Лекция-концерт о музыке эпохи барокко "Странный век"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Дорогие друзья, наш концерт посвящен культуре, искусству, музыке 17 века - времени невиданных взлетов и падений человеческого духа, эпохе гениальных открытий и изобретений, опустошительных войн и религиозной реакции.

Слово «барокко», означающее «причудливый», «странный», «нелепый» возникло как язвительная насмешка над стилем 17 века. В истории искусств такое случается. Итальянцы эпохи Возрождения обозвали «готикой» стиль, который считали варварским, принесенный племенами готов, разрушителей Римской империи.

Так произошло и с барокко. Этот ярлык пустили в ход те, кто считал недопустимым произвольные комбинации классических форм в архитектуре. Словом « барокко» они клеймили своевольное отступление от строгих норм классики, что для них было равнозначно безвкусице.

Сегодня не найдется человека, который назвал бы искусство 17 столетия безвкусным. Этот «странный» век заставил человека задуматься о жизни и смерти, о возвышенном и ничтожном, о божественном и человеческом, сделав каждого художника еще и философом. Чувство безграничности, и трагической незащищенности мира, несопоставимо малой, бренной, страдающей песчинки человеческой жизни и неизменно холодной, бесконечной бездны космоса – это противоречие стало духовным открытием барокко.

Эпоха подарила нам открытия астрономов Коперника и Галилео, физиков и математиков Ньютона, Декарта, Паскаля, Лейбница, живопись Рубенса, Рембрандта, Эль Греко, Ван Дейка, Караваджо, Веласкеса, поэзию Флеминга, Грифиуса, Кальдерона, Сервантеса, Серано де Бержерака, Шарля Пьеро, музыку Скарлатти, Вивальди, Корелли, Монтеверди, Букстехуде, Пахельбеля, Генделя. Баха.

Звучит аудиозапись скрипичного концерта А.Вивальди «Зима» 1 часть. Из цикла «Времена года»

Искусство барокко очень многогранно. Одним из важных принципов его эстетики является острота контрастов, причудливость их сочетаний. Художник 17 века сталкивает противоположности. «Созвучие несозвучного» - так говорят теоретики о барокко.

Противоположности видны всюду. Это противопоставление жизни и смерти, где сама жизнь дана в контрасте – с одной стороны ее преувеличенная яркость и телесность (картины Рубенса), а с другой - мрак, тление, боль, мистическая таинственность (картины Рембрандта); противопоставление жизненного, земного (жанрово-танцевальная и изобразительная музыка Вивальди, Дакена, Рамо) и духовного, религиозного (церковные кантаты и оратории Букстехуде, «Страсти по Матфею», «Высокая» месса Баха).

Центральным художественным образом становится время. Особенно в литературе. Но и время разное, противоречивое. С одной стороны текущее, изменчивое (время человеческой жизни), с другой застывшее, приостановившееся (вечность, вселенная). Человек лишь «игрушка времени» (Грифиус), «одновременно нечто и ничто» (Флеминг). Недолговечность, случайность человеческой жизни лишает героя барочного искусства уверенности в себе. Постепенно рождается теория хаоса, утверждающая, что фортуна неуправляема. Поток времени можно лишь наблюдать, до тех пор, пока он не сметет самого наблюдателя. Смерть слепа, стреляет наугад. Случайность, беспорядок, хаос управляют вселенной.

И в тоже время барокко – эпоха великих философских систем, торжества рационализма и апофеоза порядка. Математически точный расчет, ясный разум - вот изнанка барочной эмоциональности, взвихренности и хаотичности. Подтверждением такого единства противоречий хаоса и порядка является музыкальный жанр прелюдии и фуги – цикла из двух пьес, контрастных и неразрывно связанных друг с другом. Это визитная карточка своего времени, где прелюдия воплощение импровизационности, изменчивости, непостоянства, а фуга – размеренности, упорядоченности.

 Звучит фрагмент Органной токкаты и фуги ре-минор Баха.

17 столетие - подлинный век музыки. Показателем ее стремительного развития стали новые жанры – опера, оратория, кантата в вокальной музыке; концерт, старинная соната, сюита, вариации, прелюдии, фантазии, токкаты в инструментальной. Последующим эпохам были даны неоценимые импульсы. Музыка как бы достигла первой зрелости, осознав свою специфическую силу, присущие только ей одной качества и возможности.

Широко распахав поле для новых посевов, эта эпоха впервые в истории музыки подарила богатство первостепенных композиторских индивидуальностей.

Генделю и Баху, завершившим и обобщившим долгое развитие музыки, было что позаимствовать у прошлого, были ясны им дороги в будущее.

Мы хотим познакомить вас с творчеством малоизвестных, именитых и выдающихся композиторов эпохи, прозванной современниками «странной», «нелепой», одним словом - барокко.

Звучат Органная хоральная прелюдия фа-минор Баха и стихотворение «Одиночество» А. Грифиуса.

Я в одиночестве безмолвном пребываю.
Среди болот брожу, блуждаю средь лесов.
То слышу пенье птах, то внемлю крику сов,
Вершины голых скал вдали обозреваю,

Вельмож не признаю, о черни забываю,
Стараюсь разгадать прощальный бой часов,
Понять несбыточность надежд, мечтаний, снов,
Но их осуществить судьбу не призываю.

Холодный, темный лес, пещера, череп, кость -
Все говорит о том, что я на свете гость,
Что не избегну я ни немощи, ни тлена.
Заброшенный пустырь, замшелая стена,
Признаюсь, любы мне... Что ж, плоть обречена.
Но все равно душа бессмертна и нетленна!..

Вашему вниманию были представлены стихотворение «Одиночество» известного немецкого поэта 17 века Андреаса Грифиуса и органная хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха. Переложение для фортепиано этого произведения сделал в 19 веке талантливый пианист и композитор Феруччо Бузони. Произведения, которые прозвучат сегодня, не являются фортепианными в силу того, что фортепиано было изобретено в 1709 году, а широкое распространение получило лишь к концу 18 века.

17 столетие было временем расцвета клавирной музыки. Клавир – общее название клавишных инструментов того времени: клавесина, клавикорда, чембало, вердженала и отчасти органа. В эпоху барокко сложилось несколько школ игры на клавире.

Итальянскую органно-клавирную школу мы представляем выдающимся органистом Джироламо Фрескобальди (1583-1643) . Слава его как композитора и исполнителя гремела по всей Европе. Из разных стран к нему приезжали ученики. Слушать игру Фрескобальди в собор св.Петра в Риме собирались, согласно свидетельству современников, 30-тысячные толпы народа. Виртуозность этого органиста настолько поражала слушателей, что о нем распространялись легенды, будто тот мог играть свои сочинения руками, перевернутыми ладонями вверх. Сегодня мы прослушаем две пьесы Фрескобальди.

  1. Канцона - в переводе с итальянского «песня»
    Канцону Фрескобальди исполняет ученик 2 класса.
  2. Гальярда - это старинный танец подвижного характера, который исполнялся на балах сразу же после медленной паваны.
    Гальярду Фрескобальди исполняет ученица 3 класса.

Если расцвет творчества Джироламо Фрескобальди связан с началом 17 века, то музыка Доменико Скарлатти получила признание в конце столетия. Сын знаменитого оперного композитора, Доменико родился в Неаполе в 1685 году, через 40 лет после смерти Фрескобальди. Уже в юности Скарлатти пользовался известностью как клавесинист. Его игра, по свидетельству одного английского органиста, производила ошеломляющее впечатление, как будто за инструментом сидела «тысяча чертей». Важнейшая часть композиторского наследия Скарлатти – клавирные сонаты. Он писал их на протяжении всей жизни. Первый их сборник снабжен предисловием: «Читатель, кто бы ты нибыл – дилетант или профессионал, не жди в этих композициях глубокого замысла; это лишь затейливая музыкальная шутка, цель которой - воспитать в тебе уверенность в игре на клавичембало. Итак, подойди к этим произведениям как человек, а не критик и ты увеличишь свое удовольствие. Будь счастлив!» В этих строках заметен «галантный стиль» (сведение серьезного творческого труда к «затейливой шутке»), но не следует понимать их в прямом смысле. Сонаты Скарлатти это серьезные, выртуозные сочинения.

В исполнении 5-классницы звучит соната ля-мажор Д. Скарлатти.

Из Италии мысленно переместимся во Францию. В конце 17 века пышным цветом расцветает французский «галантный стиль». Он ярко отражает быт светского общества. Праздники, балы, маскарады, пасторали – таковы его излюбленные сюжеты. В русле галантного искусства развивается французский клавесинизм.

Одним из выдающихся представителей клавесинной школы Франции является Жан–Филипп Рамо (1683-1764) Яркий оперный и клавесинный композитор, скрипач, органист, музыкант-теоретик, Рамо оставил нам богатое музыкальное наследие. Вашему вниманию будут представлены две танцевальные пьесы.

Менуэт - салонный, элегантный танец.

Звучит Менуэт соль-минор в исполнении ученицы 3 класса.

Тамбурин, или танец с бубном. По предположению музыковедов эта пьеса была написана Рамо к ярмарочной комедии и исполнялась на улицах и площадях.

Тамбурин звучит в исполнении ученицы 2 класса.

Одной из прекраснейших и проникновенных страниц клавирной музыкальной литературы барокко называют произведение, которое сейчас прозвучит. До середины 20 века не был установлен его автор. В одних сборниках значилось имя Антонио Вивальди, в других Бенедетто Марчелло. В 1950 году музыковед Франк Уокер доказал, что источником этого сочинения для клавесина стал концерт для гобоя и струнного оркестра Алесандро Марчелло, малоизвестного композитора, старшего брата знаменитого Бенедетто Марчелло. Вы услышите клавирную транскрипцию 2-ой части концерта (Adagio) , которую в свое время сделал И.-С.Бах. Время неподвластное человеку, ускользающее, монотонно отбивающее секунды, минуты, часы, дни, годы – главный художественных образ этого сочинения.

Во времени живя, мы времени не знаем.
Тем самым мы себя самих не понимаем.
В какое время мы, однако, родились?
Какое время нам прикажет: "Удались!"
А как нам распознать, что наше время значит
И что за будущее наше время прячет?
Весьма различны времена по временам:
То нечто, то ничто - они подобны нам.
Изжив себя вконец, рождает время время.
Так продолжается и человечье племя.
Но время времени нам кажется длинней
Коротким временем нам отведенных дней.
Подчас о времени мы рассуждаем с вами.
Но время это - мы! Никто - иной. Мы сами!
Знай: время без времен когда-нибудь придет
И нас из времени насильно уведет,
И мы, самих себя сваливши с плеч, как бремя,
Предстанем перед тем, над кем не властно время.

Звучит 2 часть концерта Марчелло в исполнении ученицы 6 класса и стихотворение Пауля Флеминга «размышление о времени»

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) – выдающийся представитель немецкой школы, композитор, исполнитель. Особенно он славился своими импровизациями.

Интересно воспоминание современников об игре Георга Фридриха. «Когда Гендель приступал к игре, воцарялась тишина, все сидели, затаив дыхание, и казалось, замирала сама жизнь… Обычно Гендель начинал свободной прелюдией, длинной и торжественной, с полной и густой гармонической тканью, прелюдия была понятна и давала впечатление великой простоты. Затем шел концерт, исполнявшийся Генделем с таким умом, уверенностью и огнем, что никто не мог с ним сравниться…»

Сегодня мы услышим одно из самых популярных сочинений композитора – Пассакалию соль-минор.

Своими корнями жанр пассакалии уходит к танцевальной музыке. Замечательно строение пьесы – это вариации на bassо ostinato , то есть неизменный бас. Линия нижнего голоса в пассакалиях от вариации к вариации остается всегда одной и той же. Это подтверждение одного из эстетических противоречий барокко – время изменяющееся (верхний голос) и время застывшее (линия баса).

Пассакалию соль-минор исполняет ученица 6 класса.

В истории искусства есть периоды великих творческих обобщений и создания тех высших культурных ценностей, в которых искания предшествующих художников получают наиболее яркое воплощение. Подобные этапы - своего рода вершины на пути прогрессивного развития человечества.

В музыкальном искусстве таких периодов было несколько. Один из них связан с деятельностью гениального немецкого композитора Баха.

Иоганн Себастьян Бах – самый выдающийся представитель династии Бахов – старинного рода городских музыкантов. Его жизнь внешне сложилась мало примечательно. Он ни разу не покинул пределов своей страны, не приобрел мировой славы. При жизни и почти 100 лет после смерти его музыка не пользовалась популярностью. Ее считали слишком сложной и устаревшей. И лишь в 1829 году под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона состоялась «мировая премьера» величественного произведения Иоганна Себастьяна – оратории «Страсти по Матфею», мировое открытие самого композитора!

С того времени сочинения Баха заполонили музыкальное пространство Европы, России, Нового Света. Интерес к музыке немецкого композитора неисчерпаем, как неисчерпаема ее глубина и образность. В этом главный секрет величия Баха – он стоит над временем!

Кроме грандиозных, масштабных произведений Иоганн Себастьян сочинял пьесы, предназначенные для детей и начинающих музыкантов. Он серьезно занимался музыкальным образованием своих сыновей, составляет для них «нотные тетради», «музыкальные альбомы». Одним из самых популярных сборников баховского педагогического репертуара являются инвенции. В переводе с латинского «инвенция» означает «изобретение», «загадка», «головоломка». Эти пьесы учат не только приемам игры на клавире, но и музыкальному мышлению.

Открывает сборник двухголосная инвенция до-мажор.

Звучит инвенция до-мажор в исполнении ученика 5 класса.

Двухголосные пьесы сменяются более сложными – трехголосными.

Звучит трехголосная инвенция си-минор.

Творчество Баха завершает эпоху барокко в музыке. На смену «странному» стилю приходят классицизм, затем романтизм, импрессионализм, абстракционизм и т.д.

Но именно в17 веке идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и в сегодняшний день.

Образы, темы, идеи искусства 17 столетия причудливым образом отразились в современном искусстве. Режиссеры выбирают музыку барокко для усиления духовного и эмоционального накала своих картин. Прелюдия Баха, прозвучавшая в самом начале нашей встречи, стала музыкальным лейтмотивом фильма «Солярис» Андрея Тарковского. Adagio Алесандро Марчелло заставляет нас переживать вместе с героями кинодрамы Николая Губенко «Подранки».

Выдающиеся современные композиторы – Прокофьев, Шостакович, Шнитке, Свиридов, Щедрин, пишут сочинения в стиле 17 века. Используют жанры барочной музыки – пассакалию, прелюдию и фугу, кончерто гроссо, токкату, гавот, менуэт и т.д.

Чем вызван такой интерес к старинному искусству? Может быть тем, что мы с вами испытываем чувства, схожие с переживаниями людей, живших 3 столетия назад – страх, растерянность перед неумолимым течением времени, перед неизвестным…? Может быть….

Музыка 17 века – величайшее достижение человеческого таланта и разума. Она живет и будет жить еще не одно столетие. В подтверждение сказанному и в заключение нашей встречи разрешите предложить вашему вниманию фрагмент произведение композитора 20 века.

В далекой Бразилии талантливый музыкант и дирижер Эйтор Вила-Лобос воспылал горячей любовью к творчеству И.-С. Баха.. Эта страсть нашла воплощение в цикле оркестровых сюит, названных автором «Бразильские бахианы». В музыке бахиан органично переплелись традиции барокко и бразильские национальные мелодии, ритмы и гармонии.

Знаменитую арию из 5-ой Бразильской бахианы в свое время гениально исполняла Галина Павловна Вишневская. Запись этого исполнения неоднократно звучала по радио. 19 декабря 1961 года в Ленинграде, в больнице имени Ленина ее услышала гениальная русская поэтесса. В этот же день на свет появилось стихотворение «Слушая пение», его автором была Анна Андреевна Ахматова.

Звучит стихотворение «Слушая пение» А.Ахматовой и фрагмент арии из 5-й Бразильской бахианы Э.Вила-Лобоса

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется -
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.

Список литературы:

  1. А.А. Ахматова Стихотворения и поэмы. Свердловск. Ср-Ур. книжное изд-во.1987
  2. А.Д. Алексеев. История фортепианного искусства. 1 и 2 части. М «Музыка» 1988
  3. Гиверналь. Щукина. Музыкальная литература. Вып.1 М. «Музыка» 1986
  4. Европейская поэзия 17 века. «Художественная литература» М. 1977.
  5. Эскина Н. Барокко // Музыкальная жизнь, № 1,2,1991.