Путешествие по городу Вежливых наук

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Подвести итоги недели Вежливости:
    знание и применение в жизни вежливых слов, правил личной гигиены, правильного поведения в транспорте и за столом;
  2. Воспитание чуткости, тактичности учащихся друг к другу, чувства коллективизма;
  3. Способствовать развитию речи учащихся, учить обосновывать свои ответы.

Оформление:

  • плакаты: план города “Добро пожаловать”;
  • стрелки – указатели улиц, изображение рыцаря в доспехах со словами:
  • “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”
  • М. Сервантес;
  • костюмы Мальвины, Буратино, кота Базилио, лисы Алисы,
  • мушкетёров, Мойдодыра, королевы Вилки;
  • музыка из к/ф “Приключения Буратино”, запись песни “Настоящий друг”;
  • наборы для сервировки стола: тарелки, вилки, ложки, ножи, стаканы, салфетки;
  • мыльные пузыри;
  • необходимые предметы для сценки.

Содержание:

1. Сценка “Мальвина и Буратино” (под тихую музыку).

Ученик. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, схватил кофейник и выпил всё из носика, поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Мальвина. Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Буратино. Когда папа Карло, а когда никто.

Мальвина. Теперь я займусь вашим воспитанием. (Буратино показывает язык).

(Герои переходят к другому столу.)

– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь.
– Мы займёмся арифметикой... У вас в кармане 2 яблока...

Буратино. Врёте, ни одного...

Мальвина. Я говорю, – предположим, что у вас в кармане 2 яблока. Некто взял у вас 1 яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино. Два.

Мальвина. Подумайте хорошенько.

Буратино. Два.

Мальвина. Почему?

Буратино. Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

Мальвина. У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом. Пишите: “А роза упала на лапу Азора”. Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

(Буратино сунул нос в чернила и сделал кляксу.)

– Вы гадкий шалун и должны быть наказаны. Я отправляю вас учиться в город Вежливых Наук.

Учитель. Дорогие ребята! Вы хотите помочь Буратино? Тогда мы отправимся за ним в город Вежливых Наук и постараемся помочь ему и сами узнаем много интересного и полезного.

–В нашем путешествии будет цениться дружба, сплочённость, уважение. Счастливого вам пути!!!

(Напевая 1 куплет песни “Буратино”, герой отправляется в путешествие, взяв за руки одну команду, а Мальвина – другую команду.)

(Ребята пускают мыльные пузыри на сцену.)

2. Переулок Мойдодыра.

Буратино.

Переулок в мыльной пене.
И хоть чисто тут, но сыро,
Потому он и зовётся
Переулок Мойдодыра. (На карте показывает.)

(Выходит и испуганно оглядывается чумазый мальчик.)

Грязнуля.

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Боже, Боже, что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом? (Разводит руками, плачет.)

Буратино. Не переживай, вернутся!

(Под пускающие ребятами мыльные пузыри, выходит Мойдодыр и обращается к Грязнуле.)

Мойдодыр.

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам, стыд и срам. (Обращается к классу.)
Я – великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

– Я вижу: здесь и грязнули, и чистенькие ребятки. Хочу проверить, как вы выполняете мои требования.

Загадки Мойдодыра командам.

  1. Гладко, душисто, моет чисто.
    Нужно, чтобы у каждого было... (мыло)
  2. Костяная спинка.
    На брюшке – щетинка.
    По частоколу попрыгал –
    Всю грязь повыгнал... (Зубная щётка)
  3. Зубаста, а не кусается.
    Как она называется? (Расчёска)

(Буратино даёт неправильные ответы, пытаясь запутать ребят.)

Вопросы Мойдодыра командам.

– Сколько раз в день надо чистить зубы?
– Как правильно их чистить? (Показать на макете.)
– А как называется разрушитель зубов, с которыми водят дружбу сладости?
– Как называют врача, лечащего зубы?

Учитель. Ну что, Буратино и Грязнуля, вы поняли, как надо следить за чистотой и выполнять правила гигиены? (Герои повторяют правила.)

– Молодцы! (Напевая 2-й куплет песни, Буратино и Мальвина спешат дальше и встречают лису Алису.)

3. Улица Вежливости.

Алиса.

Солнце красное нам вслед
Пусть улыбкой жмурится,
Потому что на пути
Вежливости улица. (Показывает на карте.)

Буратино. Уж быть вежливым я умею!

– Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов “пожалуйста, “спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Учитель. Прав Буратино или нет?

– Вежливо ли он поступил?
– Какие ошибки допустил? (Дети отвечают.)

Мальвина. Ребята. А вы готовы сдать маленький экзамен на знание вежливых слов?

– Растает даже глыба от слова тёплого... (спасибо).
– Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).
– Когда больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).
– Где бы ни были, везде на прощание говорим... (до свидания).

(Ребята называют слова вежливости по командам.)

Сценка “Вежлив Витя или нет?”

Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров! Покажите нам
На карте город Псков.
– Извините, – шепчет Витя,-
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.

Учитель. Буратино, вежлив Витя или нет?

Буратино. Конечно, я таких вежливых ещё не встречал.

Учитель. А что думают ребята? (Ответы детей.)

Мальвина проводит конкурс. Как спросить у товарища ручку?

– Как спросить время?
– Если в дверях столкнулись девочка и мальчик, кто должен уступить?
– Если столкнулись два мальчика, кто должен уступить?

Учитель. Буратино, чему ты научился на этой улице?

(Буратино отвечает и под музыку бежит дальше.)

(Выходит кот Базилио.)

4. Бульвар Весёлой Переменки.

Базилио.

– Что такое? Что за шум?
Смех и топот – дрожат стенки...
Потому что мы нашли
Бульвар Весёлой Переменки.

Учитель. Что милее для тебя, мальчишка?

Буратино.

– В хлебе – горбушка.
В капусте – кочерыжка.
В варенье– пенка,
А в школе – переменка!

Мальвина проводит игру “Пожалуйста”.

(Мальвина показывает движения, а ребята должны их выполнять только тогда, когда названо будет слово “пожалуйста”.)

Учитель. Дорогой Буратино, послушай весёлые частушки, а потом ответь – все ли ученики правильно ведут себя в школе.

Частушки. (Исполняют учащиеся).

  1. Мы немножко пошумели,
    В окнах стёкла зазвенели.
    Мы сказали: “Тишина”,
    В школе треснула стена.
  2. Мой дневник, как верный друг,
    Для меня старался.
    Я не выучил урок –
    Дома он остался.
  3. Дал списать я на контрольной
    Все задачки Колечке.
    И теперь у нас в тетрадях
    У обоих двоечки.
  4. Буквы в Машиной тетради
    Не стоят как на параде.
    Буквы прыгают и пляшут,
    Маша хвостиками машут.
  5. Мы таблицы все сложенья
    Взяли и попрятали.
    Дайте нам для ускоренья
    Микрокалькуляторы.
  6. Оля мучила расчёску,
    В школе делала причёску.
    Мучила то, мучила,
    Да получилось чучело.
  7. Даже в Танин День рожденья
    Юра по привычке
    Таню вместо поздравленья
    Дёрнул за косички.
  8. Форма новая надета,
    Белая рубашечка.
    Посмотрите на меня –
    Какой я первоклашечка.

(Буратино отвечает на вопрос, немного путаясь, дети помогают.)

5. Шоссе Королевы Вилки.

Алиса.

– Налегке шагаем бодро.
Много встреч ждёт впереди.
Имя Королевы Вилки
На шоссе, где нам идти. (Выходит Королева Вилка.)

Королева. Моё острейшее величество знали ещё в Древнем Риме. К сожалению, на Рим напали дикие варвары и сожгли город. Богатый Патриций, на кухне у которого жила моя прапрапрапрабабушка, спешно сбежал из разорённого Рима. Слуги, сбежав вслед за ним, забыли мою прародительницу. Ведь она была незаметная: плоская и всего с двумя зубцами. Обо мне вспомнили через несколько столетий в Х1 веке. Кое – кто меня сразу полюбил. Но некоторые относились ко мне как к излишеству и ненужной вещи, даже высмеивали. Чего я только не натерпелась. Странные люди считали, что брать пищу пятернёй удобнее.

Учитель. И в наше время есть такие странные люди, правда, Буратино?

(Буратино смущается, пожимает плечами.)

Частушка.

Дед вилами за косилкой
Ворошит траву, спеша...
Так же Витя машет вилкой –
Со стола летит лапша.

Учитель. Вспомните сцену, когда Буратино завтракает.

– Какие ошибки он допустил? (Ответы детей.)

Буратино. Я обязательно исправлюсь!

Конкурс для команд (выбираются по одному человеку, третий – Буратино).

– Надо правильно накрыть на стол,
Посадить свою спутницу.

Стихотворение.

Что такое этикет?
Это – можно,
Это – нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике –
У людей на языке...
Очень просто жить культурно.
Всё прекрасно, что не дурно.

Буратино. Как много я узнал, нашёл новых друзей!

– Но надо спешить дальше... (Под музыку герой бежит и припевает.)

6. Проспект Рыцарей.

Базилио.

– Как вы думаете сами –
Где уступят место даме?
А где знают этикет?
Это Рыцарей проспект!

Конкурсы среди команд.

1. Кого раньше называли рыцарем?

2. Кого сейчас называют рыцарем?

3. Откуда к нам пришёл обычай снимать шапку, когда входишь в дом?

4. Откуда пришёл обычай – здороваясь, снимать перчатки?

5. Как воспитанному мальчику вести себя в автобусе?

Стихотворение.

Еже ли вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старушке.

6. Кто первым заходит в автобус, а кто первым выходит?

Стихотворение.

Еже ли вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

7. Как себя вести, если взрослые разговаривают друг с другом?

Стихотворение.

Еже ли вы вежливы,
То в разговоре с тётей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

8. Как надо поступить, когда мама просит вас помочь ей?

Стихотворение.

Еже ли вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.

Учитель. Как много вы узнали на Неделе Вежливости.

– Как многому научили Буратино в вашем городе Вежливых Наук!
– Кто же из вас, мальчики, хочет быть настоящим рыцарем современности?

(Выходят все мальчики и Буратино.)

Мушкетёр 1.

Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день и до свиданья –
Нет в мире выше званья.

Все. Клянёмся!

Мушкетёр 2.

Клянёмся рыцарями быть,
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету,
Науку помнить эту!

Все. Клянёмся!

Мушкетёр 1.

Клянёмся рыцарями быть,
В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.

Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

(Мальчики дарят девочкам сердечки с красным отпечатком большого пальца, Буратино дарит Мальвине.)

7. Подводятся итоги соревнований.

(Команды получают медали “Почётного гостя города Вежливых Наук”.)

Буратино. Вот и подошло моё путешествие к концу.

Спасибо вам, ребята! Я научился многому у вас. Правда, Мальвина? Нашёл много прекрасных друзей!

– Желаю и вам иметь много друзей, каждому быть настоящим другом и уметь по-настоящему дружить!

Всеми исполняется песня “Настоящий друг”.