Программа социальной адаптации для студентов выпускных групп "Профессиональное самоопределение"

Разделы: Школьная психологическая служба


Курс направлен на активизацию жизненной позиции молодежи, повышение чувства ответственности за себя и свое профессиональное будущее, на оказание помощи молодым людям в планировании профессиональной карьеры и своего трудоустройства, формирование у них навыков самостоятельного поиска работы, самопрезентации и саморегyляции.

Программа курса "Профессиональное самоопределение"

№ занятия Тема Кол-во часов
Занятие 1 Установочное З часа
Занятие 2 Профессиональное планирование 4 часа
Занятие 3 Поиск работы 3 часа

3анятие 1. Установочное.

Цель: повышение чувства ответственности за себя и свое профессиональное будущее участников курса.

Задачи:

  1. Установление контакта.
  2. Содействие осознанию безработными активной роли личности в процессе трудоустройства.
  3. Формирование установки на положительное разрешение проблемы трудоустройства.

Раздаточный материал:

  • карточки для выявления ожиданий участников от курса;
  • причины, названные студентами в качестве оснований для отказа в работе (Приложение 1);
  • анкета для получения обратной связи (Приложение 2).

В вводной части участникам курса необходимо сообщить: цель работы; организационные вопросы: количество занятий, их продолжительность, место и время проведения; методы работы: лекция, беседа, коллективное обсуждение, упражнение, игра.

Принципы работы:

  • принцип добровольности;
  • посещение занятий по желанию;
  • принцип анонимности: каждый участник может использовать на занятиях вымышленное имя (псевдоним);
  • принцип конфиденциальности: все, что происходит на занятиях, обсуждается только с их участниками;
  • принцип свободы: каждый участник может свободно высказывать свою точку зрения, задавать любые вопросы, свободно вести себя на занятиях (если это не мешает остальным), отказываться от участия в коллективных обсуждениях, упражнениях и играх;
  • при наличии нерешенных вопросов можно продолжить работу с психологом индивидуально.

Для знакомства с группой можно предложить каждому участнику выбрать для себя имя, которым присутствующие будут называть его в ходе занятий (имя может быть как настоящим, так и вымышленным), изготовить табличку со своим именем и прикрепить ее на грудь.

Затем психолог предлагает участникам представиться по кругу и рассказать о себе по следующей схеме:

  • имя;
  • возраст;
  • семейное положение;
  • планы относительно профессиональной деятельности (если есть).

Психологу желательно рассказать о себе первому, чтобы создать положительный эмоциональный фон знакомства и стимулировать свободное, доверительное общение участников друг с другом.

Для выявления ожиданий участников от курса можно предложить им в течение 5 мин. заполнить следующие карточки (раздаточный материал):

Карточка 1 Карточка 2

После заполнения карточек каждый участник вывешивает их на доску и зачитывает свои ответы. При этом психолог и остальные члены группы могут задавать уточняющие вопросы. Для большей убедительности психолог может привести конкретные примеры из опыта работы с безработными.

Для содействия осознанию участниками активной роли личности в решении проблемы трvдоvстройства можно:

а) Предложить участникам определить барьеры на пути к их трудоустройству. Для этого можно дать задание для коллективного обсуждения:

Пусть каждый из вас ответит на вопрос: "Что мне мешает устроиться на работу?"

Психолог выписывает на доске названные участниками барьеры, которые затем предлагает разделить на внешние и внутренние.

К внутренним барьерам относятся личные качества человека, особенности поведения, отношение к чему-либо, стремления, знания, навыки и т.п. (т.е. то, что характеризует личность).

К внешним – социальное положение, положение на рынке труда, место проживания и т.п.

После выполнения задания необходимо обратить внимание участников на то, какие барьеры к трудоустройству (внешние или внутренние) среди названных ими преобладают. Как правило, это внешние барьеры (отсутствие вакансий, отсутствие опыта, недостаток образования, маленький ребенок, удаленность места жительства).

б) Познакомить участников со списком причин, названных предпринимателями в качестве оснований для отказа в работе (Приложение 1), который, по сути, также является ответом на вопрос: "Что мешает человеку устроиться на работу?", но уже с точки зрения работодателей.

Для формирования установки на положительное разрешение проблемы трvдоvстройства у членов группы можно провести игру "Путаница" (Приложение 2).

Подведение итогов занятия. Что сделано на занятии? (Психолог останавливается на ключевых моментах занятия.)

Обратная связь. Можно использовать различные способы получения обратной связи, например, можно предложить участникам заполнить анкету (Приложение 2).

Занятие 2. Профессиональное планирование.

Цель: оказание помощи участникам в личном планировании при решении проблемы трудоустройства.

Задачи:

  1. Знакомство участников с основными компонентами профессионального планирования.
  2. Формирование навыков профессионального планирования.

Раздаточный материал:

Профессиональное планирование включает следующие этапы: анализ ситуации, принятие решения, т.е. постановка дальней цели, определение путей достижения дальней цели, т.е. постановка промежуточных целей.

1. Анализ ситуации включает в себя анализ внешних и внутренних условий, в которых решается проблема.

1.1. Анализ внутренних условий.

К внутренним условиям относятся: готовность человека решать проблему, осознание мотивов профессиональной деятельности, желаний относительно профессии – (четкое представление образа желаемой работы), своих интересов, способностей, личностных качеств.

а) Выявление ведущих мотивов трудовой деятельности.

С целью выявления ведущих мотивов трудовой деятельности участникам предлагается ответить на вопрос: "Зачем мне нужно работать?".

Для того чтобы оказать помощь в ответе на данный вопрос, психолог может предложить выполнить тренинговое упражнение (Приложение 12).

б) Конкретизация образа желаемой работы.

Образ желаемой работы – идеальное представление о своей профессиональной деятельности. Для оказания помощи участникам в конкретизации образа желаемой работы психолог может ознакомить их со "Схемой анализа профессии" (Приложение 3), а затем предложить каждому участнику выполнить задание: из "Схемы анализа профессии" выписать наиболее привлекательные для себя характеристики профессии.

В процессе выполнения данного задания каждый участник имеет возможность более четко определить собственные желания относительно профессиональной деятельности и требования, которые он к ней предъявляет.

в) Выявление профессиональных интересов, склонностей, способностей с этой целью психолог может:

  • дать понятия интересов, склонностей, способностей;
  • оказать участникам помощь в обнаружении у себя профессиональных интересов, склонностей и оценки своих профессиональных способностей.

Для этого можно предложить им заполнить опросник "Ориентация" (Приложение 4).

После заполнения опросника целесообразно предложить участникам ответить на вопросы: определен ли круг профессий, относительно которых я могу утверждать, что они соответствуют моим желаниям? Если да, то, какие? Определен ли круг профессий, относительно которых я могу утверждать, что они соответствуют моим способностям? Если да, то, какие? Определен ли круг профессий, относительно которых я могу утверждать, что они соответствуют и моим желаниям, и моим способностям? Если да, то, какие?

Участникам, которые испытывают трудности на данном этапе работы можно рекомендовать ознакомиться с информацией о профессиях, а также продолжить работу по выявлению сильных сторон личности самостоятельно или с психологом на индивидуальной консультации.

г) Для того, чтобы повысить мотивацию участников к дальнейшему самоанализу, в занятие можно включить профориентационные игры, например, игру "Ассоциация" (Приложение 13).

1.2. Анализ внешних условий.

К внешним условиям относятся: материальное положение семьи, мнение членов семьи, возможность обучения в месте проживания, положение на рынке труда и т.п.

В занятие целесообразно включить информацию о том, какие профессии пользуются и не пользуются спросом на рынке труда в г.Минусинске и юга Красноярского края. С этой целью можно использовать статистические данные службы занятости (Приложение 5).

2. Принятие решения (постановка дальней цели).

Принятие решения – это постановка в результате анализа ситуации дальней профессиональной цели.

Необходимо сообщить участникам, что дальняя цель – это то, "что я буду делать, каким я буду, с кем я буду, где буду и чего достигну, это мой идеал жизни и деятельности".

Желательным результатом работы на данном этапе занятия была бы постановка каждым участником своей дальней профессиональной цели. Если участники испытывают трудности при постановке дальней цели, то им можно рекомендовать вернуться к первому этапу профессионального планирования (к анализу ситуации) и продолжить данную работу самостоятельно или совместно с профконсультантом на индивидуальной консультации. В качестве дальней профессиональной цели на занятии они могут поставить цель "профессиональное самоопределение".

3. Постановка промежуточных целей.

Постановка промежуточных целей это составление конкретного плана действий при достижении конечного результата. Прежде всего, необходимо сформулировать промежуточные результаты, т.е. ответить на вопрос: "Что необходимо осуществить для успешного достижения поставленной цели?" Ответы на этот вопрос представляют собой конкретные цели, достижение которых позволяет приблизиться к дальней цели. Таких целей может быть несколько. Наглядно их можно изобразить в виде "лестницы", в дальнейшем будем называть ее "лестницей успеха". На "лестнице успеха" они располагаются снизу вверх по степени отдаленности от имеющегося результата.

Занятие 3. Поиск работы.

Цель: повышение эффективности действий участников при поиске работы.

Задачи:

  1. Знакомство участников с путями поиска работы и средствами самопрезентации.
  2. Формирование навыков самопрезентации и саморегуляции.

Раздаточный материал:

То есть, необходимо:

  • проанализировать ситуацию: внутренние условия (наличие необходимых для работы знаний, умений, навыков и личностных качеств, готовность решать проблему);
  • внешние условия (возможности трудоустройства, мнение значимых близких и т.п.);
  • четко определить для себя конечный результат: какую работу я хочу получить;
  • наметить пути достижения желаемого рабочего места.

Поскольку навыки планирования отрабатывались в теме "Профессиональное планирование" (занятие 2), то данное занятие направлено на повышение эффективности действий участников при поиске работы.

Лестница успеха

В ситуации профессионального выбора промежуточные результаты представляют собой ближние профессиональные цели.

Подобную лестницу можно составить для любого промежуточного результата, если он представляет проблему. Например, участник составил "лестницу успеха", в которой дальней целью было "овладение профессией экономиста", то одним из промежуточных результатов был "выбор подходящего учебного учреждения". Однако если участник затрудняется выбрать учебное учреждение, то он может составить другую "лестницу успеха", где дальней целью будет "выбор подходящего учебного учреждения".

Для одной цели можно построить несколько "лестниц успеха", а затем выбрать наиболее приемлемый для себя вариант.

Психолог может предложить участникам выработать план достижения поставленной цели, т.е. построить "лестницу успеха". С этой целью участники выполняют упражнение.

Упражнение. Каждому участнику предлагается ответить на вопрос:

  • "Что мне необходимо осуществить для успешного достижения поставленной цели?";
  • построить "лестницу успеха", т.е. наметить план действий, определив приоритетность намеченных ближних целей.

Итог данной работы – составление плана конкретных действий для достижения поставленной цели.

Для того чтобы ознакомить участников с путями поиска работы. Психолог может предложить участникам перечислить возможные источники информации о вакансиях. Ответы участников психолог фиксирует на доске, по мере необходимости дополняя все, что было упущено. В результате выполнения данного задания участники имеют перед собой пути поиска работы. Пути поиска работы:

  • родственники, друзья, знакомые, одногруппники, соседи, которые могут помочь в трудоустройстве;
  • служба занятости;
  • средства массовой информации;
  • телефонные и другие справочники;
  • объявления на улице, в транспорте.

С целью знакомства участников со средствами самопрезентации психолог может:

а) показать участникам, что правильное использование средств самопрезентации способствует успешному решению проблемы трудоустройства.

Для того чтобы достичь намеченной цели, недостаточно только правильно спланировать свои действия. Студенту важно уметь максимально полно и выигрышно представить работодателю свои личные и рабочие качества. Психолог может сослаться на материал первого занятия и напомнить участникам, что среди причин, названных студентами в качестве оснований для отказа в работе (Приложение 1), есть такие как:

  • недостаток вежливости;
  • неряшливость;
  • опоздание на интервью;
  • отсутствие вопросов о работе к интервьюеру;
  • неопределенность ответов на вопросы и др.

Кроме того, можно обратиться к предыдущему опыту участников и предложить им привести примеры из своей жизни, когда отсутствие навыков телефонного разговора, собеседования, оформления документов привело к отрицательному результату при поиске работы.

Таким образом, участники имеют возможность убедиться, что правильное использование средств самопрезентации позволяет выгодно представить себя работодателю, а, следовательно, способствует успешному решению проблемы трудоустройства.

б) включить в занятие материал, содержащий информацию о том, как правильно представить себя работодателю.

Участников целесообразно ознакомить:

  • с правилами ведения телефонного разговора (Приложение 6);
  • с правилами составления автобиографии (Приложение 7),
  • способами использования автобиографии (в качестве источника информации для заполнения анкет в качестве источника информации при телефонных звонках работодателям, как вспомогательное средство при подготовке к собеседованию);
  • правилами подготовки к собеседованию и поведения на собеседовании (Приложение 9),
  • типичными вопросами собеседования (Приложение 10).

Приложения 6, 7, 9, 10 используются как раздаточный материал.

Для формирования навыков самоnрезентации у участников психолог может использовать ролевые игры, практические задания.

а) Технику разговора по телефону психолог может предложить участникам отработать в ролевой игре «Телефонный разговор» (Приложение 14).

б) Для формирования навыков составления автобиографии психолог может раздать участникам образец возможной структуры автобиографии (Приложение 8) и предложить каждому участнику выполнить практическое задание: написать свою автобиографию.

После выполнения задания психолог может предложить 2-3 участникам по желанию зачитать составленные ими автобиографии, а затем обсудить с группой, насколько данные автобиографии соответствуют предложенным ранее правилам, кому из участников лучше удалось более выгодно представить себя работодателю, что этому способствовало.

в) Навыки собеседования на занятии не отрабатываются, но психолог может рекомендовать участникам отработать их самостоятельно, возможно, с помощью родственников, друзей и т.д.

Для формирования навыков саморегvляции психолог может

а) сообщить участникам, что:

  • недостаток веры в себя и свои возможности, боязнь не справиться с делом, попасть в глупое положение, а также другие негативные мысли и чувства могут помешать успешному достижению целей, в том числе цели трудоустройства;
  • снятию внутреннего напряжения и высвобождению негативных эмоций способствуют методы саморегуляции.

б) ознакомить участников с некоторыми способами саморегуляции: дыхательная релаксация, работа с образом проблемы, работа с мыслеформами (Приложение 15).

Примечание. Психолог может сообщить участникам, что существуют и другие способы саморегуляции, например, релаксация, аутотренинг.

В заключение занятия психолог может раздать каждому участнику рекомендации "Как получить хорошую работу в новой России" (Приложение 11).