Урок развития речи "Совесть – верный советник". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели

  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие умения рассуждать, думать, обосновывать свой ответ;
  • повторение изученного материала по теме “Склонение существительных”;
  • воспитание духовно-нравственной личности.

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, садитесь.
– Сегодня на уроке мы поговорим на очень важную тему, а вот тему урока узнаем тогда, когда запишем число, элементы букв.

2. Минутка чистописания

– Какое слово спряталось в элементах букв?
– Это слово совесть.
– Что такое совесть? Знакомо ли Вам это слово?

3. Лексический анализ слова

– Обратимся к толковому словарю Ожегова:

“Совесть-чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение, поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом”.

– Совесть – это хорошее или плохое качество человеческой души?
– А какие чувства присущи человеку?
– Радость. Как проявляется это чувство в человеке?
– Какое слово или слова называют чувства, противоположные слову радость?
– Назовите слова-антонимы к слову радость.
– Печаль, тоска, грусть, горе, кручина, скорбь.
– А как Вы понимаете такое чувство, как стыд?
– Да, это чувство смущения, раскаивания. Обратимся к толковому словарю Ожегова:

“Стыд – чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка; чувство моральной ответственности за своё поведение, поступки”.

– Сравним два слова: стыд и совесть.
– Близки ли они по своему значению?
– В русском языке есть пословицы, которые это подтверждают:

В ком стыд, в том и совесть.
Есть стыд, есть и совесть.
Есть совесть – есть и стыд, а стыда нет – и совести нет.

– Как назвать человека, которому присуще чувство совести? (Совестливый.)
– Как назвать человека, которому присуще чувство стыда? (Стыдливый.)

4. Работа в тетрадях

– Давайте запишем слова, называющие чувства:

Радость, печаль, обида, жалость, зависть, стыд, совесть, гордость.

– Определите склонение записанных слов.
– Ребята, а сейчас послушайте отрывок и з художественного произведения и определите откуда эти строки:

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой веселые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

– Это отрывок из рассказа Аркадия Петровича Гайдара “Совесть”.
– Как Вы понимаете выражение “грызла беспощадная совесть”?
– Запишем предложение:

Сердце Нины грызла беспощадная совесть.

– Выполним синтаксический анализ предложения.
– В русском языке есть пословицы:

Совесть без зубов, а грызет.
Есть слёзы, есть и совесть.

5. Письмо по памяти

– Прочитаем скороговорку:

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

– Что значит “сшит на совесть”?
– Выучим, напишем по памяти и выполним взаимопроверку.

6. Составление устойчивых словосочетаний

На доске записаны словосочетания. Прочитайте их.

На совесть, против совести, на (его) совести, по совести, без зазрения совести, со спокойной совестью.

– Я называю выражение, а Вы заменяете близким по смыслу:

  1. Поступать вопреки своим убеждениям (поступать против совести).
  2. Жить честно, справедливо (жить по совести).
  3. Делать что-либо хорошо (делать на совесть).
  4. Жить совершенно спокойно, не испытывая угрызения совести (жить со спокойной совестью).
  5. Поступать без стыда, без стеснения (без зазрения совести).
  6. Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, то говорят этот поступок… (на его совести).

– А какие пословицы о совести и стыде знаете Вы?

  • У него совесть – дырявое решето.
  • У него стыда, что волос на камне.
  • Волосом сед, а совести нет
  • И как только у него совести хватает!
  • Ни стыда, ни совести.

7. Определение ассоциативных связей

– Перед вами слова, которые обозначают то или иное качество человеческой души. Прочитайте их.
– С какими из этих слов может сочетаться слово совесть. Объясните свой выбор.

8. Вопросы, не требующие ответа вслух

– Случалось ли тебе испытывать угрызения совести?
– Было ли тебе когда-нибудь стыдно за свои поступки?
– А за поступки других людей?

9. Итог урока

– Хочется закончить урок словами поэта Константина Романова

О, если б совесть уберечь
Как небо утреннее, ясной,
Чтоб непорочностью бесстрастной
Дышали дело, мысль и речь!

– Урок окончен. Спасибо.

Использованная литература:

  1. Канакина В.П. Радость познания – в слове: Нестандартные повторительно-обобщающие уроки русского языка в начальных классах. – М.: Новая школа, 1996.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений\ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.