Занятие по экологии в старшей группе "Есть ли у растений детки?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Расширить знания детей о семенах, познакомить с семенами, имеющими разнообразные "крылышки" для переноса ветром.
  • Показать значение семян для растения.
  • Закрепить умение сравнивать и находить взаимосвязи.
  • С помощью игровых приёмов создать эмоциональный настрой, развивать творческое воображение.

Материал: Ящик ощущений, коллекция семян, лупы, гербарий ветки клёна с семенами, модель дерева (летнего, осеннего, зимнего).

Предварительная работа: д/и "Магазин семян", посев овса для подкормки животных, наблюдение за берёзой (рассматривание коры, ветвей, листьев, почек) в рамках проекта "Наше дерево".

Ход занятия

1. Ящик ощущений (шишки - сосновая, еловая, кедровая, колос - пшеницы, ржи)

П. Определите на ощупь предметы. (дети называют, определив на ощупь или посмотрев)

- Что лежало внутри ящика? Что находится внутри шишек и колосков?

- Зачем нужны семена?

П. Давайте рассмотрим семена разных растений.

2. Исследовательская деятельность.

На столах тарелочки с семенами на каждого ребёнка: семена клёна, сосны, берёзы, овса, бобов, фасоли, подсолнечника, гороха.

- Что лежит в тарелочках?

- Назовите знакомые вам семена.

Сравниваем семена по цвету, величине, по форме.

П. Среди семян есть семена необычной формы. На что они похожи? Эти семена имеют крылышки.

- Зачем семенам крылышки? У кого ещё в природе есть крылышки? Зачем птицам и насекомым нужны крылья?

Дети рассматривают крылатые семена через лупу.

- Какие крылышки? (прозрачные, жёлтые, тонкие, маленькие, большие)

Педагог знакомит детей с семенами клёна и с деревом, показывает гербарий ветки клёна с семенами. В нашем крае клёны не растут, потому что у нас очень суровая зима, но эти красивые деревья вы можете встретить, когда поедете в более тёплые края.

Опыт: "Какие семена летают и почему?"

Дети одновременно бросают семя клёна и боба. Что быстрее упало на пол? Почему? А если бы у боба было такое же крылышко как у клёна, смогло бы оно летать? (дети сравнивают семена по весу, оба семени опускают в стакан с водой) Что происходит с семенами? Почему семя боба утонуло, а клёна нет?

Вывод: летают крылатые семена, потомучто они лёгкие и у них есть крылышко.

- Остальные крылатые семена вам знакомы? Как они называются? (берёзовые, сосновые) Что можно сказать об этих семенах? Сколько у них крылышек? Могут ли крылатые семена летать в воде? Почему? А в земле? Где же они летают? А кто помогает им летать? (ветер) А зачем семенам летать? Ведь не из любопытства же они отправляются в воздушные путешествия? Летающие семена могут улететь далеко от мамы - дерева, упадут на землю и там появятся маленькие деревца.

3.

П. Ребята, давайте сочиним сказку о жизни дерева.

Жила-была:. Кто? (берёза) Как вы узнали? На берёзе было много листочков. Какого они были цвета? (зелёные) Почему? Солнце согревало листочки, ветерок играл с ними. А ещё среди листьев росли серёжки. К концу лета в серёжках созрели семена (показ серёжки). Кончилось лето. Какое время года пришло? Как изменился цвет листочков? (дети переворачивают листочки) Осень пришла с холодными ветрами и дождями. И мама - берёза обратилась к своим деткам: "Милые мои детки - семена, холодно стало, спускайтесь на землю, от зимы прячьтесь". Послушались семена и полетели. Почему они полетели? Кто им помогал летать? ( дети изображают семена , педагог дерево)

Я дерево - мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
На дереве - маме вы долго висели,
Но ветер примчался и вы полетели.
Вам крылышки ваши летать помогают.
А где приземлитесь, лишь ветер узнает.

Посмотрело дерево на свои семена и думает: "Холодно им не укрытыми лежать", и тогда попросила мама - дерево свои листочки: "Листочки мои, летите скорее на землю - укройте семена". Послушались листья и полетели на землю. (дети снимают листья с дерева и кружась с листочками присаживаются, а листочек кладут на семена)

Какое время года наступает за осенью? Чем покрывается земля? (дети берут снежинки и укрывают ими семена) Посмотрело дерево на своих деток. Семена укрыты? Чем? (семенам тепло, они укрыты двумя одеялами) Зевнуло дерево и : Что сделало? (уснуло) Какое время года наступит после зимы? Что произойдёт с семенами весной? Что произошло со снегом? (дети прячут снежинки за спину). Солнышко припекает, воды много. Семена зря время не теряют, прорастают. (дети медленно выпрямляют спину, поднимаются на колени, встают, поднимают вверх руки, сжатые в кулаки) Кулаки - это почки дерева. А что из них появится весной? (дети раскрывают кулаки и вращают кистями, разводят и сводят пальцы) Вот какие красивые маленькие берёзки выросли из семян. А мама - дерево машет вам своими веточками.

П. Сегодня мы познакомились с детками растений. Как они называются? Я хочу подарить вам крылатые семена клёна. Что они умеют делать? Почему? Поиграйте с ними, сделайте из них поделки, забавные игрушки.