Батик. Практическое руководство по росписи ткани

Разделы: Внеклассная работа


Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.

История батика

Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.
Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646 - 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н. э. его вполне могли производить и в Индии). НО то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710 – 794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 –794).  В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.

Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры.
В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи.
Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках – розовой, желтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая.
Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о.Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом  Раффлсом.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты, в свою очередь, налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевило и позволяло получать очень сложные узоры. Для тканей с раппортным узором штампы подгоняли друг другу.
Поле резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Зачастую замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн и таких художников, как мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни Макинтош.

Материалы и инструменты

Ткань – из натурального шелка (крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет), но можно использовать и хлопчатобумажные ткани (батист, штапель, тонкий поплин, маркизет). Ткань можно купить метражом и в виде готовых платков, галстуков или шарфов.
Краски – выбор красок для росписи по шелку достаточно велик. Одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они и по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром, причем каждая из них имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. И все же бесспорное предпочтение знатоки отдают высококачественным краскам французской фирмы «Lefrans & Bourgeois», закрепляемым путем запаривания. Можно использовать анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства. Высококачественные краски итальянской фирмы «Maimeri» и «Maimeri idea» закрепляются утюгом. Краска для росписи ткани marabu фирмы «Дигл Дизайн» (silk, textill).На сегодняшний день на рынке имеется множество подобных красителей. Из отечественных красителей удобен в применении набор для росписи тканей «Батик», «Ученик» фирмы «Гамма». Он конечно уступает импортным красителям, но для начинающих это  замечательный вариант.
Контурный состав – Для каждой краски подходит определенный контурный состав, обычно фирма производящая текстильные краски производит и контурный состав, подходящий для нее. Как правило, резервирующий состав имеет прозрачный цвет, для того чтобы сделать состав определенного цвета добавляют золотой, серебряный или цветной контур.
Деревянная рама – можно купить в магазине или сделать на заказ в багетной мастерской. Существуют специальный профессиональные рамы для батика с гайками, что обеспечивает возможность подогнать ее под любой размер.
Палитра и пипетки – облегчают забор краски из флаконов и их смешивание. Палитра должна быть с углублениями и обязательно белого цвета.
Стеклянные трубочки или пластмассовый флакон с пипеткой на конце – служат для проведения тонких линий в технике холодного батика. Стеклянные трубочки можно встретить в специализированном магазине или в наборе для работы с батиком. Можно использовать стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов кончиками. Пластмассовый флакон на конце имеет металлический колпачок-насадку с полой иглой или узким отверстием. Чантинг – металлический инструмент для нанесения контуров.
Клейкая лента – нужна для оклеивания верхней стороны рамы перед началом работы, благодаря этому дерево не сможет впитать в себя краску и не запачкает вашу следующую работу.
Фен – ускоряет процесс высыхания красок. А так же  помогает создать замечательные живописные эффекты в технике свободной росписи.
Кнопки – (канцелярские) для натягивания ткани. Лучше использовать трехзубчатые кнопки или булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы. Можно использовать стиплер.
Кисти – (беличьи или колонковые) Если вы решили вплотную заняться батиком, вам понадобятся профессиональные кисти:

  1. Широкая беличья кисть;
  2. Веерная кисть;
  3. Беличья кисть «Petit Gris pur» международный номер 11;
  4. Кисть из волоса красной куницы Экстра – международный номер 5;
  5. Кисть из полиамидов – международный номер 4;

Калька и алюминиевая фольга – Калька используется для заворачивания раскрашенного изделия при закреплении красок над паром. Фольга же кладется сверху в скороварку при закреплении красок. Она препятствует попаданию конденсирующейся влаги на вашу работу.

Спирт – для более быстрого высыхания поверхности ткани после окрашивания в разведенные водой краски можно добавить капельку спирта.

Соль – ею посыпают расписанные и еще влажные участки. Обладая свойством втягивать влагу, соль связывает и растворяет в воде красящие вещества – пигменты. В результате возникают оригинальные узоры. Пробуйте работать с солью разного помола. Существует также специальная соль для получения оригинальных разводов, ее можно встретить в специализированных магазинах.

Дистиллированная вода – необходима для разбавления и осветления красок. Не пользуйтесь для этих целей водой из-под крана – даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.

Соломинка для коктейля – простым способом можно достичь удивительного эффекта: подуть через соломинку на каплю краски, нанесенную на шелк.

Утюг – понадобится для закрепления красящего слоя или удаления воска с изделия в технике горячего батика.

Карандаш – лучше очень мягкий, используется для перенесения мотива на ткань. Или портновская ручка, которая смывается водой.

Нитки – пригодятся для работы в узелковой технике.

Воск – универсальный воск для батика продается в магазине. Существуют специальные рецепты изготовления воска.

Лоток для окрашивания ткани – можно использовать глубокий поднос, как пластиковым, так и металлический. Подойдет любая ванночка, так как ткань при окрашивании должна быть полностью расправлена.

Тигель с термостатическим контролем позволит нагреть воск до определенной температуры и поддерживать ее на одном уровне. Но можно с успехом растапливать воск на водяной бане. Лучше всего использовать маленькую одноконфорочную плитку или газовую горелку.

Техника батика

Все множество существующих техник батика можно разделить на две основные группы.
Горячий батик – техника с применением расплавленного воска в качестве резервирующего состава.
Холодный батик – техника, где применен в качестве разделяющего и рисующего состава.

Техника горячего батика

Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят нате места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым). Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высыхания ткани воском закрывают те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивается более в темные тона. Цикл: резервирование – крашение – сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски.
Для горячего батика потребуется растопленный воск, в качестве воска может служить белая хозяйственная свеча. Есть специальные рецепты воска для горячего батика:

Воск для чантинга:

6 частей сосновой смолы;
4 части парафина;
1 часть пчелиного воска;
0, 25 части даммаровой смолы;
0, 25 части жира.
Воск для покрытия больших площадей:
2 части пчелиного воска;
1 часть сосновой смолы;
0,5 части даммаровой смолы;
0,5 части парафина;
0,1 части жира.

Воск для кракле:

5 частей парафина;
5 частей сосновой смолы;
1 часть даммаровой смолы;
0,2 части жира.

Горячим воском можно не только отделить цвет от цвета, но и оставить неокрашенными большие пятна, т.к. на застывший воск краска не ложится.

Этапы работы в технике горячего батика:

1 этап: перевести рисунок на ткань.
2 этап: те места в рисунке, которые необходимо оставить неокрашенными, кистью покрыть горячим расплавленным воском.
3 этап: после высыхания расписать ткань согласно рисунку светлыми тонами.
4 этап: подождать пока роспись высохнет и покрыть воском более темные цветовые пятна и так до самых темных мест в рисунке.
5 этап: удалить воск с рисунка с помощью утюга и газет, поместив между ними ткани. После снятия воска ткань приобретает первоначальные пластичные свойства.
6 этап: дополнительная фактура получается в результате повторного покрытия воском всей поверхности.
7 этап: повторно снимаем воск с готового рисунка с помощью утюга и газет.

К горячему батику также относится техника «Кракле». Заключается она в следующем, ткань расписанная красочным слоем или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Ждем до полного высыхания. Горячим утюгом с множеством газет или бумаги снимаем воск с поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен образуются причудливая фактура.

Техника «Штамп»

Этапы работы в технике «Штамп»:
1 этап: создайте композицию рисунка из несложных форм, лучше геометрических.
2 этап: вырежьте резаком или ножом штамп из губки. Для большего удобства приклейте к губке кусок пластика или не сложную рукоять.
3 этап: нагрейте воск и штампом из губки или паралона нанесите воск на ткань. Затем можно окрасить ткань и продолжить экспериментировать. Если вы придумаете разнообразные штампы из разного материала, то эффект может быть самый неожиданный.

Техника холодного батика

Техника холодного батика более разнообразна:

Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.

img8.jpg (18273 bytes)

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сольветозы, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге. Еще один метод свободной росписи представлен ниже.

Этапы работы в технике свободной росписи:

1 этап: ткань натянутая на раму равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.
2 этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).
3 этап: нанесение изображения по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.
4 этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками.
5 этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников и т.п.

Узелковая техника. Неожиданные эффекты и все время разные возникают при работе в этой технике.

Этапы работы в узелковой технике:

1 этап: свободная роспись по фону.
2 этап: высушенная ткань снимается с рамы и с помощью камешков или других аналогичных вещей, нитками согласно рисунку, завязывается несколько узлов на ткани.
3 этап: весь кусок ткани скручивают с двух сторон очень туго и складывают в два-три слоя, туго обвязывая нитками еще раз (плотность перекручивания и завязывания существенно влияет на будущий рисунок).
4 этап: перевязанную ткань опускают в емкость с краской.
5 этап: осторожно вынимаем ткань из раствора, даем стечь, развязываем нити и высушиваем.

Техника «Гутта»

Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, гарантирует успех даже начинающим.

Этапы работы в технике  «Гутта»:

1 этап: выстиранный шелк, просушенный, и хорошо отутюженный натяните на раму. Предварительно раму оклейте малярным скотчем.
2 этап: затем перенесите рисунок с эскиза мягким не острым карандашом.
3 этап: следующее, что вы должны сделать, это с помощью резерва провести линию окончания рисунка по всему периметру ткани, линия должна быть обязательно замкнутая, тогда краска не выйдет за ее пределы.
4 этап: обведите карандашный рисунок резервирующим составом, здесь тоже очень важно помнить, что все линии должны быть замкнутыми.
5 этап: после полного высыхания резерва роспись рисунка с помощью разбавленных до нужного тона анилиновых красителей. 

Солевая техника

Или техника травления с использованием соли. Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин, платков, одежды в этой технике буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль.

img12.jpg (15733 bytes)

Этапы работы в солевой технике:

1 этап: на влажную расписанную в свободной технике ткань посыпается соль.
2 этап: важно не перестараться, соль посыпается там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой.
3 этап: после полного высыхания красок аккуратно удалите кристаллы соли.

Техника монотипии по ткани

Техника богатая на эффекты, но трудность в том, что невозможно предугадать, что  в итоге получится. Невозможно повторить понравившийся эпизод.

Этапы работы в технике монотипии на ткани:

1 этап: нанесение краски на сухую поверхность ткани поролоновой губкой в произвольном порядке.
2 этап: когда ткань НЕМНОГО подсохнет, снять ее с рамы и заложить на ней несколько больших и малых складок в различных направлениях и прогладить утюгом, так повторить несколько раз до получения нужного эффекта.
3 этап: разгладить ткань окончательно. При глажении влажной ткани в складках получаются своеобразные переходы цвета от темного к светлому, образуя интересный фактурный рисунок.
4 этап: сверху тушью дополнительно можно отпечатать любую фактуру, например лист дерева.

Техника трафаретной росписи

Очень похоже на технику «Штамп» в горячем батике.

Этапы работы в технике трафаретной росписи:

1 этап: прописать фон в технике свободной росписи яркими и светлыми тонами.
2 этап: на высохшую поверхность ткани наложить шаблон, вырезанный из бумаги или картона (можно также использовать куски тюля, кружева или других подобных материалов). Отверстия шаблона покрывают краской textill marabu с солью (верхний красочный слой при этом не смешивается с нижним).

Техника росписи в несколько слоев

Этапы работы в данной технике:

1 этап: свободная роспись ткани яркими и светлыми цветами.
2 этап:  нанесение контуром  рисунка.
3 этап: прописывание отдельных мест темными или контрастными фону цветами для усложнения цветовой палитры.
4 этап: нанесение нового контура для проработки деталей рисунка.

Техника витража

Техника получила свое название от сильного сходства цветового восприятия с витражами. Разница лишь в использованном материале.

Этапы работы в технике витража:

1 этап: нанесение черного, золотого или серебряного контура на белую ткань согласно рисунку.
2 этап: после высушивания контура залить изображение различными цветными пятнами (контур будет отделять цвет от цвета, не давая краскам смешиваться).

Техника смещения

Эту технику можно назвать импрессионизм в шелке.

Этапы работы в технике смещения:

1 этап: погрузите шелковую ткань в чуть теплую воду, затем хорошо отожмите ткань. Шелк можно спокойно выкручивать, так как образующие заломы дают дополнительный интересный эффект.
2 этап: разложите хорошо увлажненную ткань на стеклянную, или на полиэтиленовой пленке.
3 этап: Сдвиньте ткань, так чтобы одни складки ложились на другие. И побрызгайте на них сверху выбранными вами  красками из пульверизатора или с помощью аэрографа.
4 этап: перед каждым новым набрызгом меняйте положение складок, смещая ткань. И каждый новый этап должен подсохнуть.
5 этап: нанеся самые темные краски, их нужно совсем чуть-чуть для глубины рисунка, нужно дать шелку окончательно высохнуть.
6 этап: прежде чем закрепить роспись хорошо отутюжьте ткань.

Техника «Термический батик»

 Самый простой способ получение узоров на ткани.

Этапы работы в технике термического батика:

1 этап: Предварительно ткань замачивают.
2 этап: Помещают на поверхность устойчивую к влаге и высоким температурам (деревянную или металлическую), складывают мелкими складками и кистью наносят разбавленные растворы красителей.
3 этап: Ткань покрывают калькой, а сверху ставят горячий утюг, аккуратно перемещая его с одного участка ткани на другой до полного высыхания изделия.
4 этап: После ткань разворачивают и проглаживают с изнанки и лица. Без запаривания изделие промывают водой и стирают с мылом.

Дополнительные декоративные эффекты:

С такими декоративными эффектами как «кракле» и «солевая техника» мы с Вами уже познакомились, но существует множество других, не которые Вы можете создать сами. А вот те, что уже существуют: Светлые участки на ткани можно получить с помощью крупинок мочевины (удобрение карбамида); графические элементы можно получить, смешав раствор красителя с клеем КМЦ и тонкой кистью наносить загустевший красильный раствор на сухую ткань. Состав, резервирующий можно сделать не только бесцветным, но и цветным. Для этого небольшое количество масляной краски выдавить на бумагу и оставить на 2 часа, а затем смешать с бесцветным резервом.
Для завершающего этапа очень важно правильно закрепить изделие и постирать его. Сначала промываем холодной водой, затем горячей и стираем вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе уксуса (2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья. Гладить изделия нужно еще влажными, сначала с изнанки, а затем с лица.

Методические  рекомендации по проведению занятий в технике батика

  1. Организация работы объединения;
  2. Учебно-материальная база;
  3. Общие методические рекомендации:
  4. Техника безопасности;
  5. Примерный тематический план объединения «Художественная роспись по ткани»;
  6. Поурочные планы-конспекты занятий объединения «Художественная роспись по ткани».

Организация работы объединения

Объединение «Художественная роспись по ткани» может быть создан при различных центрах творчества, школах, клубах, летних лагерях и т.д.
В объединении могут заниматься ребята среднего и старшего школьного возраста, так как младшему школьному возрасту с анилиновыми красителями и горячим воском, а также с резервом, имеющим специфический запах, работать не рекомендуется.
Программа объединения рассчитана на 72 учебных часа в год, по 2 часа на занятие 1 раз в неделю.
Набор обучающихся следует проводить в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в объединение, для этого распространяются афиши и объявления с приглашением записаться в объединение и кратким его содержанием.
В помещении, где будет проводиться запись в объединение, нужно оформить витрину или стенд с работами кружковцев. При записи школьников  в объединение необходимо провести ознакомительную беседу, при составлении списка кандидатов в объединение указать основные данные: Фамилия, имя, возраст, школа, класс, домашний телефон и адрес. Учащимся, записавшимся в объединение, выдается памятка с указанием названия кружка, расписанием занятий, места и времени проведения первого занятия.
В одну группу рекомендуется включить не более 15 человек. В каждой группе выбирают старосту, который является помощником руководителя, он назначает дежурных, следит за порядком. По окончанию занятия следит за тем, чтобы обучающиеся привели в порядок свои рабочие места.

Учебно-методическая база объединения

Помещение и оборудование. Работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении, имеющем вытяжную вентиляцию. Освещение должно быть размещено с левой стороны и спереди, а падающие тени не создавать помех для работы.
Рабочие столы должны быть достаточно широкими, чтобы на них можно было разместить не только раму с натянутой тканью, но и инструменты, приспособления, краски. Условно рабочий стол делится на три зоны. В центре располагается рама, слева от нее – инструменты и приспособления, справа – баночки с красками и резервирующим составом. На отдельном столе должна стоять электрическая плитка, вентилятор или фен и утюг.
В кабинете  должна быть настенная доска, для выполнения графических работ, развешивания плоских наглядных пособий.

Наглядные пособия. Наглядные пособия демонстрируются при объяснении задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий, используемых при работе над батиком, относятся:

Таблицы с графическим изображением последовательности выполнения той или иной  техники росписи;
Образцы росписи по ткани, выполненные в различных техниках; образцы с различными видами брака;
Различные иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о художественной росписи по ткани, ее истории, о декоративно-прикладном искусстве.
Хорошим наглядным пособием могут служить ранее выполненные работы обучающихся в объединении.

Материалы, инструменты, приспособления. Лучшими тканями для росписи являются ткани из натурального шелка – крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет, но можно использовать и хлопчатобумажные ткани – батист, штапель, тонкий поплин, маркизет. Для росписи ткань натягивают на раму, пяльцы. Для нанесения на ткань рисунка способом холодного батика применяют стеклянные трубочки различного диаметра. Но для этой цели можно использовать как стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми  под 135 градусов кончиками. Инструменты для работы в технике горячего батика очень разнообразны. Это – воронки, кисти, штампы, каталки, трубочки и т.д.
В росписи тканей способом батика могут использоваться анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства, как сухие, так и разведенные. Одни красители закрепляются на пару, водной бане, другие просто достаточно прогладить горячим утюгом.
Резервирующий состав можно использовать готовый, а можно приготовить самим. В программе предусмотрено изготовление резервирующего состава. В технике холодного батика для его изготовления потребуется: парафин, резиновый клей, бензин, канифоль. Для горячего: парафин, пчелиный воск, технический вазелин.
Кисти могут понадобиться разного размера, как беличьи, так и жесткие щетинные. Кроме всего перечисленного, в наличии должен быть утюг – для выпаривания  воска из ткани; резиновые перчатки – краски интенсивные и при попадании на кожу плохо смываются; кнопки – для закрепления ткани на раме; газеты – для выпаривания воска при горячей технике.

Общие методические рекомендации

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (10-20  минут) и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение эскизов, приготовление необходимых материалов для росписи (резервирующий состав, изготовление самой рамы, сама роспись).
Необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретической знаний, полученных учащимися. Так при прохождении каждой новой техники росписи, вначале нужно познакомить детей с историей происхождения данной техники, затем научить обучающихся правильно и последовательно натянуть ткань на раму, перенести изображение с эскиза на ткань и проинструктировать обучающихся последовательности самой росписи. Только после этого можно приступать к работе над изделием.
При объяснении нового материала или задании, в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация  таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением на доске графических работ. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде.
Выполнение задания в группе обучающихся обычно проходят неравномерно: одни на середине работы, другие только начинают, поэтому индивидуальная работа очень важна. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание  лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому с критикой в отношении работы или обучающего нужно быть предельно аккуратно. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, лучше,  если по индивидуальному эскизу или это должна быть хорошо выполненная копия образца.
Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Так просмотр можно устроить как временную выставку. Коллективные просмотры приучат объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Примерный тематический план объединения «Художественная роспись по ткани» (на 1 год)

№ п/п Наименование темы Количество часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Техника безопасности. 2 2
  Понятие композиции. Знакомство с форэскизами.. 4 2 2
  Краткие сведения по цветоведению. 4 2 2
  Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные. 8 2 6
2 Холодный батик. История возникновения. 2 2
  Создание эскиза для изделия в технике холодного батика. 4 4
  Работа над изделием в технике холодного батика с применением бесцветного резерва в композиции «Сказочные цветы». 8 2 6
  Работа над изделием в технике холодного батика с применением цветного резерва в композиции «космические фантазии». 8 2 6
3 Горячий  батик. История возникновения. 2 2
  Создание эскиза для изделия в технике горячего батика. 4 4
  Работа над изделием в технике горячего батика  в композиции «Морские сюжеты». 8 2 6
  Работа над изделием в технике горячего батика в композиции «Полевой букет». 8 2 6
4 Изучение дополнительных декоративных эффектов. Кракле. Солевая техника. Штамп. Монотипия. 8 2 6
5 Итоговое занятие. Выставка. 2 2

Поурочные планы-конспекты занятий объединения «Художественная роспись по ткани»

Тема занятия: Изготовление и нанесение резервирующего состава в технике холодного батика  (продолжение работы).

Цель: изучить  особенности техники холодного батика, освоить способ нанесения резервирующего состава на ткань.

Задачи:

  • Развивать у учащихся интерес к данному виду творчества, способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.
  • Воспитывать терпение, аккуратность, старание.
  • Познакомить с возможностями резервирующего состава и изучение различных дополнительных эффектов в технике холодного батика.

Оборудование и  материалы. Шелковая и х/б ткань, пяльцы, беличьи кисти,  стеклянные трубочки, образцы работ, соль крупного помола, мочевина, анилиновые красители, сода, дистиллированная вода.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Объяснение нового материала. (15-20 мин.)
  3. Практическая работа. Нанесение резерва на ткань. (30 мин.)
  4. Физ минутка. (5 мин.)
  5.  Показ руководителя дополнительных декоративных эффектов. (15 мин.)
  6. Завершение занятия. Самостоятельное использование декоративных эффектов на своих работах. (15 мин.)
  7. Подведение итогов, анализ работ. (7 мин.)

Ход занятия.

1.– Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы продолжаем с вами изучать роспись по ткани. Давайте повторим и вспомним, о чем узнали на прошлом занятии. Перед вами не большой кроссворд, который поможет нам в этом. (Приложение 6).
– с последним словом под номером 3 по-вертикале вы еще не знакомы, давайте оставим его до конца сегодняшнего занятия, а когда познакомимся с данным понятием, запишем его в кроссворд.
2. – На прошлом занятии мы с вами сделали эскиз для техники холодного батика, давайте приступим к следующему этапу нашей работы и натянем ткань на раму. Посмотрите на плакат «Натягивание ткани на раму» он поможет вам правильно это сделать, но прежде чем мы начнем натягивать ткань, давайте внимательно изучим еще один плакат «Техника безопасности». (Приложение 5)  (Комментарии и ответы на возникшие вопросы).
– Следующее что мы должны сделать после того как натянули ткань, это перевести эскиз на ткань. Посмотрите, как это буду делать я. Ткань на раме переворачиваем таким образом, чтобы ткань плотно прилегала к эскизу, так мы четко видим весь эскиз в натуральную величину и нам удобно переводить его с помощью простого мягкого карандаша на поверхность ткани.
– Рисунок переведен и находится на ткани, теперь мы можем с помощью стеклянной трубочки наносить резервирующий состав по линии карандаша так, чтобы линия не прерывалась. Очень важно чтобы резерв ложился на ткань не прерывно, иначе краска выбежит за пределы рисунка. 
3. – Посмотрите, как правильно набирать резерв  в стеклянную трубочку, лучше всего это делать с помощью резиновой груши. Помним о содержании плаката «Техника безопасности» еще один очень важный момент, чтобы резерв не выбегал из трубочки, когда вы не ведете ей по линии карандаша, держите трубочку носиком вверх.
– Важно помнить не только о том, что контур рисунка должен быть замкнутым, но и о том, что если долго держать трубочку на одном месте не двигаясь по линии, то образуется лужица. Работать трубочкой нужно быстро. Чтобы линия получалось равномерной.
– После того как вы обвели весь рисунок посмотрите его на просвет, так можно увидеть где образовались разрывы или слишком тонкие линии. А лучше всего, перевернуть работу на обратную сторону и проработать рисунок резервом с левой стороны. После того как вы убедились в целостности контура, нужно дать резерву высохнуть. А мы тем временем отдохнем. Давайте выйдем в коридор, проведем физминутку, а кабинет тем временем проветрится.
4. Физминутка.
5. Чтобы ваша работа получилась  интересной и необычной я хочу познакомить вас с дополнительными декоративными эффектами. Для декоративных эффектов используют солевую технику, эффект «Кракле», и эффекты получающиеся при нанесении на влажную ткань мочевины. При использовании последней  будьте очень аккуратны, мойте руки с мылом, так как мочевина, удобрение, и может быть ядовитым. (Показ).
6. Практическая работа. Обучающиеся работают с анилиновыми красителями непосредственно на своих эскизах, используя только что полученные знания.
7. Подводим итоги проделанной работы. Обсуждение удачных моментов, получившихся декоративных эффектов и допущенных ошибок. Убираем рабочие места.

Тема занятия: Роспись по ткани с применением бесцветного резервирующего состава в работе над композицией «Сказочные цветы» в технике холодного батика (продолжение работы).

Цель занятия: создание композиции «Сказочные цветы» в технике холодного батика.

Задачи:

  • Воспитание интереса к данному виду искусства.
  • Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
  • Формирование умений и навыков росписи по ткани.

Оборудование и материалы: анилиновые красители, беличьи кисти, баночка для воды, бумага, карандаш, ластик, образцы работ, стеклянная трубочка, резерв.

План занятий:

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Объяснение нового материала (15 мин.)
  3. Практическая работа (30 мин.)
  4. Физминутка (7 мин.)
  5. Продолжение практической работы (30 мин.)
  6. Подведение итогов (3 мин.)

Ход занятия

1. – Здравствуйте, ребята!  Давайте проверим ваши рабочие места и достанем ваши эскизы.

2. На прошлом занятии мы с вами работали над созданием эскиза для изделия в технике холодного батика. Сегодня вы должны самостоятельно расписать изделие, на основе ранее полученных знаний. Давайте повторим последовательность работы в технике холодного батика.

1 этап: выстиранный шелк, просушенный, и хорошо отутюженный натяните на раму. Предварительно раму оклейте малярным скотчем.
2 этап: затем перенесите рисунок с эскиза мягким не острым карандашом.
3 этап: следующее, что вы должны сделать, это с помощью резерва провести линию окончания рисунка по всему периметру ткани, линия должна быть обязательно замкнутая, тогда краска не выйдет за ее пределы.
4 этап: обведите карандашный рисунок резервирующим составом, здесь тоже очень важно помнить, что все линии должны быть замкнутыми.
5 этап: после полного высыхания резерва роспись рисунка с помощью разбавленных до нужного тона анилиновых красителей. 
6 этап: после того как краски высохнут, их нужно закрепить. Это можно сделать с помощью утюга или нанести воск, а затем утюгам отгладить через несколько слоев газет.

При росписи данной композиции мы будем использовать анилиновые красители фирмы «Гамма», готовый набор для росписи ткани «Батик – ученик». Эти красители очень концентрированные, требуют разведения содовым раствором. С помощью пипеток можно забирать необходимое количество краски и разводить ее в ячейках палитры до получения необходимого тона. Теперь приступим к росписи. Каждому начинающему надо знать основное правило: идти от светлых участков к темным, в этом случае любое нечаянно поставленное пятно можно закрасить следующей за ней более темной краской. Кисть окуните в краску примерно до половины и затем свободно, без нажима, провидите по ткани кончиком кисти. Ткань сама «забирает» краску с кисти, так что волшебные цветные разводы возникают без особого труда с вашей стороны. Можно залить зарезервированные участки водой, а затем уже расписать их красками. При таком способе заливки следует помнить, что краски станут менее насыщенными, но зато получится плавный переход от более темного к светлому тону. (Весь рассказ сопровождается показом).

Мягкие цветовые переходы можно создать, проводя по залитому краской участку кистью, смоченной в спирте. После этого в некоторых местах краска потеряет свою насыщенность, в других местах станет более яркой и переходы от одной к другой станут плавными. Можно использовать дополнительные декоративные эффекты. Закончив роспись, надо ее просушить.

3. Практическая деятельность ведется в русле индивидуальной работы конкретно с каждым обучающимся.

4. Физминутка должна разделить практическую работу на две части. Так как работа над росписью требует кропотливости и усидчивости. Для разгрузки позвоночника и глаз выполняются разминка.

5. Практическая работа продолжается после физминутки.

6. По окончанию практической работы подводятся итоги, обучающиеся выставляют свои композиции и коллективно обсуждают, что удалось, а где были допущены ошибки.

Приложения

Список используемой литературы:

  1. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  2. Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство./ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.
  3. Журнал: «Валентина». Роспись по шелку. – М.: Издательский дом «ОВА-ПРЕСС». № 1; 1995 г.