Урок русского языка по теме "Развитие речи. Описание природы в жанре лирической миниатюры. Технология мастерских". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Обоснование выбора технологии

Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут. Анализ литературного текста – это способ познать себя. Принципы и правила ведения мастерской позволяют не просто передать знания, а развивают мыслительную деятельность, активизируют работу каждого ученика на уроке. С помощью мастерской осуществляется принцип индивидуального обучения: на уроке успешно, активно работает каждый на том уровне, который для него возможен. Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, затем совместное обсуждение, диалог – это позволяет не чувствовать себя лишним на уроке. С помощью заданий мастерской развиваются творческие способности и самостоятельность. Атмосфера мастерской, психологический комфорт позволяет каждому быть уверенным в себе, способствует росту личности ученика. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе.

Основные методические приёмы – этапы технологии:

– индукция (проблемная ситуация). В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, звук, рисунок-всё, что может разбудить чувство, ассоциативное мышление, воспоминание; ученики формулируют проблему, проявляя личностное отношение к предмету обсуждения.

– работа с материалом (самоконструкция).Ученики анализируют материал, выдвигая различные гипотезы, решения, рисунки, проекты.

– социализация (работа в группах).

рефлексия (внутреннее осознание учеником неполноты или несоответствия старого знания новому. Внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа. К сверке нового знания с произведением). Ученики говорят о своих чувствах, возникающих в процессе чтения, что нового узнали на уроке.

– творчество (сочинение)

Принципы работы мастерской:

1) равенство всех учащихся, включая педагогов;
2) ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;
3) отсутствие оценки(должна быть только положительная);
4) Отсутствие соперничества;
5) чередование индивидуальной и групповой работы;
6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;
7) разнообразие используемого материала;
8) ответственность каждого за свой выбор.

План урока

Цели урока:

  • научить создавать текст описание природы; обучение умению анализировать мини-тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств;
  • развитие аналитического мышления, познавательных умений; обогащение словаря учащихся лексикой определённых тематических групп;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок развития речи.

Методы и приёмы обучения: эвристический и исследовательский.

Форма урока: творческая мастерская.

Урок рассчитан на 2 часа.

Ход урока

Индукция

1. Слово учителя. “Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…”

– О каком времени года говориться в этой строке А.С.Пушкина?
– Как называет весну Пушкин? Почему?
– Почему “сквозь сон”?
– Как природа встречает весну?

2. Сообщение целей урока.

3. Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”

4. Какие слова-ассоциации всплывают в вашем воображении, когда вы слышите слово весна?

В – вода, капель
Е – бегут ручьи
С – снег
Н – надежда
А – оживает

Ход урока

Ассоциации используются для актуализации личного опыта учеников, содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников

5. Какие чувства вы испытываете с приходом весны?

Назовите весенние цвета.

6. Весне посвящено много стихотворений, рассказов, пословиц, поговорок, загадок. Художники пишут картины, композиторы музыку о весне. (На доске картины с изображением весны). Звучат пословицы, поговорки о весне (домашнее задание).

7. Стихотворения о весне (домашнее задание).

Работа с материалом.

8. Запишите слова, с помощью которых вы можете описать весну. Все слова необходимо распределить на группы, в зависимости от ключевого слова и оформить в виде схемы, таблицы. Например,

Капель
Звонкая…
день
весёлый…
чувства
новые…
настроение
весеннее…
Весна
Природа
Оживает…
ручьи
весёлые
солнце
ласковое…
цвет
голубой…

Социализация

9. Обмен мнениями в группах. Дополнение записей.

10. Вам нужно написать сочинение. Подумайте, что бы вы хотели узнать, чтобы написать хорошее сочинение. Сформулируйте вопросы.

Ученики составили вопросы. Например,

– Что означает слово “весна”?

– Какие художественные приёмы можно использовать, чтобы красиво и точно описать весну, своё настроение?..

Этапы “работа с материалом” и “социализация” могут чередоваться в процессе работы мастерской.

11. – Где можно найти новые слова, узнать художественные приёмы? (Надо много читать стихотворений и рассказов о весне)

Чтение стихотворений о весне в группах.

– Что нового вы узнали?

Социализация.

Выписывают в тетрадь новые слова, художественные приёмы(олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения). Работа с частями речи, Обратить внимание, что больше используют глаголы, потому что весна – это движение, действие.

– Какие звуки весны вы ещё услышали?

12. А вот что услышал весной писатель Пришвин.

Работа с материалом.

Чтение миниатюр М. Пришвина о весне.

– Как рождается звук весны?

– Что вы можете сказать о человеке, который способен увидеть, услышать многое в природе и выразить свои чувства, своё отношение к увиденному? (Это наблюдательный, внимательный человек, любит природу, познаёт её, радуется каждой встрече с природой).

13. Весна – бегущие ручейки, распустившиеся листики, новый радостный день…– это миг жизни, который вы попробуете описать в своих сочинениях.

Рефлексия.

14. Приём незаконченных предложений.

– Закончите предложения.
– Если бы не было весны…
– Самым удивительным для меня на уроке было…
– Я задумался о…

15. Написание сочинения.