Понятие об обобщенном образе. Национальный характер (по поэме А.Твардовского "Василий Теркин")

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. Показать черты русского национального характера у героев Твардовского. Дать понятие об обобщенном образе.
  2. Развивать навыки составления характеристики героя,  навыки выразительного чтения, навыки анализа лирического стихотворения.
  3. Показать восприятие Твардовским величия подвига русского человека и выявить восприятие учащихся.

Оборудование урока: 1.Тексты поэмы Твардовского “Василий Теркин”. 2. Презентация (Приложение 1).

Ход урока

1. Объявление цели урока.

– Мы прочитали 4 главы поэмы Твардовского “Василий Теркин”: “От автора”, “Переправа”, “Бой в болоте”, “Смерть и воин”. По этим главам мы должны составить характеристику героя и выявить черты русского национального характера.

2. История создания поэмы. Выступление учащегося.

– Дома ребята нашли историю создания поэмы (Приложение 2)

(слайд 1)

3. Анализ образа Василия Теркина (слайды 2,3,4,5 с рисунками художников И.Бруни и О.Верейского к поэме “Василий Теркин”).

– Прочтите, какие отрывки для характеристики героя вы выбрали и как они характеризуют героя.

(Слайд 6

– жизнерадостный,
– щедрый,
– сметливый и мудрый,
– выдержанный и терпеливый,
– жизнестойкий,
– скромный и простой,
– ответственный).

4. Индивидуальные задания. Анализ образа по главам “Перед боем”, “На Днепре”, “О награде”, “Теркин-Теркин”.

(Слайды 7,8)

– Что добавляют эти главы к характеристике героя?

(“Перед боем”. Такой же солдат – хозяин в доме. Она раскрывает еще одну существенную черту героя – его сознательность. В этой главе говорится о первом, очень тяжелом для нас этапе войны, когда наша армия вынуждена была отступать. Теркину с товарищами пришлось выходить из окружения. “Я ж, как более идейный, был как там бы политрук”,– рассказывает Теркин. Он понимает временный характер отступления, вселяет в бойцов бодрость и уверенность в нашей победе.

“На Днепре”. В этой главе автор передает и свои чувства, и чувства Теркина: радость, гордость, уважение к прошлому и настоящему своей родины, любовь к своим землякам.

“О награде”. Не требует награды за свой подвиг, бескорыстный. Медаль ему нужна только для того, чтобы произвести впечатление на девушек. Он мечтает о любви, о женском внимании. Мечтает, с каким достоинством он будет держаться с односельчанами. Он все такой же скромный, простой, жизнерадостный.

“Теркин – Теркин”. Такой же воин, как и Теркин.) (Возврат к слайду 6).

5. Рассматривание иллюстраций (слайды 9,10,11)).

6. Вывод.

В главе “О награде” есть рефрен:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы
Ради жизни на земле.

Что хотел сказать автор этим повтором?

(Это авторская оценка событий: судьба каждого человека, судьба его малой родины слиты с жизнью страны. Поэтому от победы на этом малом клочке земли зависит жизнь, счастье каждого человека и всей страны).

И именно такой боец, как Теркин, очень нужен на войне. Оптимизм и нравственное здоровье Теркина – от сознанья правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями, соотечественниками.

Это “русский чудо – человек, национальный тип”. Мы можем говорить о русском национальном характере.

Такие черты были присущи многим русским бойцам, поэтому мы можем говорить об обобщенном образе русского солдата (Чтение слайда 12).

7. Анализ стихотворения “Я убит подо Ржевом”.

Чтение стихотворения наизусть группой учащихся. Вопросы на слайде 13,14.

– Кто лирический герой стихотворения?

(Повествование ведется от имени погибшего воина. Этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов).

– Чем герой стихотворения близок автору?

(Преданностью Родине, самоотверженностью, верой в победу).

– Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя. Зачем?

(Передает достоверность, обостряет боль потери. Как будто это реальный человек, который обращается к каждому из читателей).

-Какова тональность стихотворения?

(Просто и страшно, без лишнего пафоса. “Я не слышал разрыва…”).

– Герой не похоронен. Он бесследно исчез?

(Он растворен в природе. “Я – где корни слепые…”)

– Что волнует героя стихотворения? К чему он призывает живых?

(Наш ли Ржев наконец. Призывает живых устоять. Нет укора оставшимся в живых. “Я вам жизнь завещаю…”)

– В чем сила стихотворения?

(Из конкретного человека, погибшего подо Ржевом в безымянном болоте, в пятой роте, на левом фланге, образ вырастает в обобщенный – это человек, одержавший победу в великой войне, народ, верящий в победу, преданный родине, самоотверженный.)

8. История создания стихотворения. Выступление учащегося (Приложение 3).

9. Восприятие учащимися подвига простого русского человека.

Выступление по материалам поисковой работы о Ржеве (Приложение 4). (Слайды 15,16).

10. Итог урока.

– Можем ли мы на основании услышанных стихотворений и материалов поисковой работы сказать, что писателю Александру Твардовскому удалось очень точно отразить черты русского солдата Великой Отечественной? Какой прием использует писатель?

(Обобщение)

– Недаром на родине поэта поставлен памятник поэту, на котором он изображен с Василием Теркиным. Для нас, читателей, Твардовский неотделим от своего героя (Слайд 17).

Использованная литература

  1. Егорова Н.В., Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова: 8 класс. – М.:ВАКО, 2007.
  2. www.a4format.ru.