Урок окружающего мира "Экосистема луга, леса и поля"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Тема рассчитана на учащихся 3-го класса, обучающихся по программе “Школа “2100”.

Структура урока:

Теория – 16 мин.
Практика – 29 мин.
Всего – 45 мин.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Организационная форма обучения: фронтальная (беседа, виртуальная экскурсия), групповая, индивидуальная (тесты, задания на CD-диске).

Режим обучения: интерактивный (работа в группах, задания на CD-диске, тесты, виртуальная экскурсия, беседа).

Средства диагностики: тематический опрос, выполнение заданий, тесты.

Цель: обобщение знаний учащихся по данным темам.

Задачи урока:

  1. формировать умение выполнять задания и тесты с использованием ИКТ.
  2. Совершенствовать умение работать в группе, развивать логическое мышление.
  3. Прививать бережное отношение и любовь к природе.

Техническое обеспечение:

  1. Компьютеры (для учеников – 9, для учителя – 1).
  2. Демонстрационный экран.
  3. Мультимедийный проектор.

Программное обеспечение:

  1. Программы: Microsoft Excel, Power Point.
  2. CD-диски: “Природа и человек. Естествознание для начальной школы” (издательство “Новый Диск”),

“Биология, 6 класс. Живой организм” (1 С: Образовательная коллекция, издательство “Дрофа”).

Дидактическое обеспечение:

1. Тесты по темам: “Экосистема луга”, “Экосистема леса”.

Применение на данном уроке ИКТ дает учителю дополнительные возможности. С помощью заданий на CD-диске и интерактивных тестов педагог может быстро проверить знания учащихся по изученным темам. Использование презентаций и виртуальных экскурсий расширяет кругозор учащихся и повышает у них интерес к изучению предмета.

Ход урока

Время

Часть занятия

Ход занятия

Параметры образования

Выбор учебной ситуации

Уровень усвоения

Метод обучения

Обратная связь

2 мин. Орг. момент Сообщается тема, цель урока, критерии оценивания, организуется личное пространство учащихся.
5 мин. Актуализация знаний. Постановка тематических вопросов для групп:

1. Что такое “экосистема”?

2. Дать определения экосистемам: луга, леса и поля.

Серия вопросов, ответы групп совместного результата на листах. Воспроизведение знаний. Репродуктивный Фронтально-содержательная
16 мин. Закрепление

(групповая)

Учитель ставит перед каждой группой вопросы, требующие от учащихся творческого применения имеющихся у них знаний:

1 группа – Определить значение экосистем луга и леса для человека и животных.

2 группа – Могут ли растения существовать без других обитателей?

(составить схему взаимодействия обитателей экосистемы луга и леса)

3 группа – Чем отличается экосистема луга от экосистемы поля?

Постановка учителем перед каждой группой вопросов, требующих от учащихся частичного поиска и использование имеющихся знаний в новой ситуации. Частично-поисковая работа. Творческое решение вопросов с использованием имеющихся знаний. Частично-поисковый. Фронтально-содержательная
5 мин. Физ.пауза Выполнение упражнений “Кузнечики”, “Бабочка”.
7 мин. Закрепление: а) индивидуальная

б) групповая

9 учащихся (по 3 чел. от каждой группы: 1-й “сильный”, 2-й “средний”, 3-й “слабый”) выполняют интерактивные задания и тесты, применяя имеющиеся знания по изученным темам.

1-й – тест “Лес” или “Луг”,

2-й – задание на диске в режиме “Без подсказок”,

3-й – задание на диске в режиме “Обучение”.

Остальные участники групп обсуждают вопрос: “Влияние человека на окружающую его природную среду”.

Учащиеся действуют индивидуально, но по заданию учителя.

Организация в группах частичного поиска по изучению поставленного учителем вопроса.

Воспроизведение знаний.

Постановка учителем перед группами вопроса, требующего от учащихся частичного поиска и использование имеющихся знаний в новой ситуации.

Репродуктивный

Частично-поисковый.

Индивидуально-содержательная

Фронтально-содержательная

6 мин. Пропедевтика изучения нового материала Просмотр учениками виртуальной экскурсии на тему: “Влияние человека на окружающую среду” ( CD-диск “Биология, 6 класс. Живой организм”). Составление правил поведения человека в окружающей его природе. Просмотр учащимися виртуальной экскурсии. Воспроизведение материала. Объяснительно-иллюстративный Интуитивно-визуальная.
3 мин. Подведение итогов. Учитель задает ученикам вопросы: Понравилось ли вам работать? Узнали ли вы для себя что-нибудь новое? Чему вы научились на уроке?” Серия вопросов учителя, ответы учащихся. Воспроизведение знаний. Репродуктивный Фронтально-содержательная
1 мин. Домашнее задание Нарисовать плакат на тему: “Берегите природу!”.
45 мин. Итого

Ход урока

1. Организационный момент (2 минуты).

Учитель. Сегодня на уроке вы должны вспомнить всё, что знаете об экосистемах леса, луга и поля и использовать свои знания при выполнении заданий. (На экране появляется Слайд № 1 из Презентации “Экосистемы луга, леса и поля”.)

Для работы на уроке вы должны разделиться на 3 группы. (Учащиеся рассаживаются так, чтобы им было удобно работать в группах.)

2. Актуализация знаний (5 минут).

Учитель. 1 задание – для всех групп. Расскажите, что такое “экосистема”. ( Дайте определение.)

После недолгого обсуждения, один из учеников “дает” определение.

Учитель. Давайте проверим ваш ответ. (Учитель выводит на экран слайд № 3 из Презентации.)

3. Закрепление знаний. Работа в группах.(16 минут)

Учитель. А теперь каждая группа получает для работы свое задание. (Задания напечатаны на листках.) Вы должны обсудить вопрос в группе и подготовить ответ на него. Отвечать будут 1 – 2 представителя от каждой группы, остальные участники группы могут помогать.

Задания для групп:

1 группа – определить значение экосистем луга и леса для человека и животных. Составить схему.

2 группа – ответить на вопрос: Могут ли растения существовать без других обитателей? Составить схему взаимодействия обитателей экосистемы луга и леса.

3 группа – ответить на вопрос: Чем отличается экосистема луга от экосистемы поля?

Учитель дает группам время для подготовки ответов на задания, и, по необходимости, консультирует учащихся, помогает им тем самым прийти к верным ответам. Потом представители от групп выступают с ответами перед всем классом.

После ответа учащихся групп учитель демонстрирует подготовленный слайды из Презентации:

после 1 группы – слайд № 27, 2 группы – слайд № 29, 3 группы – слайд № 33.

Таким образом, дети сверяют результаты своих выводов с верными ответами.

4. Физминутка (5 минут).

Учитель. Вы хорошо поработали, а теперь настало время всем отдохнуть.

Один из учеников (по желанию) выходит перед детьми и проводит спортивную разминку. Движения сопровождаются стихотворными строчками:

1. Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали
И тишину послушали.

2. Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

5. Закрепление знаний. Выполнение интерактивных тестов и заданий. (7 минут)

Учитель. 9 учащихся класса, по 3 представителя от каждой группы, будут выполнять задания, которые я для них подготовила. Задания будут разной степени сложности, поэтому вы сами должны выбрать тех, кто пойдет “защищать” знания своих групп.

А. Индивидуальная работа. Выполнение интерактивных тестов и заданий на компьютерах.

Ученики садятся за компьютеры и выполняют задания учителя:

1) для “сильных” учеников учитель предлагает тест “Лес” или тест “Луг” (Приложение 1, Приложение 2);
2) для “средних” учеников – задание “Луг” или “Лес” с диска “Природа и человек. Естествознание для начальной школы” в режиме “Без подсказок”;
3) для “слабых” учеников – задание “Луг” или “Лес” с диска “Природа и человек. Естествознание для начальной школы” в режиме “Обучение”

За выполнение данных заданий учащиеся сразу получают оценки.

Б. Групповая работа.

Пока 9 учащихся отвечают на задания тестов, все остальные ученики в группах обсуждают вопрос учителя: Влияет ли человек на окружающую его природную среду? (Учитель выдает лист с напечатанным вопросом каждой группе).

После обсуждения в группах, выбирается 1 ученик для ответа. Остальные учащиеся класса могут дополнить ответ своим мнением и аргументами.

После обсуждения ответов учитель выводит на экран слайды № 34 и 35 из Презентации.

6. Пропедевтика изучения нового материала (6 минуты).

Учитель. На следующем уроке мы с вами будем изучать тему: Влияние человека на окружающую среду. Я подготовила для вас небольшой материал об этом. Хочу, чтобы после просмотра фильма, вы назвали несколько правил поведения человека в окружающей его природе.

Учитель демонстрирует виртуальную экскурсию с диска “Биология, 6 класс. Живой организм”. После этого ученики называют правила поведения человека в окружающей его природе.

7. Подведение итогов урока (3 минуты).

Учитель. Понравилось ли вам работать на уроке? Узнали ли вы для себя что-нибудь новое? Чему вы научились?

Ученики отвечают на заданные вопросы, высказывают свое мнение об уроке.

Учитель. Закончить урок мне хочется строчками из стихотворения С. Воргунова:

Давай пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!

Учитель выводит на экран слайд № 36 из Презентации.

8. Домашнее задание (1 минута).

Учитель. Дома придумайте и нарисуйте плакат на тему: “Берегите природу!”

Видеоматериалы