Методическая разработка "Дети, техника, творчество"

Разделы: Общепедагогические технологии


Данная методическая разработка выполнена на основе материала выступления коллектива МОУДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества «Спектр» в I городском фестивале технического творчества педагогов дополнительного образования «В мире технических увлечений».

Цель разработки: обобщение и распространение педагогического опыта.

Форма проведения: фестиваль.

Подготовительная работа: участниками фестиваля являлись педагоги дополнительного образования технической направленности: Смагин Александр Васильевич (объединения «Автомоделирование» и «Судомоделирование»); Зотова Галина Федоровна (объединение «Техническое моделирование»); Серебрянский Анатолий Николаевич (объединение «Техническое моделирование»). Представление каждого участника сопровождалось показом слайд-шоу, где отражались наиболее яркие моменты педагогической деятельности и результаты работы педагогов. В выступлении двух участников в первой и третьей номинациях принимала участие группа поддержки, состоящая из педагогов и обучающихся.

Фестиваль «В мире технических увлечений» проводился в рамках объявленного Года Учителя.

Учредителями фестиваля являлись:

  • Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка;
  • МОУДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества «Флагман».

Цель фестиваля: повышение престижа труда педагога   дополнительного   образования технической направленности.

Задачи фестиваля:

  • выявление и поддержка талантливых педагогов дополнительного образования, их передового педагогического опыта в системе дополнительного образования детей г. Новокузнецка;
  • распространение ценного педагогического опыта;
  • привлечение внимания общественности, родителей, представителей коммерческих и общественных организаций и учреждений к деятельности учреждений дополнительного образования детей;
  • расширение диапазона профессионального общения педагогов дополнительного образования детей  г.  Новокузнецка.

Фестиваль проводился по 3 номинациям: 

  • Визитная карточка «Будем знакомы!»
  • «Педагогический опыт»
  • «Мир моих увлечений»

Содержательная часть

I номинация: визитная карточка «Будем знакомы!»

В данной номинации был представлен молодой педагог объединений «Автомоделирование» и «Судомоделирование» – Смагин Александр Васильевич, II квалификационной категории. Вместе с группой поддержки, состоящей из педагогов и обучающихся, Александр Васильевич представил себя и учреждение в целом.

– Будем знакомы!

В Новокузнецке – центр «Спектр»,
Он к творчеству направил вектор!
Живут здесь чудо мастера,
Их уважает детвора.

Здесь все при деле стар и млад,
Здесь строят, пилят, мастерят.
Здесь самолеты ввысь летят
И в мыслях и в руках ребят!

Плывут под парусами корабли,
Мальчишки их создать смогли.
Вот проезжает мимо нас
Машина просто экстра-класс.
Она проходит виражи на максимальной скорости.
Приветственно мигают ей десятки красочных огней,
Их зажигает у себя  радиоэлектроников семья.

Всех друзей мы приглашаем
Паять, резать и строгать.
Жить, как в сказке обещаем
И творцами  в жизни стать.

Песня.

До чего дошел прогресс, до ни выданных чудес,
К нам бегут гурьбой мальчишки, проявляя интерес.
Пилят и строгают, идеи воплощают,
Чтобы не бояться, с техникой общаться.

В стране творцов девиз такой:
«Ты сердце для детей раскрой,
Свет знаний ты им донеси,
И в жизнь шагнуть им помоги!»

Мальчишки наши вырастают,
Наставников своих дорогу продолжают!
Став педагогами, они добиться многого смогли.
Пять наших маленьких орлят
Уже орлами ввысь глядят!
И цель у них у всех одна,
Чтоб новым поколением гордилась вся страна!

Придя сюда, в страну творцов, ты словно в сказку попадешь!
Здесь происходят чудеса: вот вырастили молодца!
Бежал к наставнику он своему,
Стремился подражать всегда, во всем ему!
Его он дело подхватил, мальчишек новых вдохновил:
Стремиться к творчеству, и знать,
Что в жизни надо побеждать!

– Будем знакомы!

Меня зовут Смагин Александр Васильевич. Еще, будучи студентом СибГИУ, я стал педагогом дополнительного образования. С 2006 года руковожу объединениями «Судо- и автомоделирование» в «Центре детского (юношеского) технического творчества «Спектр». Еще десятилетним мальчишкой, я пришел в объединение «Техническое моделирование». Одним из первых моих педагогов была – Зотова Г.Ф.,  именно она привила мне любовь к конструированию, созданию  различных моделей. Пройдя первую ступень технического моделирования, я увлекся спортивным автомоделизмом, где моим наставником был Карташов Д.В., который  и посоветовал  попробовать себя в педагогической деятельности.
Работая одной сплоченной командой, мы педагоги – техники центра «Спектр», стараемся формировать у детей стремление к техническому творчеству, любовь к труду, воспитывать  в них чувство ответственности, коллективизма и взаимопомощи. Именно эти качества позволяют нам,  создавать модели и успешно участвовать в выставках и соревнованиях различного уровня.

Песня.

В машинки с детства он играл,
Как смастерить он их узнал.
С тех пор бежит он в «Спектр » наш,
Ведь стал он мастер суперкласс!
Его сейчас представим тут,
Вам скажем, как его зовут!
Са-ша Сма-гин!

Нашел он ключик разводной,
Он непростой, он золотой.
К сердцам детей тот ключ ведет, и к творчеству ребят зовет,
Наш педагог представлен тут,
Скажите как его зову:
Са-ша Сма-гин!

– Будем знакомы!

II номинация: «Педагогический опыт»

В данной номинации представлялся педагогический опыт работы Зотовой Галины Федоровны, педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории, объединения «Техническое моделирование». Галина Федоровна обозначила актуальность, социальную значимость своей деятельности, рассказала о результатах своих воспитанников на выставках, соревнованиях различного уровня и способах достижения высоких результатов работы.

Содержание выступления Зотовой Г.Ф.:

Каждый день раньше солнца встаю,
На работу в наш центр спешу!
Здесь встречаю я малых ребят,
Что играют, кричат и шалят.

И в начале признаюсь вам я –
Нелегко было справиться с ними:
«Будь внимательней! Думать учись!»
Говорю я им, а они:
«Я вчера катался в машине!»
Ох, и трудно всегда рядом с ними!

Учить их словом, жестом, взглядом,
Ошибки, шалости прощать,

Всё вечно знать и понимать.
Понятно всё им объяснить,
Примером для детей
Во всём, везде, всегда служить.

– Дорогие друзья, коллеги! Здравствуйте! За 23 года, что я работаю в системе дополнительного образования детей можно рассказывать очень много о нашей работе, о наших ребятах которые посещали и посещают моё объединение. Вы знаете какой великолепный город наш Новокузнецк! Проспекты, огромные здания, скверы и т.д. Но в то же время наш город – индустриальный центр, на территории которого находятся крупнейшие заводы – ЗСМК, КМК, Алюминиевый завод и т.д., а так же несколько технических ВУЗов: СибГИУ, КузГТУ, КемГУ, технические лицеи и профессионально-технические училища. И нашим детям предстоит жить и трудиться  в нашем  городе, поэтому необходимо, чтобы с первых школьных лет подрастающему поколению прививались стремление к неустанному самообразованию, трудолюбие, умение ориентироваться в нарастающем потоке научной и технической информации.

Программа, по которой я работаю, адаптирована к условиям центра технического творчества и составлена с учетом таких педагогических принципов, как:

  • предметное обучение;
  • приоритет практической деятельности;
  • уважение личности ребенка;
  • включение детей в разнообразную деятельность (выставки, праздники, коллективные творческие дела, экскурсии).

 Программа объединения предусматривает расширение политехнического кругозора детей в области техники и производства, привитие им трудовых навыков, ориентирована на развитие у детей конструкторских умений.  В процессе создания моделей из различных материалов происходит ознакомление обучающихся с многообразием современного мира техники и развитие их технических способностей. Основным в своей работе считаю необходимость создания условий для сознательного, активного участия воспитанников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Успех всегда пропорционален затраченному труду. Поистине справедливы слова: «Что гений –  это на 1% вдохновение и на 99% – труд. Именно этому мы и учимся, занимаясь техническим моделированием.

Залог успеха работы  нашего объединения – это взаимопонимание, доброжелательность внутри коллектива, взаимовыручка, когда ребята помогают друг другу, старшие учат младших, когда мы двигаемся от простого к сложному. Наши отношения мы отразили в «Клятве юных техников» и «Правилах общения в объединении «Техническое моделирование», которые придумали вместе с детьми.

Ребята, обучаясь в объединении, получают первоначальные профессиональные навыки, развивают своё техническое мышление, приобщаются к технике. Что мы понимаем под словом « техника»? Древние греки словом «тэхнэ» называли мастерство, умение людей. Занимаясь в объединении, ребята делают то, что им действительно понятно, интересно и необходимо. Они имеют возможность разрабатывать проекты моделей, делать автомодели своими руками, по собственному замыслу и презентовать их на выставках различного уровня. Наилучших результатов в техническом творчестве добиваюсь, используя дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его способности и интересы. Именно при таком подходе ребята не ограничиваются изготовлением простейших контурных моделей на резиномоторе, а конструируют сложные объемные модели с электродвигателем. При проведении исследования уровня развития креативности обучающихся: показатель гибкости мышления составил – 29 %, оригинальности – 45 %. На своих занятиях я часто использую игровые моменты: разгадывание ребусов, шарады, решение творческих задач, заданий на смекалку. Итоговые занятия провожу в нетрадиционной форме: «Турнир смекалистых умельцев», «Турнир эрудитов», «Брейн – ринг» и т.д. Все это нравится детям, но я не стремлюсь их развлекать, я пытаюсь будить их мысли, активизировать познавательный интерес, чтобы на занятиях им не было скучно, чтобы работа была по душе. Ко мне ходят дети разного возраста, есть ребята из начальной школы, а есть и более старшие – 7-8 класс. Любая работа требует осмысления, логического процесса, поэтому, выстраивая свои занятия, учитываю возрастные особенности воспитанников. При работе с детьми начальной школы использую больше наглядности, показ простейших трудовых приемов, которые необходимо довести до автоматизма. Старших учу работать самостоятельно с чертежами, дополнительной литературой, предлагаю вносить свои изменения в чертежи, тем самым, изменяя модель. Особое место уделяю авторским работам, их выполнение помогает формировать нестандартное мышление, проявлять конструкторскую смекалку, самостоятельность, целеустремленность.  В практической деятельности использую «коллективные творческие дела», как одну из форм организации воспитательной деятельности.

Каждое такое дело — коллективное, потому что планируется, готовится, обсуждается совместно воспитанниками и педагогом. Это помогает в организации совместной проектной деятельности, при подготовке ребят к выставкам и соревнованиям, что очень сплачивает детский коллектив, развивает коммуникативные качества подростка.

Традиционным является участие воспитанников моего объединения в ежегодных городских выставках технического творчества, областных соревнованиях по автомодельному спорту, где неизменно становятся призерами и победителями. Мои ребята – участники Губернаторских приемов, слетов рационализаторов, которые организует администрация Кемеровской области, где отмечены грамотами, премиями и ценными подарками. Наше объединение «Техническое моделирование» было признано лучшим объединением по итогам 2006 года и награждено кубком «Ника». Результатом своей деятельности я считаю не только успешное участие своих ребят в выставках и соревнованиях, но и создание условий для самореализации каждого ребенка, приходящего в мое объединение. Зачастую, подростки, которые в школе и семье считаются трудными, неблагополучными, занимаясь в объединении, находят себя, чувствуют свою сопричастность к общему делу, становятся призерами соревнований различного уровня.

По моему мнению, это и является главным итогом моей педагогической деятельности. Лучшие мои воспитанники, вырастая, продолжают заниматься техническим творчеством, обучаясь в технических ВУЗах города, а некоторые, возвращаются к нам в центр, становятся педагогами, продолжая мое дело. Мои бывшие выпускники – Смагин А. В. и Серебрянский А.Н. в настоящее время являются руководителями объединений «Автомоделирование» и «Техническое моделирование».

Конечно, у меня, как и у вас всех есть свои трудности, не хватает современного оборудования, современных материалов, но мы не унываем. В своей работе я не только обучаю детей, но и сама постоянно учусь вместе с ними, учусь фантазировать, мечтать, любить жизнь, как любят её дети. 

На всех должно хватить душевного тепла.
Но, если знать, что где-нибудь на свете
Хоть огонёк остался от меня,
Готова я опять вставать,
И на рассвете,
Идти на зов манящего огня!

III номинация: «Мир моих увлечений»

В данной номинации молодой педагог объединения «Техническое моделирование» Серебрянский Анатолий Николаевич представил свое хобби художника. Представление проводилось в творческой стихотворной форме, с помощью группы поддержки.

Есть в нашем «Спектре» – чудо-педагог,
Любовью к детям он живет!
Он и техник и художник,
Творчество – его помощник!

Он наш бывший ученик, к центру нашему привык.
Сегодня сам он педагог,
С детьми модели создает.
И от побед не зазнается,
Серебрянским Анатолием Николаевичем зовется!

Песня:

Вот возьмет он краски в руки,
И не станет в «Спектре» скуки.
Что бы было, веселей, Толя, красок не жалей!

(Стихи сопровождаются показом творческих работ Серебрянского А.Н.)

В его картинах много света и тепла,
Вот осень нам свои дары преподнесла!

Гордится он своим отцом
Везде, всегда!
Его изобразил он
Отличником труда!

С детства к технике его влекло,
Вот и автобус попал на полотно!

Образ женщины несет
Вдохновения полет.
Красоту души художник открывает,
И в своем творении ее запечатляет!

В мир творчества стремился с детства я,
И помогала в этом, мне вся моя семья!
Мой старший брат в мир техники привел,
Отец, талант художника во мне нашел!

И эти разные пути меня по жизни повели,
Искусство дарит вдохновенье,
И в технике оно находит воплощенье!

Художественный вкус поможет мне
Модель украсить, что б вполне
С оригиналом мы ее смогли сравнить,
И в выставках во всех она сумела победить!

Своим наставником горжусь доныне я,
Спасибо! – говорю, Галина Федоровна!
За доброту, за знанья, за чуткость и внимание!
Меня к победам Вы вели, стать педагогом помогли!

Песня:

Толя – мастер, взял фломастер,
И раскрасил авточасти:
Крылья, споллер и капот,
Вот фантазии полет!

Это правда, ну чего же тут скрывать,
Любит Толя, очень любит рисовать!
Вот на корпус нанесет он акварель,
Затюнгует вмиг автомодель!

Информационно-техническое обеспечение.

  •  Дополнительные образовательные программы:
    • «Техническое моделирование»;
    • «Автомоделирование»;
    • «Судомоделирование»;
    • «Умельцы».
  •  Мультимедийная установка.
  •  Слайд-шоу.
  •  Фонограммы песен.
  •  Эмблема центра.
  •  Атрибутика учреждения (цветные галстуки и флажки).

Приложение – из-за превышенного размера файла ссылка не приводится (прим. ред.)