Высший уровень технологической культуры учителя – фактор, определяющий качество его профессиональной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Президент Российской Федерации Д.А.Медведев  в своем послании Федеральному собранию  от о6 ноября 2008 года определил решающую роль системы образования и острую необходимость в ее модернизации. Сегодня основной акцент я сделаю на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.

При этом Президент Д.А.Медведев определил пять основных направлений национальной образовательной стратегии:

1. Обновление содержания образования и введение новых образовательных стандартов;
2. Обеспечение государственной поддержки работы с одаренными детьми.
3. Сохранение в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации и пополнения школ новым поколением учителей.
4. Новые принципы работы школ, а также порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы.
5. Оздоровление подрастающего поколения.

Происходящие в стране и образовании интенсивные социально-экономические процессы диктуют необходимость пересмотра содержания образования, совершенствования традиционных форм и методов обучения и воспитания, требуют повышения компетенции общего образовательно-культурного уровня будущих учителей в соответствии с требованиями общества, науки, с современными условиями технологического освоения действительности, Одним из ведущих направлений работы станет переход на новый образовательный стандарт, способствующий созданию  условий для развития индивидуальных способностей и формированию у ребенка необходимых компетентностей.

Я считаю, что вынесенное в заголовок данной статьи утверждение актуально и вызывает у меня, как у учителя с 34-летним педагогическим стажем, интерес, так как ключевой фигурой образования был и остается учитель, причем, исходя из реалий современности, учитель – профессионал, мастер, самореализующаяся личность. Таким образом, технологически культурный учитель должен уметь возникающие в его работы проблемы творчески, гибко и мобильно используя системный конкретно-личностный подход, реализуя свои творческие способности и богатый личностный потенциал не в стандартных, а порой неординарных условиях. Технологически культурный человек способен расписывать поэтапно решения педагогических задач на основе конкретизации концептуального подхода. Особенностью технологической культуры, как новой составляющей культуры, формирующейся вокруг нас, является новое отношение к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и улучшении среды обитания человека. Фундаментальность технологической культуры человека заключается в том, что она охватывает множество культур: научную культуру, культуру мышления, культуру труда, культуру общения, культуру поведения и др.

Но в то же время не всегда специалист может выстроить свою образовательную траекторию и ее алгоритм, что обусловлено не его нежеланием, а целым рядом объективных факторов: крайне низкая заработная плата у педагогов и необходимость ведения подсобного личного хозяйства, удаленность от центров повышения квалификации и т.д. Задача окружных методических служб и руководителей образовательных учреждений – помочь профессиональному росту педагогов и разработать ее дальнейшее совершенствование.

Создан городской Координационный совет по поддержке работы с одаренными детьми. Существует разветвленная сеть учреждений повышенного уровня. Это лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов. Открыты и специальные учреждения для одаренных детей. Для школ, ориентированных на раннее  выявление талантов своих учащихся  и создание благоприятных условий их развития, Департамент образования и префектуры города разработали Комплекс мер по обеспечению государственной поддержки работы с одаренными детьми. В их числе конкурсы научно-исследовательских проектов, научно-практические конференции, фестивали и открытые конференции исследовательских и проектных работ: «Электронная Москва: выбор молодых», «Исследуем и проектируем», «Поиск – НИТ», «На Грант префекта ЦАО», «Путь поколений», «Горизонты открытий», «Я помню, я горжусь» (к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне) и др. Не желая оставаться в стороне, я  с учащимися  тоже участвовала в олимпиадах, конкурсах , фестивалях и конференциях школьного, муниципального, окружного и городского уровня.

Но в то же время на протяжении уже многих лет учащиеся почти трети школ не занимают призовых мест на городских этапах Всероссийской и Московской олимпиад школьников, а 20% учреждений вообще не проводят школьные туры этих олимпиад. Не все учителя  сориентированы на индивидуальную и групповую работу с учащимися в рамках проектной деятельности.

Подытоживая вышесказанное, возвращаемся вновь к теме данной статьи. Говоря о технологической культуре учителя,  подразумеваются те необходимые технологические знания, умения и навыки, личностные качества, необходимые для реализации своих профессиональных задач в меняющемся информационном и технологическом мире, позволяющие личности адаптироваться в постоянно обновляющемся информационном и технологически насыщенном мире и непрерывному инновационному поиску, повышать уровень сформированности индивидуально-творческой готовности личности к проектированию и реализации педагогической деятельности; стремиться к профессиональному самообразованию и саморазвитию.