"Мой ребенок готов к школе"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках. 

"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться" (Венгер Л.А.). 

Ребенок готов к школе, если у него развито умение слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и выполнить задание учителя. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Очень хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу.  Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. 

В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Ребенок готов к школе, если он 

  • различает цвет и форму, 
  • умеет скопировать фигуру, 
  • уверенно держать карандаш, 
  • умеет отвечать на вопросы: "Почему?", "Что... , если...", "Если...,то...",  
  • умеет решать простые логические задачи. 
  • умеет определять положение предметов на плоскости, 
  • знает слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед). 
  • различает и правильно называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
  • сравнивает и различает предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно) 
  • считать до 10, 
  • умеет ли он убрать постель, игрушки, умеет ли привести себя в порядок, умеет  завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии,
  • умеет за столом вести себя "как следует" 
  • умеет работать по инструкции

Посмотрите, как он работает с конструктором, с заводными и сложными игрушками, как выполняет ваши указания. Если видите, что ребёнок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро её забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что "со временем пройдёт". Занятия, направленные на развитие умения действовать по инструкции, проводить не очень просто - наберитесь терпения. Вам придётся настойчиво и спокойно возвращать ребёнка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребёнок устал, перевозбуждён или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребёнка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если работа эта будет не одноразовой, а переходящей - от одного дня к следующему. Например, с девочками можно кроить одежду для кукол, а с мальчиками строить флот, гараж и т. п. Старайтесь избегать укоряющего тона, окриков и одёргиваний. Не допустимы и такие выражения: "Сколько раз повторять одно и то же", "Опять ты делаешь не так". Не забудьте похвалить ребёнка за хорошо выполненную работу, даже если сделано не всё и не совсем так: "Сегодня уже лучше, но ты забыл..."

Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе. 

Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов "надо" и "нельзя". 

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы. 

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. 

Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. 

Однако это не совсем так. 

Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. 

  • Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, 
  • слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, 
  • к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. 
  • всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. 

Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться.

Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а покупка ранца или учебника - обязанностью перед ним. 

Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. 

Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют "внутреннюю позицию" школьника.

Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. 

Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ним его школьную жизнь. 

А начните эту жизнь со следующего:

- расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

- на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы типа: "Вот пойдёшь в школу - там тебе покажут!", "Только посмей мне двойки приносить!" Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3-х месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребёнок будет учиться в школе. Мы же с вами сейчас говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. В этот момент стремление в школу, готовность соблюдать школьные обязанности и правила и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребёнок не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, как бы хорошо вы дома не готовили его к занятиям. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. 

Примерное тематическое планирование занятий "Школы будущего первоклассника".

Развитие речи. Понятие о слове. Различение частей речи (без введения понятий).

ТРИЗ: игра "Хорошо-плохо" (город-деревня, школа-детский сад, зима-лето). Спасение Колобка.

Домашнее задание: нарисовать спасение Колобка.

Штриховка: "Маяк".

Развивающие игры. Совершенствование восприятия и наглядно-действенного мышления. Формирование алгоритма анализа. Понятие признака (форма, цвет, размер). Игра "Снеговики".

Ритмика. Танец "Чистюльки".

Развитие речи: Различение частей речи. Понятие о предложении. Главные члены предложения (без введения понятий). Составление простых предложений и их распространение.

ТРИЗ: игра "Хорошо-плохо" (тропинка-дорога), с одним предметом (ножницы, дождик). Спасение Колобка (по домашнему заданию).

Домашнее задание: игра "Хорошо-плохо" (тетрадь , осень).

Штриховка: "Летний домик".

Развивающие игры. Совершенствование восприятия и наглядно-действенного мышления. Формирование алгоритма анализа. Понятие признака (форма, цвет, размер). Игра с одним обручем.

Ритмика. Танец "Чистюльки".

Развитие речи: составление предложений по названной теме по представлению (свободное и с определенным количеством слов).

ТРИЗ: игра "Хорошо-плохо" (по домашнему заданию). Продолжить сказку (Слоны). Домашнее задание: нарисовать слонов, играющих в мяч. Знать сказку "Репку".

Штриховка: "Ракета". Космос.

Развивающие игры. Актуализация пространственных и порядковых отношений. Совершенствование и развитие наглядно-образного мышления. Игра "Где чей домик?".

Ритмика. Танец "Чистюльки".

Развитие речи: составление предложений по сюжетной картинке "Зимние забавы" (ознакомление со структурой рассказа).

ТРИЗ: ИМ (обсуждение изобретенных дома игр).

Домашнее задание: придумать рассказ "Вечер в семье" (начало, основная часть, заключение рассказа).

Штриховка: "Аэродром".

Развивающие игры. . Актуализация пространственных и порядковых отношений. Совершенствование и развитие наглядно-образного мышления. Игра "Дополни набор" (системное мышление). СК-1 - СК-4.

Ритмика. Танец "Чистюльки".

Развитие речи: составление рассказов о предшествующих событиях (картина "На кухне").

ТРИЗ: Инсценирование сказки "Репка". Прием - что было потом (по сказке "Репка").

Домашнее задание: прочитать сказку "Снегурочка".

Штриховка: "Кремль". Красная площадь.

Развивающие игры: Обучение установлению причинно-следственных связей. Формирование навыков работы с моделью. Игра "Выбор по аналогии" (системное мышление).

Ритмика. Танец "Барыня".

Развитие речи: составление рассказа о последующих событиях (картина "Скорая помощь").

ТРИЗ: прием - счастливый конец. Русская народная сказка "Снегурочка".

Домашнее задание:

Штриховка: "Гусеница". Насекомые.

Развивающие игры. Обучение установлению причинно-следственных связей. Формирование навыков работы с моделью. СК 5-8.

Ритмика. Танец "Барыня".

Развитие речи. Синонимы (без введения понятия). Объяснение смысла пословиц.

ТРИЗ: "Изобретательская машина" (далее ИМ), знакомство с правилами игры на ИМ. Изобретение игр в мяч с помощью ИМ.

Домашнее задание: изобрести игру и нарисовать.

Штриховка. Птица.

Развивающие игры. Формирование алгоритма сравнения на основе зрительного восприятия объекта. Понятие "существенный признак". Тема "Животные".

Ритмика. Танец "Барыня".

Развитие речи. Антонимы. Объяснение пословиц.

ТРИЗ: сказка "Чудо-юдо". Лента для ИМ "Чудо-юдо". Присвоение номеров.

Домашнее задание: изобрести Чудо-юдо.

Штриховка. Спецмашина.

Развивающие игры. Формирование алгоритма сравнения на основе зрительного восприятия объекта. Понятие "существенный признак". Игра с двумя обручами.

Ритмика. Танец "Барыня".

Развитие речи. Рассказ по серии картинок.

ТРИЗ: обсуждение Чудо-юдо (по домашнему заданию).

Домашнее задание: изобрести Чудо-юдо по номерам 4144, 3212, 2431.

Штриховка. "Кран". Стройка.

Развивающие игры. Совершенствование алгоритма сравнения. Обучение приемам классификации. "Фабрика. Первый этаж". Ритмика. Танец "Чистюльки". Танец "Барыня".

Развитие речи. Составление начала рассказа к данному рассказу.

ТРИЗ:обсуждение рисунков и номеров.

Домашнее задание: Чудо-юдо 3242, 2311, 4442-приготовить два из трех номеров+ еще один свой (придумать и определить его номер). Знать сказку "Красная Шапочка".

Штриховка. "Карета". Виды транспорта.

Развивающие игры. Совершенствование алгоритма сравнения. Обучение приемам классификации. Системное мышление (классификация).

Ритмика. Танец "Чистюльки". Танец "Барыня".

Развитие речи. Сочинение конца рассказа по заданному началу.

ТРИЗ: обсуждение Чудо-юдо (домашняя работа). Введение в сказку нового слова. Сказка "Красная Шапочка" и : (например, вертолет).

Домашнее задание: выучить несколько загадок. Знать сказку "Волк и семеро козлят".

Штриховка: "Коляска". Малыш и мама.

Развивающие игры. Обучение сравнению на уровне представления. Выделение существенных признаков. Тема "Растения".

Ритмика. Танец "Тик-так".

Развитие речи. Загадки (анализ их построения - отгадка по описанию). Придумывание аналогичных загадок.

ТРИЗ: прием - сказка наоборот. Сказка "Волк и семеро козлят".

Домашнее задание:

Штриховка: "На трамвае". Пассажиры. Правила дорожного движения.

Развивающие игры. Обучение сравнению на уровне представления. Выделение существенных признаков. Системное мышление ("Выбор по аналогии"). СК-9.

Ритмика. Танец "Тик-так".

Развитие речи. Загадки (анализ их построения - отгадка по действиям отгадываемого объекта). Придумывание аналогичных загадок.

ТРИЗ: салат из сказок.

Домашнее задание: знать сказку "Лиса и заяц".

Штриховка: "Катание с горы на санках". Любимые игры.

Развивающие игры. Обучение приемам составления простейших закономерностей. Обучение приемам объединения предметов и явлений в группы по существенным признакам (элементы обобщения). Игра "Третий лишний".

Ритмика. Танец "Тик-так".

Развитие речи. Рассказ по аналогии.

ТРИЗ: введение в сказку нового слова. Сказка "Лиса и заяц".

Домашнее задание: знать сказку "Маша и медведь".

Штриховка: "Снеговик". Зимние игры детей.

Развивающие игры. Обучение приемам составления простейших закономерностей. Обучение приемам объединения предметов и явлений в группы по существенным признакам (элементы обобщения). Игра "Магазин". СК-10.

Ритмика. Танец "Тик-так".

Развитие речи. Рассказ о случае из собственной жизни.

ТРИЗ: прием - сказка наоборот. Сказка "Маша и медведь".

Домашнее задание:

Штриховка: "Бабочка". Насекомые.

Развивающие игры. Обучение решению закономерностей с двумя меняющимися признаками. Развитие элементов обобщения. Игра "Фабрика".

Ритмика. Танец "Чистюльки". Танец "Барыня". Танец "Тик-так".

Развитие речи. Видовые названия предметов.

ТРИЗ: салат из сказок.

Штриховка: "Гриб". Съедобные и несъедобные грибы. В лес по грибы.

Развивающие игры. Обучение решению закономерностей с двумя меняющимися признаками. Развитие элементов обобщения. Игра "Заполни квадрат".

Ритмика. Танец "Чистюльки". Танец "Барыня". Танец "Тик-так".

Развитие речи. Рассказ-рассуждение по серии картинок "Капуста и огурец".

ТРИЗ: Рассматривание лент для ИМ "Средства транспорта" (далее СТ). Изобретение СТ.

Домашнее задание: нарисовать СТ (свое или изобретенное в классе) - по желанию.

Штриховка: "Букет". Цветы.

Развивающие игры. Развитие элементов словесно-логического мышления. Игра "Поросята и серый волк". СК-11.

Ритмика.

Развитие речи. Родовые названия слов.

ТРИЗ: ИМ СТ. Изобретение по номерам.

Домашнее задание: изобрести любое СТ и определить его номер.

Штриховка: "Каникулы Бонифация". Африка. Страны и континенты.

Развивающие игры. Развитие элементов словесно-логического мышления. Игра "Фабрика. Третий этаж". СК-12-13.

Ритмика.

Развитие речи. Рассказ-умозаключение (по серии картинок "Кошки и воробей").

ТРИЗ: ИМ СТ. Проверка домашнего задания. Начало изобретения СТ 2312.

Домашнее задание: изобрести СТ 2312.

Штриховка: "Волк". Звери.

Развивающие игры. Обучение установлению причинно-следственных связей.

Ритмика.

Развитие речи. Обучение приемам работы с моделями различного вида. СК-14-15. Игра "Конструктор".

ТРИЗ: обсуждение рисунков по домашнему заданию.

Домашнее задание:

Штриховка: обитатели моря.

Развивающие игры. Обучение приемам работы с моделями различного вида. Игра "Конструктор". СК-16-19.

Ритмика.