Проектная деятельность как форма работы с родителями

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:

В сентябре 2010 года был проведен опрос 28 родителей детей, посещающих старшую группу МДОУ № 224. Большую активность проявили мамы детей (79% от числа опрошенных).

Анализ полученных сведений показал:

- некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;

- большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);

- отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

- получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;

- получить возможность общения с психологом – 55%;

- получить психолого- педагогическую консультацию по решению проблем- 36%;

- научиться определять способности детей – 21%;

- получить возможность общения с родителями других детей – 28%.

Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.

Изложенное выше выявляет противоречия:

- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком, с педагогами;

- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений реализации данной проблемы.

Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. “Филиалы” клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, психолог, логопед, и др.), а также библиотекари, родители воспитанников, дети.

Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит
безопасность всего большого человеческого общества
Феликс Адлер

Творческое название проекта: семейный клуб “Дружная семейка”.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь 2010 г. – май 2011 г.

Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.

Среда реализации: развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности.

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;

- организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;

- разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;

- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

- участие родителей в планировании совместной деятельности;

- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;

- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

Принципы реализации проекта:

• добровольности;

• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

• вариативности форм и методов;

• научности;

• непрерывности и целостности;

• комплексности;

• сотрудничества;

• постоянства обратной связи;

• открытости;

• конфиденциальности.

Формы работы с родителями:

педагогическая гостиная;

• консультации, беседы;

• развлечения, праздники;

• открытые занятия;

• дни открытых дверей;

• родительские собрания;

• практикумы;

• прогулки, экскурсии;

• папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;

• обобщение опыта семейного воспитания.

Предполагаемый результат реализации проекта:

• отсутствие формализма в организации работы с семьей;

• динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

• осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

Проект реализуется в три этапа:

I.  Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

• мини-педсовет “Детский сад и семья”;

• опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;

• обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;

• разработка положения о клубе (Приложение 1);

• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий (Приложение 2).

II. Основной этап (октябрь– апрель).

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

III. Заключительный этап (1 месяц - май)

Подготовка к презентации.

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.

Награждение участников проекта в различных номинациях.

Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.

Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Презентация проекта:

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).

Фестиваль педагогических идей на муниципальном уровне.

Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” на всероссийском уровне.

Перспективный план работы
с семьями воспитанников на 2010–2011 уч. г.

Формы проведения общения Сроки Содержание Участники
Анкетирование родителей на предмет социального заказа сентябрь Сбор информации на предмет социального заказа Старший воспитатель, воспитатели
Составление социального паспорта группы сентябрь Сбор данных для составления социального паспорта группы Родители, воспитатели
Конкурс фото и сочинений “Летний отдых с семьёй” сентябрь Совместная творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Родительское собрание сентябрь Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба Заведующая ДОУ, воспитатели, родители, дети
Организация педагогической библиотеки В течение года Создание и пополнение педагогической библиотеки для родителей Старший воспитатель, воспитатели
Введение традиций группы: “Игра в гости к нам пришла”, “Игра напрокат” В течение года Дети приносят развивающие игры в группу на время либо берут игры домой “напрокат”, чтобы поиграть с семьей Родители, дети, воспитатели
Фотовыставка “Моя мама за рулём” Октябрь Творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Консультация; “Речевая среда дошкольника. Сквернословие – болезнь общества” Октябрь Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями Воспитатели
Консультация: “Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми” Октябрь Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями Воспитатели
“Во что играют наши дети” Октябрь Практикум по организации игровой деятельности Педагоги ДОУ, родители, дети
Консультация: “Составление родословной” Ноябрь Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями Воспитатели
Открытое письмо маме Ноябрь Составление ребенком письма маме под руководством воспитателей Воспитатели. Дети
Оформление группы В течение года Совместное создание предметно- развивающего пространства Родители, дети, воспитатели
Семейные традиции декабрь Оформление фотоальбома “Наша родословная. Семейные традиции” Родители, дети, воспитатели
Встреча с интересными людьми Январь Рассказ родителей о своих профессиях Воспитатели и родители
Педагогическая гостиная “Права ребенка – это актуально” Февраль Деловая игра для родителей Воспитатели и родители
Выставка: “Наш любимый вид спорта” Февраль Совместная творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Интервью о папе. Благодарность папе от мам Февраль Запись интервью на видеокамеру, обсуждение и оформление благодарностей папам от мам Родители, дети, воспитатели
Встреча “Мой папа самый лучший” Февраль Организация досуга для родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Фотоколлаж “Мой папа – защитник Родины” Февраль Совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей Родители, дети, воспитатели
Выставка рисунков “Цветы для мамы” Март Творческая работа детей Дети и воспитатели
Концертная программа, посвященная 8 марта Март Совместная творческая работа педагогов ДОУ и детей Музыкальный руководитель, воспитатели, дети
Акция “Пока не поздно” о воспитании любви к природе Март - апрель Заседание родительского клуба, организация фотовыставки “Наши домашние любимцы” (животные, растения) Родители, дети, воспитатели
Развлечение “1 апреля – день смеха” Апрель Совместная творческая работа педагогов ДОУ, детей и родителей Музыкальный руководитель, воспитатели, дети
“Что такое готовность к школьному обучению” Апрель Консультация психолога Психолог, родители. Воспитатели
Акция: “9 мая – День Победы” Май Оформление фотоколлажа “Мои предки в годы ВОв”, Организация автобусной экскурсии по городу, возложение цветов к Мемориалу воинской славы Родители, дети, воспитатели
Итоговое родительское собрание. Презентация проекта Май Открытая детская деятельность. Подведение итогов учебного года. Презентация проекта, Награждение участников в различных номинациях Заведующая ДОУ, воспитатели, дети и родители