Измерение углов. 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель:

  • научить измерять и строить углы с помощью транспортира;
  •  закрепить свойства биссектрисы;
  •  совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать логическое мышление.
  • эстетически развивать ребенка.

Оборудование: презентация, таблицы, наборы углов, калька.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте дети! Сегодня на уроке бобер Сеня будет помогать изучать нам новый материал. Мы должны будем научиться измерять и строить углы. Повторим свойства углов. Закрепим эти свойства при решении задач. Вместе с Сеней я желаю вам успеха в приобретении новых знаний.

2. Работа с классом.

Ответьте на вопросы:

  1. С какой геометрической фигурой мы познакомились с вами на прошлом уроке?
  2. Что такое угол?
  3. Как называется точка, из которой выходят лучи?
  4. Что называется сторонами угла?
  5. Какие два угла называются равными? (Слайд №1)

3. Проверьте, являются ли равными углы, которые лежат у вас на столе.

(Из набора углов, лежащих на столе, определяют равные с помощью наложения.)

4. Объяснение нового материала.

Не всегда удобно определять равенство углов с помощью наложения. Как можно определить равенство другим путем?

Нужно научиться измерять углы, для этого нужен особый прибор.

(Слайд №2)

  • Для измерения углов служит прибор, который называется транспортир. Начнем его рассматривать. Он имеет шкалу, которая представляет собой полуокружность, разделенную на 180 равных частей. (слайд №3)

За единицу измерения используют один градус 1°. Эту величину можно получить, если разделить полуокружность на 180 равных частей. Угол, образованный двумя лучами соединяющих два соседних деления и центр окружности и будет 1°.

Начертите на кальке развернутый угол. Как вы думаете, какая его градусная мера? Как получить прямой угол? (перегибанием). Какой угол острый? Тупой? Их градусная мера?

Рис. 1

  • Карточка заданий №1

  • Как построить угол заданной градусной меры? Постройте угол ВАС равный 40°, пользуясь алгоритмом. (Слайд №6)

Алгоритм построения углов.

  1. Отметьте произвольную точку и обозначьте её буквой А.
  2. Начертите луч с началом в точке А и на нем отметьте произвольную точку В. Получили луч АВ.
  3. Наложите транспортир так, чтобы центр его совпал с точкой А, а луч АВ прошел через начало отсчета на шкале.
  4. На этой же шкале транспортира найдите штрих, который соответствует 40°. Отметьте на чертеже точку С против штриха с отметкой 40°.
  5. Проведи луч АС. Построенный угол ВАС есть искомый.
  6. Запиши <ВАС=40°.
    • Начертите углы <MKD =110°, < F=54°.
    • С помощью перегибания листа бумаги получите две прямые, которые пересекаются под углом а) 90°, б) 45°. Как называется последний луч?

Сказка о мышонке.

Садись поудобнее, дружок, я расскажу тебе сказку. (Слайды 7-12)

Однажды мышонок вылез из норки и собрался к ручейку. Веселый и довольный он уже было отправился в путь, но тут увидел кругом лисьи норки. Испугался мышонок отправляться в путь самостоятельно и попросил он змею, зайца, крота и барсука протоптать тропинку к ручью. «Только помните, -сказал он друзьям,- она должна идти по биссектрисе, иначе не избежать попадания в лисьи лапы».

Кто из зверей правильно помог мышонку? Почему первые три линии не являются биссектрисой. Что называется биссектрисой?

Реши задачи (слайд№13,14)

Рис. 3

  • Дан угол <АMK, луч МD – биссектриса

Найдите

а) <DMK, если <АMK=40°;130°.

б) <АMK, если <DMK=70°; 24°.

  • Найдите <ВМС, если <ВМD=28°, а <СМD=56°
  • Найдите <DМС, если <DМС в три раза больше <ВМD, а угол <ВМС=96°

Сформулируйте свойство луча, проходящего между сторонами угла.

Самостоятельная работа

Постройте угол 120° и угол 50° и проведите его биссектрису.

5. Итог урока

а) Каким инструментом измеряют углы?

б) Что такое градус?

в) Какой луч называют биссектрисой?

Задание на дом

Дополните чертеж, чтобы выполнялось условие