Накануне Рождества (святочный рассказ на уроке развития речи). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели и задачи:

  • приобщать детей к мировой художественной культуре;
  • воспитывать в детях уважение и заботу об окружающих;
  • развитие духовно-нравственной личности;
  • помочь понять историю родной страны на литературном материале;
  • познакомить с творчеством Ф.М.Достоевского;
  • начать работу по лексическому анализу текста;
  • работа с литературоведческими терминами;
  • активизировать творческий потенциал учащихся.

Оборудование:

  • текст произведения;
  • презентация;
  • раздаточный материал.

Приветствие. Презентация

Слайд 1

Организационный момент.

У нас сегодня необычный урок литературы. Тема его – “Накануне Рождества”. А что такое Рождество? О чём пойдёт речь на уроке?

Ответы: (Какой это праздник, каким он бывает?)

А мне бы хотелось добавить: “Каким он должен быть?”

Много веков подряд, из года в год, человечество отмечает Рождество Христово, как один из величайших праздников. В России, как и во многих других странах, этот праздник, прежде всего семейный. Его стараются провести в кругу близких, при свечах рождественской ёлки, за богатым обильным столом, при всеобщей радости. Со временем он стал и одним из любимейших детских праздников, от которого малыши ждали не просто подарков, игр, веселья – ждали настоящего чуда.

“Праздник Рождества был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола” (А.Блок).

Слайд 2

К празднику готовились всей семьёй – совместно наводили порядок в доме, готовили вкусную еду, сладости, мастерили подарки.

Зачитать из Шмелёва:

Слайд 3

Ты хочешь, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество? Не поймёшь чего – подскажет сердце. Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. И тянутся обозы – к Рождеству: везут свинину, поросят, гусей, индюшек. Дня за три на рынках, площадях – лес ёлок. А какие ёлки! И в доме – Рождество. Пахнет натёртыми полами. Лампы не горят, а всё лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет ёлка, ещё пустая, - другая, чем на рынке. За ней брезжит алый огонёк лампадки-звёздочки, в лесу как будто…. А завтра!.. А вот и – завтра! Позванивает в парадном колокольчик и будет звонить до ночи. Приходит много людей поздравить. Я украдкой сбегаю в кухню. Широкая печь пылает. Какие запахи! Пахнет мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусём и поросёнком с кашей. Это густые запахи Рождества. Жарко, светло и сытно. В детской горит лампадка. Красные языки прыгают на замёрзших окнах. За ними – звёзды. Светит большая звезда. Рождество…. Чудится в этом слове льдистая чистота и снежность. В детстве таким явилось – и осталось”.

Народная Русь прочно связала в своём сознании с Рождеством святки и колядование, когда пели специальные песни, желали друг другу благополучия. Святки (с 25 декабря по 6 января по старому стилю) с 7 января по 19 января – самый весёлый праздник на Руси.

Давайте окунёмся в его атмосферу, посмотрим, как его встречают герои повести “Ночь перед Рождеством”.

Слайд 4

Фрагмент из мультфильма “Ночь перед Рождеством”

Во время святок было принято колядовать – рядиться, устраивать игры, ходить по домам, поздравлять с Рождеством и Новым годом, шутить. В песнях радовали, веселили хозяев, вселяли надежду на будущее. Хозяевам полагалось одаривать колядующих колядками – маленькими печеньями, блинами и пряниками.

Фрагмент из фильма “Ночь перед Рождеством”

Этот праздник никого не может оставить равнодушным. Это радость, это веселье, это счастливый детский смех.

Слайд 5

Но всегда ли это так?

Слайд 6

Представьте себе, канун праздника, витрины магазинов убраны блестящими украшениями, разноцветными огоньками сияют окна домов – все готовятся встречать Новый год и Рождество. А вам невесело: папа срочно уехал в командировку, мама приболела, бабушка с дедушкой далеко.… И вы сидите у окна, а за стеклом спешат люди, они торопятся и не знают, что вам так одиноко.

Или вспомним недавние события в Осетии – дети остались без близких, без семьи. Кто им подарит Рождество?

Слайд 7

Это грустные истории, и я хочу, чтобы мы с вами сегодня на уроке подумали над тем, как помочь тем, кто, быть может, находится рядом с нами и ждёт или помощи, или просто тёплого слова.

Слайд 8

Мы уже знакомы с жанром святочного рассказа, читали сказку Г.-Х.Андерсена “Девочка со спичками”. А сегодня я предлагаю вам встретиться с произведением Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”.

Майорова Татьяна Николаевна 220-150-543

На первый взгляд эти истории не имеют ничего общего. Их создали совершенно разные писатели, один из которых жил в Дании, а другой – в России. Один был великим сказочником, а другой – великим писателем-реалистом. Но и тому, и другому было тяжело наблюдать за жизнью маленьких обездоленных детей.

Слайд 9

Итак, рассказ “Мальчик у Христа на ёлке”. Написан в 1876 году.

Слайд 10

Начало рассказать:

“Это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз. Был мальчик, ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Он проснулся утром в сыром и холодном подвале, заменявшем ему дом. Одет он был в какую-то одежонку и дрожал. И очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил туда, где на тоненькой подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала его больная мать. Жутко стало ему в темноте. Давно уже начался вечер, а огня не зажигали. “Очень уж здесь холодно”, - подумал он, постоял немного, потом дохнул на свои пальчики, чтобы отогреть их, и вдруг потихоньку пошёл из подвала. Он ещё бы и раньше пошёл, да всё боялся большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки не было, и он вдруг вышел на улицу…”.

Что произошло с этим мальчиком дальше, мы узнаем из эпизода, текст которого у вас на столе.

Выразительно прочитать.

Работа с текстом.

Найти слова, передающие настроение.

Слайд 11,12,13,14,15,16

Какой художественный приём использует автор, изображая переживания ребёнка?

Ответ: (контраст)

Чего больше в рассказе: радости или печали? Будет ли у мальчика праздник?

Ответы.

Слайд 17

Зачитать:

“Присел он, а сам отдышаться не может от страху. И вдруг стало ему так хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть, и стало так тепло, как на печке. Как хорошо тут заснуть. “Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, - подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, - совсем как живые!”

Чем закончится рассказ?

Ответы.

Слайд 18

Зачитать:

“А наутро дворники нашли маленький трупик замёрзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму…. Та умерла ещё прежде его”.

Эту историю Достоевский придумал, поэтому, наверное, он сделал так, чтобы и у этого мальчика была ёлка, была мама…

Зачитать:

 

“И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. “Пойдём ко мне на ёлку, мальчик”, - прошептал над ним тихий голос. Он подумал, было, что это всё его мама, но нет, не она. Кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и … вдруг, - какой свет! Какая ёлка! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки. Нет, это мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеётся на него радостно. “Мама! Мама! Как хорошо тут, мама!- кричит ей мальчик и хочется ему рассказать поскорее про тех куколок за стеклом. – Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки?” “Это Христова ёлка, - отвечают ему. У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки…” И узнал он, что мальчики эти и девочки были такие же, как он, дети, но одни замёрзли ещё в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы, другие задохлись в вагонах от смраду, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей.… И все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей.…А матери этих детей всё стоят и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слёзы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…”.

И для девочки со спичками, и для этого мальчика ёлка становится символом благополучия, гармонии, счастья и уюта. Но всё это они не могут получить здесь, на Земле. Поэтому встреча с близким человеком происходит на пороге уже другой жизни. Хотя бы, таким образом, мальчик вознагражден за свои страдания. Достоевский дарит своему герою один миг счастья.

Слайд 19

Какова главная мысль рассказа?

Каким же бывает этот праздник?

Будьте милосердны! Эта мысль звучала в 19 веке, особенно актуальной становится в 21 веке. Ведь ещё много людей нуждается в сострадании и помощи.

Работа с конвертами.

Выразите цветами настроение от прочитанного. Посмотрите на свои лучики. Всё-таки радостных, весёлых, цветных больше. Соберите из них снежинки. Украсьте ими свой дом, ёлку или подарите тем, кто будет рад вашему подарку и на миг забудет о своих проблемах.

В праздничном, горящем небе
Слышен дальний звон планет.
Может быть, случилось небыль –
Смерть устала, горе нет?
Но, слетевши в ночь зимы,
Радость на седую землю
Жадно вырвалась из тьмы.

Вл. Луговской

Приложение 1