портрета.

– Еще в 5-м классе мы с вами уяснили, что все виды искусства тесно связаны между собой.

1. А сейчас определите, есть ли эта взаимосвязь между видами искусства в создании портрета?

(Слайд 2)

Портрет:

1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Парадный портрет. Словесный портрет. Групповой портрет.

2. перен. Художественное изображение внешности литературного героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики. Литературный портрет.

2. Послушайте фрагмент из “Лунной сонаты” Бетховена. А потом скажите, какой образ может соответствовать этой музыке? Пофантазируйте и опишите (устно) внешний вид этого человека.

3. Слушание музыки.

– Кого представили себе? Почему?

4. Сделайте вывод: есть ли взаимосвязь в творческом процессе писателя, поэта и музыканта при создании портрета?

Оказывается, что тайнами создания портрета должен владеть не только художник, но и поэт, писатель, музыкант.

Таким образом, мы видим взаимосвязь литературы и музыки с изобразительным искусством в создании портрета.

3. Особенности создания портрета в живописи.

Если перед нами портрет незнакомого нам человека, мы задумываемся далеко не в первую очередь о его похожести или непохожести. Возможно, точное подобие изображения изображаемому лицу в портрете — отнюдь не важнейшая задача художника.

(Слайд 3)

В 1827 году известные русские художники Василий Андреевич Тропинин и Орест Адамович Кипренский писали портреты Александра Сергеевича Пушкина. Первый работал в Москве, второй — в Петербурге, и оба — с натуры. Тема созданных ими портретов — Пушкин-поэт.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.

Так откликнулся А.С. Пушкин на портрет работы О.А. Кипренского, посвятив художнику свое знаменитое стихотворение “Кипренскому”. В этом портрете Пушкин увидел себя поэтом — служителем муз. Этим польстило Пушкину “зеркало”, созданное Кипренским. И не случайно существует мнение, что художник несколько позднее добавил в портрете статуэтку музы, деталь, как бы подсказанную ему поэтом.

Несколько в ином ключе решил портрет Пушкина В.А. Тропинин. В нем менее, чем в произведении О.А. Кипренского, подчеркнут момент “романтической исключительности”.

– В чём изображён Пушкин?

- Пушкин изображен в халате, в сорочке с расстегнутым воротом

– Можете ли вы предположить, о чём поэт думает?

– Тропинин сумел показать своего героя в состоянии поэтического вдохновения: “...минута — и стихи свободно потекут”. Не случайно у него под рукой какие-то листы.

Как мы видим, оба портрета исполнены современниками поэта, людьми, хорошо знавшими его. Им было бесконечно близко его творчество. И все же каждый из них создал в чем-то своего Пушкина, и это нашло свое выражение даже в несколько несходной трактовке ими внешнего облика поэта.

Жанр портрета сложен по двум причинам. Во-первых, в портрете художник остается как бы один на один с изображенным человеком. Мы часто не знаем, кто этот человек (портреты неизвестных встречаются нередко). Во-вторых, в портрете художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, художник размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир” выразить свое понимание человека, свое к нему отношение, т. е. раскрывает его образ.

4. Знакомство с творчеством О.А. Кипренского

(Слайд 4)

Перед вами “Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова”, 1809, выполненный великим русским живописцем Орестом Адамовичем Кипренским в XIX веке.

200 лет прошло со времени создания портрета, а мы, как прежде наши предки, любуемся им.

(Слайд 5)

Орест Адамович Кипренский родился в 1782 г., воспитывался в семье крепостного человека. В 1788 г. Орест Кипренский был принят в воспитательное училище Академии художеств. Учитель и гувернер Академии В.С. Дмитриев вспоминал, что мальчик уже в раннем возрасте выделялся среди сверстников: он рисовал и пел одновременно. Постепенно Кипренский превращается в талантливого портретиста. Академическая карьера художника развивалась традиционно и благополучно: за рисунки с натуры и самостоятельные композиции он удостаивается серебряных и золотых медалей. Большую часть жизни художник провёл в Италии, где и находилась основная часть его картин.

Он скончался в 1835 году.

5. Знакомство с картиной (Слайд 4)

В “Портрете Евг. В. Давыдова” есть сочетание представительности и естественности, гражданской отваги и немотивированной грусти. Гусар стоит, картинно подбоченясь, в сложной и весьма импозантной позе. В портрете раскрыто богатство внутреннего мира человека: мечтательность, склонность к героическому порыву, какое-то особое воодушевление и нотки грусти. Образ был типичен для тех лет.

Произведение выдержано в напряженном сочетании ярко-алого, белого и темно-коричневого. В “Портрете Евг. В. Давыдова” складывается определенный тип парадного романтического портрета, который будет затем развиваться и дальше.

(Слайд 6)

  • 1948 год, искусствовед Э. Н. Ацаркина определила портрет как изображение Евдокима Васильевича Давыдова, младшего брата Дениса Давыдова.
  • В. Вавра, Г. Габаев и В.Якубов предположили, что это изображение лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова, двоюродного брата Дениса Васильевича Давыдова.
  • Искусствовед В. Зименко – на портрете знаменитый партизан и поэт Денис Давыдов.
  • Современные технологии (фотосовмещение) позволяют подтвердить эту версию.
  • Но вопрос “Кто же изображён на портрете?” обсуждается до сих пор.

(Слайд 7)

Судьба Евграфа Давыдова (1775—1823) сложилась и счастливо и трагично. Он был сыном Владимира Денисовича Давыдова, двоюродным братом партизана Дениса Давыдова. Начал службу Давыдов в 1791 году вахмистром лейб-гвардии Конного полка, в январе 1797 года стал корнетом лейб-гвардии Гусарского полка. Через десять лет он выслужился до полковника. Давыдов участвовал в войнах с Наполеоном: в 1805 году он сражался под Аустерлицем, в 1812-м — под Островном (близ Витебска), после сражения под Люценом в 1813 году он был награжден золотой шпагой, украшенной брильянтами, с надписью “за храбрость”. “Битва народов” под Лейпцигом в августе того же года превратила Евграфа Давыдова в калеку: он лишился левой ноги и правой руки ниже локтя. За это сражение он получил орден Георгия 3-й степени, австрийский командорский крест ордена Леопольда и прусский орден Красного орла 2-го класса. При отставке его произвели в генерал-майоры. Но награды и повышение в звании вряд ли могли возместить увечья.

Евграф Давыдов прожил инвалидом в родовом имении Аксинино Тульской губернии еще десять лет и умер нестарым человеком на сорок восьмом году жизни. И только на портрете кисти Кипренского он навсегда остался красавцем гусаром, любимцем женщин и баловнем судьбы.

(Слайд 8)

Викторина для внимательных

Отвечать на вопросы викторины нужно по памяти, не глядя на картину.

1) В каком мундире изображен Давыдов?
2) Как он держит правую руку?
3) Что у гусара в левой руке?
4) Есть ли у него усы?
5) Куда смотрит Давыдов: прямо перед собой или в сторону?

6. Подготовительные задания

1. Вопросы и ответы по содержанию.

а) В каком жанре написано произведение?

Ответ. В жанре парадного портрета.

б) Как художник изобразил гусара ?

О т в е т. В полный рост, в парадном мундире, с оружием. Однако художник написал Давыдова в непринужденно позе и тем самым как бы привнес черты интимного, будничного, что делает эту личность более приближенной зрителю и понятной.

в) Во что одет гусар?

О т в е т. На нем доломан — короткий гусарский мундир ( красного цвета, характерным признаком которого являются расшитые специальным шнуром грудь, а также спина; швы, рукава и горловина; вместо погон или эполет — наплечные шнуры. В русской армии доломан появился 1741 г. при учреждении гусарских полков. За свое существование он несколько раз менялся в покрое, в количестве нашивок и пуговиц, узкие брюки — рейтузы — плотно обтягивают ноги, обутые в высокие сапоги. К поясу прикреплена сабля. Кивер — военный головной убор из твердой (или пропитанного специальным составом сукна), без полей и с высокой, расширяющейся кверху тульей, с кокардой и небольшим козырьком — лежит сбоку, внизу, украшен султаном — пучком стоячих конских волос, скрепленных спереди в виде украшения.

г) Это бывалый гусар или юнец, не нюхавший пороха?

О т в е т. На вид ему лет тридцать. Он производит впечатление человека геройского, бравого, побывавшего многих передрягах и с честью вышедшего из них.

д) Каким видится его характер?

Ответ. Это должен быть человек веселый, смелый, не лишенный тщеславия и некоторой бравады (об этом говорит его поза), но открытый и благородный, судя по взгляду и выражению лица.

е) Гармонирует ли фон с фигурой на портрете?

Ответ. Да, он более темный, “незаметный”, оттеняющий образ, хорошо переданный в ярких красных, золотистых, белых, густо-коричневых красках.

Возвышенный пафос усилен романтической атмосферой полумрака, грозовым пейзажем, где по поверхности скал как будто пробегают пятна света.

В колорите заметны звучные сочетания красного с золотом и белого с серебром в мундире гусара. Эти цвета эффектно контрастируют с глубокими темными тонами пейзажа. Подчеркнуто непринужденная поза Давыдова создает образ, полный энергии и личностного достоинства, слитого с чувством воинской чести. Подобная интерпретация образа полковника выражает сложившееся в русском обществе начала века представление об идеальном воине — защитнике отечества.

2. (Слайды 9 – 15)

“Соедините” слово с его значением.

Темляк — это... Эполет — это... Аксельбант — это... Кокарда — это... Гусар — это...

... металлический круглый или овальный значок, укрепляемый на форменной фуражке.

... петля с кистью на рукоятке холодного оружия, надеваемая

на руку.

... погон, шитый золотом, украшенный бахромой на парадном военном мундире. ... плетеное украшение в виде шнура из золотых или серебряных нитей с металлическим наконечником, которое носили на правом плече. ...солдат или офицер частей легкой кавалерии.

3. (Слайд 16)

Объясните разницу в значении данных слов. С каждым составьте словосочетание.

Кавалер — кавалерия — кавалергард. Петля — петлица — петелька. Одежда —одеяние — одежка

4. (Слайд 17)

Определите, являются ли синонимами слова в каждой ряду. Выберите наиболее подходящие при описании внешности гусара.

Смотреть, глядеть, взирать, впериться, уставиться; грустно, невесело, печально, тоскливо, мечтательно; храбрый, смелый, бравый, бравурный; раскрепощенность, непринужденность, раскованность, свобода.

5. (Слайды 18-19)

Продолжите ряд подходящих определений, раскрывающих понятие.

Лицо: молодое, приятное, тронутое улыбкой, овальное, бритое,...

Глаза: большие, серьезные, темные, глубокие, мечтательные,...

Брови: густые, красивой формы, слегка изогнутые,...

Губу: пухловатые, сомкнутые, тронутые улыбкой,...

Усы: пышные, густые, черные, аккуратные,...

Лоб: высокий, чистый, без морщин, гладкий, ровный,...

Нос: четко очерченный, некрупный, прямой, изящной формы,...

Выражение лица: задумчивое, с грустинкой, романтическое,...

6. (Слайд 20)

Образуйте деепричастия прошедшего времени.

Наклонить — упереть — опереться — согнуть — подбочениться — повернуться —

7. (Слайд 21-22)

а) Как правильно? Выберите верное значение слов.

Импозантный – производить положительное впечатление, внушать уважение.

Импонировать – представительный, видный, полный достоинства.

Вальяжный – находящийся в определенной позе; представительным видом, обращением, манерами производящий впечатление.

б) (Слайд 23)

Запомните фразы, которые можно использовать в сочинении.

Мне импонирует его вальяжный, импозантный вид. Гycap вальяжен и импозантен, и мне это импонирует.

8. (Слайд 24)

Образуйте сравнительную степень прилагательных.

Богатый — длинный — густой — молодой — мягкий — слабый — удобный — дальний — нижний —

9. (Слайд 25)

Образуйте краткие формы прилагательных.

Грустный — задумчивый — отрешенный — спокойный — простой — замысловатый — роскошный — внушительный — своеобразный —

10. (Слайд 26)

Раскройте скобки и ответьте на вопросы.

Стоит (как? и как?) Выглядит (каким? и каким?) Держит (что? где?) Крепится (на чем? где?) Одет (во что? как?) Облокотился (на что? чем?)

11. (Слайд 27)

Прочитайте предложения. Определите, чем выражено подлежащее. Обратите внимание, что предмет речи один, а “обозначается” по-разному. Для чего это делается?

На портрете изображен гусар. Он написан в полный рост. Молодой человек стоит непринужденно. Конечно, бравый офицер чуть-чуть гордится собой. Красавец имеет на это право. Давыдов одет в парадный мундир. Персонаж выглядит живым и непринужденным.

12. (Слайд 28)

Прочитайте крылатые выражения, пословицы и поговорки. Объясните их значение. Какие можно использовать в сочинении при описании внешности героя и его характера?

Крепко сшит и ладно скроен. Ни два ни полтора. С таким можно идти в разведку. Труса празднует. В бою смельчак, на биваке весельчак. Косая сажень в плечах. По одежке встречают, по уму провожают. Бдительного воина врасплох не застанешь. Крепкий орешек сразу не расколешь. Смекалистый силен втройне, он побеждает на войне.

(Слайд 29)

7. План сочинения

  1. Парадный портрет
  2. Лицо гусара
  3. Поза персонажа
  4. Колорит картины
  5. Настоящий русский гусар.

– Наш урок мы начали со слушания музыки, а как вы думаете, какая мелодия может соответствовать этой картине?

– Скорее всего маршевая.

Слушание музыки.

– Вы можете начинать работать над своим сочинением.

8. Сочинение по картине О. А. Кипренского “Портрет Евг. В. Давыдова”

Картина О. А. Кипренского представляет собой парадный портрет. Офицер изображен в полный рост, в гусарском мундире, при оружии.

Это молодой человек лет тридцати. Брюнет. Как и положено гусару, с пышными усами и бакенбардами. Правильные черты лица, четкий овал, большие темные глаза смотрят не на зрителя, а куда-то в сторону, словно человек знал то, о чем не хотел говорить.

Противоположна выражению лица (задумчивого, мечтательного, с легкой грустинкой) поза персонажа. Он стоит, подбоченясь, раскованно, вальяжно, как напоказ. Красавцу есть чем гордится. Он высок, строен, крепок, ладен, словом, хорош по всем статьям. Как сидит на нем ярко-красный, шитый золотом и отороченный мехом доломан! Левая рука уверенно покоится на рукоятке сабли. Сейчас она в ножнах, которые крепятся к поясу красным ремнем, но, вероятно, побывала не в одном сражении. Должен быть еще и кивер. Да вон он, едва виднеется в левом углу полотна, украшенный султаном. В бою этот головной убор часто спасал хозяина от раны, смягчая удар противника, а здесь он без надобности, можно отложить в сторону.

Фигура занимает почти весь объем картины. Она как высвечена на темном фоне сочными красными, белыми, золотистыми, сочно-коричневыми тонами. Даже черный цвет мехового воротника на доломане и сапогах, в которые обут персонаж, оттеняет яркий внешний вид героя.

Фон едва угадывается, да и он, думается, играет не основную роль — служит контрастом для более выпуклого представления изображаемого человека.

Кипренскому прекрасно удалось передать в облике своего современника личность интересную, своеобразную, импозантную (об этом свидетельствует поза гусара), но в то же время не пустую и не глупую (об этом говорят его глаза).

Есть много произведений, рассказывающих о гусарах, лихих вояках, смельчаках, балагурах, сердцеедах и весельчаках, но мы знаем и такие литературные источники, а главное, факты истории, где гусары показали себя храбрыми защитниками отечества, которые, не щадя живота своего, спасали родину от врагов, своими подвигами умножали славу России и остались в памяти народа как верные и преданные ее сыновья. Думается, что Давыдов — воплощение настоящего русского гусара.

9. Д.з. закончить сочинение по картине О.А. Кипренского.

Библиография:

  • http://artclassic.edu.ru.
  • http://www.rg.ru
  • Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах. Волгоград: Учитель, 2002.
  • Михайлова С.Ю. Все школьные сочинения по картине: 5-7-й кл. М.: АСТ: Астрель, 2008.

Приложение 1

Приложение 2