Портфолио – основной документ ученика начальной школы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации, то есть, другими словами, современные семилетки личностно моложе своих же сверстников десятилетней  давности.  А наши дети – это дети еще и сельской местности, поэтому многие из них   приходят в школу неподготовленными к школьному обучению. Следовательно, это затрудняет их образовательный процесс, некоторые замкнуты, у них не развиты навыки коммуникативного общения, низкий уровень активности и  разный познавательный уровень. А основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. И если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению и ко всему, с чем он сталкивается в школе. И моя задача как классного руководителя попытаться предотвратить отрицательное отношение к школе и поднять авторитет ребенка в классе любыми возможностями. Проведя диагностику в своем классе,  увидела такие результаты, что 40% учащихся класса замкнуты,   у 70% класса не развито коммуникабельное общение и только  половина класса подготовлены к школьному обучению.

А моя задача как классного руководителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ребенка. Ведь у каждого ребенка будет своя ситуация успеха. И ребенок должен пережить эту ситуацию. А отсюда очень важно создание и ведение портфолио ученика. Я считаю, что создание  портфолио будет способствовать повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Введение портфолио повысит образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Поэтому я считаю проблему заполнения портфолио актуальной и важной.

Цель: cпособствование созданию истинных, реальных достижений  каждого  ребенка.

Задачи:

  • собрать и изучить материал по портфолио;
  • создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
  • разработать систему мероприятий по созданию для каждого ученика ситуации переживания успеха.
  • включить  детей в различные виды деятельности

Ожидаемые результаты:

  • сбор и изучение материала по портфолио (методические  рекомендации для классных руководителей)
  • у 75% учащихся  повыситься урочная и внеурочная мотивация;
  • повысится активность и самостоятельность учащихся;
  • у 50% учащихся разовьются  навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
  • повышение рейтинга учащихся начальной школы;
  • повысится у 100% родителей  заинтересованность в результатах развития ребенка.
  • создание   портфолио у 100% учеников класса.
  • 50% учащихся класса  будут задействованы в исследовательской и проектной деятельности.

Участники:

  • Учащиеся класса
  • Классный руководитель
  • Учителя-предметники
  • Родители
  • Педагоги дополнительного образования
  • Окружающий социум

Механизмы:

– анкетирования
– коллективные творческие дела
– классные часы
– родительские собрания
– работа с учителями-предметниками
– экскурсии
– участие в конкурсах, выставках классного, школьного и районного уровней
– тренинги

Портфолио ученика ведется по следующим направлениям:

  • Титульный лист
  • Мой мир
  • Моя учеба
  • Моя общественная жизнь
  • Мое творчество
  • Мои впечатления
  • Мои достижения
  • Отзывы и пожелания
  • Работы, которыми я горжусь

(Направления для ведения портфолио в своем классе я  взяла с сайта «Солнышко»)

Мероприятия для заполнения портфолио ученика

№ п\п Мероприятие Раздел в портфолио Сроки исполнения Исполнители

Методическая работа

1.  Что такое портфолио ученика начальных классов. Работа с литературой и интернетом. Июль – сентябрь Классный руководитель
2. Выпуск методических рекомендации для классных руководителей по оформлению порфолио. В течение года Классный руководитель
3. Родительское собрание  Презентация:«Роль и значение портфолио» Сентябрь Классный руководитель,

учащиеся класса, родители

4. Семинар-практикум с учителями начальной школы: «Роль и значение портфолио» Сентябрь Классный руководитель, члены МО

Работа педагогов дополнительного образования

1. Ярмарка объединений дополнительного образования.  Сентябрь Педагоги ДО, классный руководитель
2.  Участие в ярмарке объединений. Занятия в объединении.
3. Составление проекта по безопасному движению «Моя безопасная дорога». Октябрь
4. Составление проекта «Что я могу сделать для ветерана» Апрель
5. Исследовательская работа совместно с родителями: «Что скрыто в имени моем». Октябрь Классный руководитель, учащиеся класса, родители
6. Конкурсы рисунков и поделок, посвященные памятным и красным датам.

– 1 сентября
– День учителя
– День матери
– День конституции
– Новый год
– Рождественские посиделки
– 23 февраля
– 8 Марта
– День школы
– День спорта
– 9 мая. День Победы
– День семьи

Мое творчество (Рисунок 4) В течение года Классный руководитель, учащиеся класса, родители
7. «Мое древо самое большое». Конкурс фотографий.
8. Конкурсы спортивного вида:
  • Веселые старты
  • Зарница
  • Спортивные соревнования
Мои достижения (Рисунок 1)

Работа учителей-предметников.

1. Конкурс  «Умники и умницы» Мои достижения В течение года Учителя-предметники, учащиеся
2. Конкурс «Русский медвежонок»
3. Конкурс молодежный  «Старт»
4. Конкурс «Кенгуру»

Работа классного руководителя. Цикл классных часов, способствующих созданию  для каждого ученика ситуации переживания успеха:

1. Классный час «Горжусь своим именем» Мое имя (Рисунок 2) Октябрь Классный руководитель, учащиеся класса, родители
2. Классный час «Моя малая  Родина» Мой район, мое село Ноябрь Классный руководитель, учащиеся класса
3. Классный час «Школа – …..» Моя школа Декабрь Классный руководитель, учащиеся класса
4. Проведение классных часов «Мои обязанности в классе», «Как я с этим справляюсь» Моя общественная жизнь Сентябрь, 1 раз в четверть. Классный руководитель, учащиеся класса
5. Классный час «Мы делимся впечатлениями» Отзыв. Мои впечатления В течение года Классный руководитель, учащиеся класса, родители
6. Соц.  опрос «С кем я дружу» Мои друзья Ноябрь Классный руководитель, учащиеся класса
7. Анкетирование «Чем больше всего я люблю заниматься в свободное время» Мои увлечения Декабрь Классный руководитель, учащиеся класса, родители
8. Викторина «Правила дорожного движения – вторая таблица умножения». Маршрут от дома до школы  (Рисунок 3) Октябрь Классный руководитель, учащиеся класса, родители
9. Составление проекта по безопасному движению «Моя безопасная дорога».
10. Беседа «Школа в моем взгляде» Моя школа Декабрь Классный руководитель, учащиеся класса,
11. Домашнее сочинение «Что скрывается под этим словом школа» Моя школа Декабрь Классный руководитель, учащиеся класса, родители
12. Анкетирование « Мой любимый урок» Мои любимые школьные предметы Декабрь Классный руководитель, учащиеся класса
13. Конкурсы рисунков и поделок, посвященные памятным и красным датам.
– 1 сентября
– День учителя
– День матери
– День конституции
– Новый год
– Рождественские посиделки
–  23 февраля
–  8 Марта
– День школы
– День спорта
–  9 мая. День Победы
– День семьи
Мое творчество В течение года Классный руководитель, учащиеся класса, родители
14. Посещение музеев, театров, экскурсии в природу. Мои впечатления В течение года Классный руководитель, учащиеся класса, родители
15. Подготовка и участие в классных и  в общешкольных мероприятиях, олимпиадах, социальных проектах, акциях  по возможностям и способностям детей. Мои достижения В течение года Классный руководитель, учащиеся класса, учителя организаторы

Деятельность  родителей и классного руководителя

1. Исследовательская работа совместно с родителями: «Что скрыто в имени моем». Мое имя Октябрь Классный руководитель, учащиеся класса, родители
2. Вечер встреч:«Откуда корни моего рода? Кем горжусь в своей семье»;  Моя семья Ноябрь Классный руководитель, учащиеся класса, родители
3. – Совместный праздник со всеми членами семьи: «Путешествие по страницам семейного альбома».
4. «Мое древо самое большое». Конкурс фотографий. Декабрь
5. Праздник  «Моя семья – это….» Моя семья Январь Классный руководитель, учащиеся класса, родители
6. Вечер моей мечты. Социальный проект учащихся «Моя безопасная дорога». Маршрут от дома до школы Октябрь Классный руководитель, учащиеся класса, родители
7. Вечер презентаций портфолио «Что во мне выросло за год» Май

Диагностическая деятельность

1. Мониторинг результатов контрольных (итоговых и текущих), конкурсных и самостоятельных работ по предметам, . Моя учеба В течение всего года Классный руководитель, учителя-предметники учащиеся класса
Администрация школы
2. Диагностика развития каждого учащегося.
Круглый стол «Возможности и успехи наших детей».
Май Классный руководитель, педагоги ДО, учителя-предметники
3. Малый педсовет в виде круглого стола «Возможности и успехи наших детей». Май 2011 г. Администрация будущий классный руководитель, родители, учителя предметники

Рисунок 1

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 4