Урок обучения грамоте для 1-го класса "Что в имени твоем?" Чтение слов и предложений с изученными буквами

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (760 кБ)


Цели: дать представление о разнообразии имён и их форм (полное, краткое); формировать навыки правильного, слогового, сознательного, выразительного, беглого чтения; учить работать с текстом; развивать фонематический слух, внимание, память, речь, мышление.

Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, мультимедийное оборудование.

Ход урока

I . Позитивный настрой на рабочий лад.

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок наш мы начнем.

– Начнём наш урок с ритуала приветствия (дети хором говорят слова и выполняют движения):

Раз, два, три – слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнём сейчас.

– Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

II. Речевая разминка.

– Но сначала – речевая гимнастика. Сели правильно, красиво, улыбнулись. Вдохнули, плавно выдохнули. Ещё раз вдохнули, плавно выдохнули.
– Следующее упражнение: вдохнули – на выдохе считаем (громко, отчётливо) от 1 до 10.
– Прочитайте предложение.

Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

– Докажите, что это предложение. (Все слова связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)
– О ком говорится? Задайте вопрос.
– Что говорится о журавле? Задайте вопрос.
– “Журавль жил” – это грамматическая основа предложения. Без основы не может быть предложения.
– Как оформляется предложение на письме?
– Назовите орфограммы.
– Какие звуки трудные для произношения повторяются в словах этого предложения? (Несколько раз повторяются звуки [ж] и [ш]).
– Как называется короткое шуточное стихотворение, в котором повторяются трудные для произношения звуки? (Скороговорка.)
– Прочитаем скороговорку 3 раза, постепенно увеличивая темп.
– Прочитаем скороговорку с постановкой логического ударения.

Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

III. Сообщение темы урока.

– Прочитайте загадку: “Мне дано, а все пользуются”. (Имя.)
– Сегодня мы поговорим о наших именах и продолжим учиться читать слова и предложения с изученными буквами.

IV. Работа по теме урока.

1. Презентация исследовательской работы “Что означают наши имена?”

– У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Наши ребята стали участниками проекта “Что означают наши имена?”. Давайте предоставим слово Наилю и Анне.

Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.

Существует специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.

Как же рождались имена?

Называли по внешним признакам: Крепыш, Черныш, Кудряш.

По черте характера: Добрыня, Молчун, Умник.

По времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога, Пятой.

По профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка

– Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения. Какие же имена есть в нашем классе?

Ярослав Бакланов

Меня зовут Ярослав. Имя мне дала мама. Она работает учителем истории, и её любимый исторический персонаж – князь Ярослав Мудрый. В честь него меня и назвали.

Жил-был на свете Ярослав –
Горяч в делах, умён в словах.
В ту пору древние славяне
Его “блистательным” прозвали.

Андрей Чехов

Моё имя – Андрей. В переводе с греческого языка означает “храбрый”. Меня так назвала мама в честь прадедушки.

Наш Андрейка самый смелый,
Самый сильный и умелый.
Не всегда же он послушен,
Но для нас он самый лучший.

Эльвира Набиуллина

Меня мама назвала Эльвира и считает, что это имя мне очень подходит. В переводе с германского означает “та, которая всех защищает”.

Талантов много у Эльвиры,
Энергична, умна.
Умеет цели достигать,
Во всём быть первой, побеждать!

Алиса Архипова

Моё имя – Алиса. Это необычное, очень красивое имя мне дали мои родители.

Дочурка наша словно солнце,
Всегда светла, добра, нежна!
Модняшка наша и скромняшка
Ранима, искренна, мила!

Наталья Шурайко

А меня папа назвал Наташей в честь прабабушки. В переводе с латинского языка означает “родная”.

Меня Наталией, Натальей,
Наташей можно называть.
Моих поступков и желаний
Никто не может предсказать.

Микроитог: У каждого из нас есть имя. У кого-то оно привычное, часто встречающееся, а у кого-то редкое. Но всякое имя прекрасно, потому что его с любовью дали нам наши родители. И мы с гордостью носим данное нам имя всю жизнь, отзываясь то на полное, то на краткое, то на уменьшительно-ласкательное, то на имя-отчество.

2. Физкультминутка.

Мы отдохнём с тобой сейчас
На физминутке в самый раз.

Гриша шёл – шёл – шёл, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашёл. (Хлопки в ладоши.)
Раз – грибок, (Наклон вперёд.)
Два – грибок, (Наклон вперёд.)
Три – грибок, (Наклон вперёд.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)

– Какое имя собственное встретилось в стихотворении? Что оно обозначает? Как пишутся имена собственные?

3. Чтение слов.

– Имена бывают полные и краткие. Будем читать краткое имя, и называть полное. Работаем по “цепочке” в парах.

Лёша
Лёня
Вова
Тёма
Валя
Лена
Вика
Лара
 
Настя
Света
Стасик
Серёжа
Андрюша

 

– Наверно, у каждого из вас тоже есть любимое уменьшительное, ласковое, домашнее имя. Продолжите, пожалуйста, фразу: “Я люблю, когда меня называют …” (учитель передаёт мяч ребёнку).

V. Работа с текстом.

1. Чтение текста с диктором.

– Для чего мы с вами изучаем буквы? (Чтобы научиться читать.)

Если будем читать и писать,
Сумеем многое узнать.
Станем думать и мечтать.
Сможем многое понять.
Будем дружно мы играть,
Все друзьями можем стать.

– Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком будем читать текст.

Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор … (Айболит).

– Сейчас мы будем читать текст с диктором. Будьте внимательны.

Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. И была у него злая сестра, которую звали Варвара.
Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. На диване жил колючий ёж. В сундуке жили белые мыши.
Но из всех своих зверей доктор Айболит любил больше всего утку Кику, собаку Авву, маленькую свинку Хрю-Хрю, попугая Карудо и сову Бумбу.
Очень сердилась на доктора его злая сестра Варвара за то, что у него в комнате столько зверей.

2. Проверка понимания прочитанного.

– Из какого произведения этот отрывок? (“Доктор Айболит”.)
– Кто автор этого произведения? (Корней Иванович Чуковский.)
– Кто главный герой этой сказки?
– Охарактеризуйте его. Почему?
– Случается так, что самого человека и на свете никогда не было, а имя его живёт. Вспомните, например, сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. Каждый из вас слышал о непослушном мальчике Иванушке и его сестрице Алёнушке. А ведь на самом-то деле их не существовало. Также не существовало и доктора, которого звали Айболит. Вот какая интересная судьба у этих имён!

3. Игра “Зажигаем фонарики”.

  1. Главного героя зовут Айболит.
  2. У него была добрая сестра Варвара.
  3. Больше всего доктор любил зверей.
  4. На диване жила белка.
  5. Собаку, которую очень любил доктор, звали Авва.

Проверка по слайду.

Электронная физминутка для глаз “Цветик-семицветик”.

4. Чтение сказки по частям. Беседа по содержанию.

1-я часть. Чтение по цепочке.

– Найдите слова, которые написаны с заглавной буквы. Что они обозначают?
– Какой вывод можно сделать?

2-я часть. Чтение друг другу.

– Перечислите животных, которые жили в комнате у доктора.

3-я часть. Самостоятельное чтение вполголоса.

– Прочитайте слова, которые записаны с заглавной буквы. Что они обозначают?
– Какой вывод можно сделать?

4-я часть. Хоровое чтение.

– Почему сестра Варвара сердилась на доктора?

5. Отработка навыков чтения.

  • Игра “Прятки”.

– А теперь поиграем в прятки. Я начинаю читать текст с любой строчки, а вы должны найти и продолжить читать вместе со мной.

  • Игра “Молния”.

– Я засеку одну минуту, а вы будете читать вполголоса этот текст. Постарайтесь читать правильно, без ошибок. Отметьте, где остановились.
– А теперь вернитесь к началу сказки. Читаем ещё раз. Отметьте, где остановились. Встаньте те, кто во второй раз прочитал больше, чем в первый.

VI. Итог урока.

– Что узнали нового?
– Что понравилось?
– Что было трудно?

VII. Рефлексия.

– На партах у вас ребята лежат смайлики. Покажите, какое у вас настроение после нашего урока?