Механизм образования новых слов. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (359 кБ)


Тема урока: Механизм образования новых слов, или как делаются новые слова – предметы при помощи суффиксов.

Цели урока:

– познакомить с новыми суффиксами К, ОК, ИХ, УШК, ЁНК; вывести совместно с детьми алгоритм образования новых слов; упражняться в составлении слов при помощи суффиксов;
– развивать речь, мышление; работать над увеличением словарного запаса;
– воспитывать умение грамотно писать, любознательность.

Примерный ход урока:

1. Введение в тему урока.

Учитель:

– Сегодня мы продолжим работу по теме “Состав слова”, поговорим подробнее о суффиксах, будем учиться образовывать новые слова. Всё это необходимо для того, чтобы наша речь была красивой, грамотной, многообразной.

Заранее подготовленные дети (трое) читают стихотворение наизусть:

Дети:

После корня он стоит,
Перед окончанием.
Если его я заменю,
Другое слово получу.
Обозначают уголком.
Называют суффиксом.

2. Минутка чистописания.

Ф ф

3. Изучение нового.

Слайд 1,2.

Учитель:

– У нас в гостях части слова. Догадайся, какие? Корень, суффикс и окончание предлагают выполнить задние: разбить данные слова на две группы (Слайд 3, 4).

– Почему нужно разбить так? Объясни.

– Чем слова одного столбика отличаются от слов другого столбика?

Дети:

– Слова первой группы просто называют предметы. Слова второй группы называют предметы ласково.

Учитель:

– Запишите эти слова в тетрадь. Разберите эти слова по составу.

У доски работают четыре ребёнка – каждый объясняет свою пару слов и разбирает её (Слайд 5).

Мёд —> медок
Дуб —> дубок
Ягода —> ягодка
Берёза —> берёзка

4.Физминутка.

Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём.
Чтобы было веселей
Хлопай, хлопай побыстрей.

5. Алгоритм образования новых слов.

Учитель:

– Давайте разберёмся, как из слов первого столбика образовались новые слова.

Составление алгоритма образования новых слов.

  1. Находим в слове окончание, основу.
  2. Отбрасываем (зачёркиваем) окончание.
  3. Прибавляем к основе суффикс К.
  4. К полученной основе добавляем окончание А.

На доску вывешивается алгоритм образования новых слов в виде схемы (Слайд 6):

Учитель:

– Зарисуйте эту схему в тетрадь.

– Используя эту схему, расскажите, как из слова дуб образовалось слово дубок.

Дети:

– В слове дуб отбрасываем нулевое окончание. К оставшейся основе прибавляем суффикс ОК. Основа разрастается: дубок. Приписываем к слову нулевое окончание. Разбираем полученное слово по частям.

Учитель:

– Какое значение придают словам суффиксы К, ОК?

Дети:

– Суффиксы К, ОК придают словам ласкательное значение, или “уменьшают” предметы.

6. Работа с учебником.

Учитель:

– Откройте 3 часть учебника с. 26 упр.24.

– Прочитайте первое предложение.

Дети:

– Попробуй письменно показать, как образовались слова шубка, трубка, сливка.

7. Практическая работа (самостоятельно, или в парах, или в группах).

Слайд 7.

Учитель:

– Рассмотрите картинки.

– Назовите изображённые предметы.

– Используя суффиксы, образуйте и запишите в тетрадь новые слова.

– Разберите эти слова по составу. Слайд 8.

– Составьте предложение с любым из новых слов.

– Найдите в предложении главные члены, подчеркните. Слайд 9.

8. Подведение итогов урока. Слайд 10.

– Что нового узнали?

– Назовите суффиксы, с которыми сегодня познакомились.

– Расскажите алгоритм образования новых слов.

9. Д/З.

Учебник 2 часть стр. 133– 134, написать 10 слов и образовать от них новые слова при помощи суффиксов; суффиксы выделить.