Урок по литературе "А.С. Пушкин после ссылки в 1826—1828-х годах. Три встречи"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели

  • Познакомить учащихся с жизнью А.С. Пушкина после ссылки в 1826 -1828 гг.;
  • Раскрыть духовный мир поэта, круг его интересов, истоки литературного творчества, верность дружбе, идеалам;
  • Разбудить стремление учащихся к самооценке.
  • Дать возможность оглянуться на самих себя, побудить к осознанию собственных духовных возможностей.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

  • В чем смысл жизни?
  • Что значит настоящая дружба?
  • Каковы наши нравственные идеалы?
  • Во что мы верим?

Сегодня мы совершим путешествие в пушкинскую эпоху, пушкинский мир, окунемся в события, которые пережил поэт после ссылки в Михайловское.

II. Содержание урока.

I. Инсценировка "Три встречи"

1) Встреча первая: с Николаем I в сентябре 1826 года.

а) Предыстория встречи первой

8 сентября 1826 г. - приезд Пушкина в Москву и предыстория встречи:

1826 г. - переломный момент в жизни поэта. На экране рисунок Пушкина - виселица (5 глава романа "Евгений Онегин")

Звучит колокольный звон.

24 июля 1826 г.: пятеро декабристов повешены, остальные пожизненно сосланы на каторгу в Сибирь.

б) Беседа царя с Пушкиным.

в) Стихотворение "Пророк" - чтение и анализ.

Беседа с классом:

  • С чего начинается стихотворение?
  • Какой вы представляете встречу путника с шестикрылым серафимом?
  • Как вы понимаете слова " духовной жаждою томим"?
  • Как в стихотворении показан процесс превращения человека, "томимого духовной жаждой", в пророка?
  • От чего серафим освобождает путника и какими свойствами, способностями награждает?
  • Как вы понимаете последнюю строфу?

г) Пушкин в Москве. "Стансы". Бенкендорф.

Тема заступничества с 1826 года стала одной из важнейших в творчестве и в самой жизни Пушкина.

Во вспыхнувшей надежде "славы и добра" поэт слагает "Стансы" царю.

Вопрос классу: каков главный смысл этого стихотворения.

Звучит стихотворение "Стансы".

Выходит ученик, исполняющий роль Бенкендорфа. (монолог)

2. Встреча вторая: с М.Н. Волконской 26 декабря 1826 года.

а) Встреча с Марией Волконской - предметом самой большой, таимой от всех и не признанной ею любовью поэта.

Чтение стихотворения "Полтава".

б) "В Сибирь" - звучит стихотворение.

Беседа с классом:

  • Какие человеческие ценности утверждает это стихотворение?
  • Почему поэт уверен, что "темницы рухнут"?
  • Как вы понимаете последнюю строку?

в) Дело по поводу А.Шенье "Арион".

Пушкин обвинялся в том, что стихи были посвящены декабристскому восстанию.

Звучит стихотворение "Арион".

Беседа с классом:

  • Как вы воспринимаете это стихотворение?
  • С какой целью поэт обращается к мифу об Арионе?
  • Как вы понимаете строку :"Я гимны прежние пою?".
  • Почему "гимны", а не "плачи" поет поэт после бури, погубившей певцов.

3. Встреча третья: с В.Кюхельбекером 14 декабря 1827 года.

Встреча Пушкина 14 декабря 1827 года по дороге из Михайловского в Петербург между Новгородом и Псковом на почтовой станции Залазы с Кюхельбекером, которого перевозили из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую.

III. Итоги урока.

Беседа с классом:

  • Какой вы увидели атмосферу этого времени?
  • Каким же предстал перед вами Пушкин в этих трех встречах с такими разными людьми?
  • Что было для него самым главным?
  • Во что он верил? Какие нравственные идеалы утверждал?
  • А во что верите вы?
  • Открыл ли что-то для вас этот урок?
  • Достигнута ли цель нашего урока?

Помог ли Пушкин ответить вам на "вечные" вопросы бытия?

IV. Домашнее задание (по выбору).

1) Сочинение-миниатюра "Мои размышления на уроке", "Духовной жаждою томим".

2) Чтение наизусть стихотворений, созданных Пушкиным в годы после ссылки, которые не были рассмотрены на уроке.

V. Литература

1. Благой, Д.Д. Душа в заветной лире. - М.: Сов. Писатель, 1979.

2. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. - М.: Правда, 1984.

3. Лобикова, Н.М. Тесный круг друзей моих: Пушкин и декабристы. - М.: Просвещение, 1986.

4. Пушкин в школе. - М.: Просвещение, 1978.