Пенсионная реформа в современной России. Нормативно-правовая база обязательного пенсионного страхования

Разделы: Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели и задачи:

Познакомить учащихся с основными положениями пенсионной реформы в РФ, нормативно-правовой базой обязательного пенсионного страхования. Сформировать понимание, что современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование денежных ресурсов, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства, на будущее материальное благосостояние молодого поколения. Формировать навыки самостоятельной работы с устным словом, ведение грамотных и экономичных записей, внутреннего диалога с преподавателем.

Тип урока: Тематическая лекция.

Оснащение: Мультимедийный проектор.

Источники: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Федеральные законы о пенсионном страховании в Российской Федерации.

Основные понятия: трудовая пенсия, базовая часть пенсии, страховая часть пенсии, накопительная часть пенсии, страховщик, страхователи, Пенсионный фонд, Внешэкономбанк.

Ход урока

Учитель знакомит учащихся планом лекции (можно предложить учащимся составить собственный план лекции).

План.

  1. История развития пенсионного страхования в России.
  2. Причины реформирования социального страхования.
  3. Сущность пенсионной реформы РФ.
  4. Нормативно-правовая база обязательного пенсионного страхования в РФ.
  5. Практикум.

Начиная лекционное изложение, учитель ставит познавательное задание, размышлять над которым учащиеся будут в ходе изложения лекции (обобщение результатов – в конце лекции).

  1. Выразите свое отношение: к необходимости реформирования социального страхования.
  2. Что дает пенсионная реформа современному молодому поколению?

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение в виде пенсии. Социальная помощь в различных простейших формах благотворительности существовала еще в VII–VIII вв. Летописи отмечают такие “богоугодные деяния” русских князей как раздача милостыни, устройство приютов для калек, кормление нуждавшихся на княжеском дворе. В 996г. великий князь Владимир Святой издал Устав, согласно которому социальное призрение отдавалось под покровительство церкви. С образованием единого российского гос-ва усилилась его роль в организации благотворительности. (Указы Ивана III и Василия III) .В Древней Руси при приходской церкви имелась богадельня, а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих. Стоглавый собор 1551 г., созванный Иваном Грозным, констатирует страшное развитие нищенства и при этом указывает на отсутствие надлежащих мер призрения. Собор рекомендовал: “всех прокаженных и престаревших переписать по всем городам и в каждом устроить богадельни мужские и женские”. До конца XVIII в. заботы правительства о надлежащей организации богаделен были весьма слабы. Но постепенно дело благотворительности становится одной из сфер государственной деятельности. Заботясь об устройстве истинно нуждающихся Петр I приказал строить во всех губерниях богадельни для старых и увечных. При Петре I денежное пособие по старости, увечью и за заслуги в бою распространяется на все высшие командные чины. Остальных помещают в монастыри. Екатерина II освободила монастыри от этой обязанности и определила для расселения отставных нуждающихся 31 город страны, которым выделялись для этой цели регулярные государственные субсидии. Особое внимание уделялось пенсионному обеспечению военных, так как могущество державы всегда строилось на силе армии. В 1827г. был издан специальный указ Сената, в котором предусматривалась первоочередная помощь тем, кто не имел “средств к приличному себя содержанию”. В начале XX в. широкое распространение получают так называемые больничные кассы – аналог индивидуального социального страхования. С 1918 года открывается страница современного социального обеспечения, которое, несмотря на все реформы, преобразования и изменения, никогда не изменяло главному принципу – заботиться о тех, кто не в состоянии позаботиться о себе сам.

Пенсионное обеспечение граждан в нашей стране в течение многих лет строилось по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны, из него производились расходы на государственные нужды: строительство дорог, заводов, в том числе выплата пенсий гражданам. В 1991 г. произошел переход от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам управления экономикой страны. Граждане РФ в зависимости от своего трудового стажа могли получить пенсию в размере от 55 до 75 % заработка (за 2 последних года перед выходом на пенсию, либо за любые 5 лет подряд из своей трудовой пенсии). Однако пенсия не могла превышать трех минимальных размеров пенсии. В условиях бурного роста цен началось стремительное падение жизненного уровня пенсионеров. Стали вводиться дополнительные компенсационные выплаты к пенсии. В 1997 г. был принят дополнительный закон, который ввел в качестве ограничения максимальной пенсии размер средней заработной платы в стране, установленный для исчисления пенсии. Но проблемы с пенсионным обеспечением граждан остались неразрешенными.

Россия – социальное государство, ее политика, в том числе пенсионная, должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ч. 1 ст. 7 Постановлением правительства РФ от 7 августа 1995 года № 790 была утверждена новая Концепция реформы пенсионного обеспечения, которая предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, (показ слайда: Пенсионная система РФ.) К 2001 году в стране сложилась пенсионная модель, которая не заинтересовывала к уплате страховых взносов не только работодателей, но и работающих граждан: пенсии были одинаковыми для всех. (Слайд: система пенсионного обеспечения в Р. Ф.)

В стране определилась еще одна проблема – демографическая. Из-за снижения рождаемости во время Великой Отечественной войны, после 1990 года и некоторых других факторов соотношение возрастных категорий населения в нашей стране – неравномерно. Расчеты показали, что в 2010–2020 годы может возникнуть проблема дефицита средств для финансирования пенсий, так как число выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих трудовую деятельность. (Слайд: категории участников в системе обязательного страхования в РФ.)

Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы, а для этого необходимо было разработать такую систему, в которой у работающих граждан появился бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит работодатель в пенсионную систему, без потерь возвращаются к работнику, когда он выходит на пенсию, и чем больше заработная плата работника, с которой уплачиваются взносы, тем больше будет размер пенсии.

Однако заработная плата у людей разная. Есть люди, у которых в течение всей трудовой жизни низкий заработок и которые в силу определенных обстоятельств не могут заработать себе право на достойную пенсию. Поэтому в этом случае должны существовать определенные обязательства государства.

Было принято решение, что пенсия должна состоять из двух частей: базовой, которая всем гражданам гарантируется государством, и величина, которой должна стремиться к прожиточному минимуму пенсионера, и второй части – дифференцированной, размер которой напрямую зависит от суммы поступивших средств на каждого конкретного человека. Эта дифференцированная часть называется страховая часть пенсии, так как работодатели должны ежемесячно уплачивать страховые взносы в пенсионную систему за каждого своего работника. (Слайд: финансовое обеспечение пенсионной системы.)

Новая система пенсионного обеспечения была утверждена в нашей стране Федеральным законом № 173-ФЗ и действует с 1 января 2002 года. Законом определено, что для назначения пенсии учитывается не заработок последних двух лет перед выходом на пенсию, а сумма страховых взносов, поступившая в Пенсионный фонд в течение всей трудовой деятельности работника. Смысл пенсионного обязательного социального страхования заключается в следующем. Каждый раз, выплачивая зарплату работодатель в обязательном порядке. Перечисляет государству за своих работников единый социальный налог – 26% от фонда заработной платы, в том числе 20% – на пенсионное обеспечение. До реформы эти деньги шли на выплату текущих пенсий. Сегодня пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной частей. (Слайд:

За тех, кто родился в 1967 году и позже, работодатель должен уплачивать страховые взносы по двум составляющим: на страховую часть пенсии и на накопительную часть пенсии. Молодым гражданам предоставляется право распоряжаться страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями на накопительную часть пенсии, путем ежегодного указания Пенсионному фонду, в какой инвестиционный фонд направить данные средства. Таким образом, у граждан, чей возраст на сегодня меньше 38 лет, есть прямая возможность за счет процентного дохода по вложенным средствам увеличить накопительную составляющую своей будущей пенсии. (Слайд: Как распорядится накопительной частью пенсии.)

Какие же категории граждан имеют право на получение пенсии? Во-первых, это мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, если они проработали не менее 5 лет. Во-вторых, пенсия выплачивается ранее названного возраста в 60 и 55 лет гражданам, которые из-за несчастного случая или болезни стали инвалидами. В-третьих, пенсия выплачивается детям и другим, определенным Законом членам семьи, в случае смерти кормильца (слайд: виды пенсий и категории граждан, слайд: виды и основания назначения пенсий.)

Конституция и другие законы нашего государства дают также возможность получения пенсии ранее возраста в 60 и 55 лет тем гражданам, которые трудились в тяжелых и опасных условиях, таких как работа, в шахтах, в производстве химических веществ, например, ртути, работали с радиоактивными и другими вредными для здоровья человека веществами. Также государством определено, что право на досрочное назначение пенсии имеют при условии определенного стажа работы врачи, учителя, водители городского транспорта, граждане, проработавшие на Крайнем севере и некоторые другие категории граждан. (Слайды: ).

Несмотря на то, что вам еще далеко до пенсионного возраста, необходимо знать, что ваша будущая пенсия будет складываться с первого дня работы, а этот день для вас уже близок. После окончания школы многие из вас продолжат учебу в колледжах и высших учебных заведениях. Студенты всегда стараются где-то подработать, так как уже становятся взрослыми. И если вы будете работать, например, на летних каникулах, то ваш заработок – это уже частичка вашей будущей пенсии.

Решение практических задач:
Класс делится на группы, каждая группа получает карточку с практическим заданием. Решает задачу, и представитель группы выступает с анализом.
Рассмотрим на примере, какое значение имеет ваш заработок для будущей пенсии.

Возьмем маленькое предприятие: киоск, который продает хлеб и булочки. Предположим, что летом вас взяли на работу в этот киоск продавцом.

1.) Каковы условия приема на работу?

При приеме на работу впервые на работника заводится трудовая книжка. Это обязательный документ, он есть у каждого работающего гражданина. Во время работы книжка хранится у работодателя. При увольнении она выдается на руки работнику. В трудовой книжке записывается наименование организации, профессия, должность, на которую принимается работник. Очень важно, чтобы все записи в трудовой книжке были правильными. Каждый работник должен быть ознакомлен с записями в трудовой книжке. Особенно это важно на предприятиях с вредными и тяжелыми условиями труда. Если вы не будете уверены в правильности записей, то можете проконсультироваться у работников Пенсионного фонда, какая запись должна быть в трудовой книжке и как это повлияет на вашу будущую пенсию.

2.) Из каких частей формируется трудовая пенсия?

Работа в булочной, например, не относится к работе с вредными условиями труда.

Итак, вы работаете в киоске. Директору киоска 35 лет и вам – 17 лет. За месяц работы директору и вам была начислена зарплата: директору –2000 руб., и Вам – 1000 руб. В 2005 году на данную заработную плату начисляется единый социальный налог в размере 6% (2000 + 1000) х 6% = 180 руб. Эту сумму бухгалтер перечисляет в Федеральный бюджет и она будет направлена для выплаты базовой части пенсии. Так же бухгалтер начисляет на заработную плату страховые взносы на страховую и накопительную части пенсии: на страховую часть 10% и на накопительную часть – 4% (2000 х 10% = 200руб – на СЧ, 2000 х 4% = 80руб – на НЧ) и (1000 х 10% = 100 руб. – на СЧ, 1000 х 4% = 40руб – на НЧ). Эти суммы (200+100 = 300 руб. – на СЧ) и (80 + 40 = 120 руб. – на НЧ) бухгалтер перечисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации.

№ п/п Должность Начислена зарплата за месяц Начислен единый социальный налог (6%) Начислены взносы в ПФР на страх часть пенсии (10%) Начислены взносы в ПФР на накопительную часть пенсии (4%)
1. Директор 2 000 руб.   200 руб. 80 руб.
2. Продавец 1 000 руб. 100 руб. 40 руб.
Всего: 3 000 руб. 180 руб. 300 руб. 120 руб.

Все другие предприятия в стране (торговые, промышленные, финансовые и др.) также перечисляют в бюджет государства сумму единого социального налога – 6%, начисленных на сумму заработной платы.

Из бюджета государство выплачивает гражданину базовую часть пенсии. Ее размер не зависит ни от заработка работника, ни от стажа работы. И принцип распределения этих средств простой: всем пенсионерам поровну. (Правда, если у пенсионера есть иждивенцы, или он является инвалидом 1-й или 2-ой группы, то базовая часть немного увеличивается).

3. Куда поступают и как осуществляется учет поступивших взносов?

Деньги на страховую и накопительную части пенсий перечисляются в Пенсионный фонд через банки, которые обслуживают предприятия, и, в конечном счете хранятся конечно, не в зданиях Пенсионного фонда, а в Центральном банке России. Пенсионный фонд только ведет точный учет поступивших взносов. Каким образом?

В Пенсионном фонде заведены на каждого работающего гражданина лицевые счета. Что это такое? Наверное, вы видели у своих родителей или родственников сберегательные книжки. Когда владелец такой книжки приходит в банк, служащий банка достает карточку, в которой записано, сколько денег у владельца хранится в банке. Это банковский счет. Такой индивидуальный счет открыт в Пенсионном фонде на тех граждан, которые зарегистрировались в Пенсионном фонде и получили зеленую карточку – страховое свидетельство. (Показать).

За три летних месяца вы заработаете 3000 рублей и в Пенсионный фонд за вас будет перечислено:

– на страховую часть пенсии 100х3 = 300 руб.
– на накопительную часть пенсии 40х3 = 120 руб.

Эти суммы будут учтены при расчете вашей будущей пенсии.

Суммы взносов на страховую часть пенсии и на накопительную часть пенсии, уплаченные в Пенсионный фонд, называются пенсионным капиталом (ПК). Из него и рассчитываются страховая и накопительная части пенсии:

СЧ = ПК/Т
НЧ = ПК/Т

Т = 228 месяцев (к тому моменту, когда вы достигните пенсионного возраста).

Все организации ежемесячно выплачивают работникам заработную плату и также ежемесячно перечисляют (уплачивают) единый социальный налог (для базовой части пенсии) и страховые взносы в Пенсионный фонд (для страховой и накопительной частей пенсии). Пенсионный фонд ведет учет этих сумм на индивидуальных лицевых счетах каждого застрахованного в ПФР гражданина

Предположим, что у одного работника (Иванова) заработная плата составляет 2000 рублей в месяц. У другого (Петрова) – 6000 рублей в месяц. Организация должна перечислить в 2005 году в Пенсионный фонд следующие суммы страховых взносов на страховую и накопительную части пенсий:

За Иванова.
На СЧ: 2000х10%х12 мес. = 2400руб.
На НЧ: 2000х4%х12мес. = 960руб.

 За Петрова.
На СЧ: 6000х10%х12 мес. =7200руб
На НЧ: 6000х4%х12мес. = 2880руб.

4.) Как распорядиться накопительной частью пенсии?

Сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за все годы работы Иванова и Петрова до момента назначения пенсии, составит пенсионный капитал каждого. Исходя из величины пенсионного капитала, рассчитываются страховая и накопительная части пенсии. Чем больше будет уплачено работодателем страховых взносов за работника в Пенсионный фонд, тем больше будет размер пенсии. Причем никаких ограничений по размеру пенсии не существует. Но если работодатель выплатил заработную плату работникам, а в Пенсионный фонд страховые взносы не уплатил, или уплатил не полностью, то и для расчета пенсии работнику будет учтена неполная величина пенсионного капитала. А значит, и размер пенсии его будет меньше, чем тот, который он заработал. Пенсионный фонд 1 раз в год направляет всем гражданам, имеющим страховое свидетельство, письмо с информацией о том, сколько средств учтено на его индивидуальном лицевом счете. В конверте с письмом находится бланк заявления, в котором гражданам необходимо указать в какую управляющую компанию Пенсионному фонду следует перечислить средства на накопительную часть пенсии.

Каждый гражданин по своему желанию может дать указание Пенсионному фонду перечислить его средства на накопительную часть пенсии в управляющую компанию или заключить договор с негосударственным пенсионным фондом. Если же вы не хотите заполнять заявление, то ваши средства на накопительную часть пенсии будут переданы в государственную управляющую компанию. Сегодня такой компанией является Внешэкономбанк. И по истечении года ваши средства увеличиваются на процент доходности и приплюсовываются к вашему пенсионному капиталу.

Вывод делают учащиеся:

Таким образом, будущая пенсия напрямую зависит от вашей заработной платы и от полной уплаты работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд. Сумма пенсии не ограничивается. Вы можете распоряжаться суммой пенсионных средств, уплаченных за вас работодателем на накопительную часть вашей пенсии, – выбрать управляющую компанию или заключить договор с НПФ. Это необходимо знать каждому. Ведь ваше будущее зависит только от вас.

Учитель по ходу лекции называет нормативно-правовые документы по пенсионному страхованию и комментирует их.

Беседа по вопросам:

  1. Была ли необходимость в реформировании пенсионного страхования в РФ?
  2. В чем сущность пенсионной реформы?
  3. Из каких частей формируется трудовая пенсия?
  4. Как можно увеличить размер трудовой пенсии?
  5. Каковы условия назначения трудовой пенсии?
  6. Каковы варианты увеличения размера пенсионных накоплений:
    а) оставить средства в ПФР, их инвестированием займется ГУК?
    б) оставить средства в ПФР и выбрать частную управляющую компанию для инвестирования средств?
    в) перевести накопительную часть в НПФ?
  7. Выскажите свою точку зрения: как бы вы хотели распорядиться накопительной частью своей трудовой пенсии?

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167 – ФЗ (ред. от 31.12.2002 г.) “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 30.11.2001 г.).
  2. Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173 – ФЗ (ред. от 31.12.2002 г.) “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 30.11.2001г.) // Собрание законодательства РФ, 2001, № 52, ч.1, ст.4920.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г № 555 “Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий”.
  4. Конституция Российской Федерации.1993 г.
  5. Чижик Л.И.. Комментарий к Федеральному Закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О Трудовых пенсиях в Российской Федерации "., 2005
  6. Захаров М.Л., Севостьянова В.Б. Комментарий к новому пенсионному законодательству. – М.:ООО “ТК Велби”, 2002. – 335с.
  7. Сорокин К.А. Комментарий к Новому пенсионному законодательству. – М.:Юрайт – М,2002. – 400с.

Домашнее задание:

  1. Знать содержание лекции.
  2. Для подготовки к уроку – деловая игра по теме: “Реализация пенсионной реформы в РФ”:
    а) класс делится на рабочие группы,
    б) каждая группа готовит визитную карточку,
    в) каждая группа готовит информацию о роли “звена” в общей пенсионной системе.