Быт ангарской деревни

Разделы: Внеклассная работа


Данное внеклассное мероприятие знакомит учащихся с традициями, промыслами и ремеслами сибиряков. Дает возможность наглядно показать и рассказать о быте, привычках, нравственных устоях своих предков. Прикоснуться к изучению истории костюма, которая включает в себя следующие разделы: художественная обработка ткани (ручная вышивка, аппликация), конструктивные особенности покроя одежды и элементы отделки. При изготовлении швейных изделий, мы убедились, что многие элементы одежды сохранены на протяжении целого столетия, такие как оборка, кокетка, юбка в складку, воротник – стойка.

Цели урока:

Образовательные:

  • Создание условий для расширения знаний учащихся о культуре и быте жителей Сибири.
  • Развитие интереса к своей истории путем знакомства с народными обрядами.

Развивающие:

  • Развитие и коррекция речи путем обогащения и усложнения ее словарного запаса и коммуникативных навыков.
  • Развитие и коррекция навыков общения и работы в коллективе.

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них.

Место проведения: актовый зал школы.

Действующие лица:

Ведущая (учитель технологии), участники проекта, гости, зрители.

Оборудование:

Предметы народного быта, магнитофон

Форма проведения:

Защита коллективного проекта информативно-продуктивного типа на научно-практической конференции в школе на тему: “Всему начало здесь, в краю моем родном”.

Подготовительная работа:

  • Оформить сцену актового зала школы, воссоздать интерьер крестьянской избы с элементами быта(половики,зыбка,занавески,самовар,прялка,лавка,стол,кровать,лоскутное одеяло, подзор, вышитые полотенца, скатерти) в том виде, как они сохранились во многих ангарских семьях.
  • Испечь пироги с рыбой, черемухой, брусникой, курник. Приготовить несколько видов чая с травами.
  • Разработать и сшить по своим эскизам костюмы данного периода(используя музейный архив).

Ход мероприятия

Ведущая:

Дорогие друзья, уважаемые гости. Мир, в котором мы живем, огромен и разнообразен. Каждый из нас стремиться познать этот мир, найти свое место в нем. Но ведь для того чтобы сделать шаг вперед, нога должна найти опору. Без знания своих истоков, своей истории невозможно движение вперед: “Кто не не помнит прошлое, не построит будущее…..”

А теперь обратимся к истории.

Выступление учеников:

Одежда русских старожилов Сибири

Русское население Сибири, сформировавшееся из представителей различных районов, принесло с собой традиционную одежду, определяемую как общерусскими формами, так и особенностями видов одежды с элементами исходного района переселения.

В Сибири, в силу специфических условий природы, климата, истории, контактов групп “засельщиков” между собой и с местным населением, образовались особенные комплексы одежды, обуви, головных уборов. Определенное влияние на данный процесс оказала территориальная отдаленность и замкнутость. Требования к одежде в Сибири были довольно высоки. Суровость климата предопределяла выбор теплой и при этом легкой одежды, не стеснявшей движений. Одежда должна была хорошо защищать человека от ветра, попадания снега за ворот, но при этом не вызывать усиленного потоотделения.

Высокий уровень жизни сибиряков, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для родового жителя Европейской России внешнего вида старожилов.

В основе его были опрятность, чистота, достаток, обязательное наличие праздничной “покупной” одежды у каждого человека. Особенно это касалось сибирячек. Они позволяли себе носить то, что обычно было достоянием “высоких” сословий горожанок Европейской России.

Будучи, по сути, консервативным элементом национальной культуры, одежда в Сибири во многом сохранила название, технологию пошива и украшении, но многое со временем изменялось, заменялось на более рациональное.

Сибирская одежда не менее влияла на облик, поведение, походку, самодостаточность старожила.

Сибиряки говорили: “Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а кто умеет от мороза хорониться”.

Мужская одежда

Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов и портов. В отдельных местах штаны назывались “чембары”.

Рубахи были длинными, до колен и подвязывались поясом. При шитье рубахи бралось прямое полотнище, перегибалось пополам, вырезался ворот. Затем по прямой кромке вырезались рукава. Вырезные вороты были круглыми или прямоугольными: воротники появились только в последней четверти XIX века. Более ранними считаются вырезы ворота по середине груди, более поздними сбоку. По подолам, рукавам и вороту рубахи украшались вышивками. Это было не только украшением, но и магическим “оберёгом” от зла, болезней, “нечистой силы”. Украшения обычно располагались там, где открывался свободный доступ к телу. Наряду с вышивкой, сибиряки применяли для обшивания повседневной одежды цветную кайму. Мужские “порты” шились на поясе, неширокие, из белого грубого полотна или чаще всего из “крашенины”.

Зимние штаны шились из сукна, а иногда даже из овчины.

Порты заправлялись в сапоги.

Если для крестьян Европейской России основной обувью были лапти из лыка или бересты, то сибиряки носили кожаную обувь (бродни, чижи, чирки, бахилы). Самыми простыми по

изготовлению и наиболее распространенными видами как мужской, так и женской обуви, были чирки и поршни. Изготавливались они из цельного куска кожи, по верхней кромке был продет стяжной сыромятный ремешок.

Во время летних работ в прохладную погоду или в ночное время мужчины чаще всего носили комарники, полукафтаны. При наступлении первых холодов надевали теплушки, курточки. Повсеместно были распространены балахоны – одежда широкая, часто большого размера, надевавшаяся поверх всего в сырую и дождливую погоду. Шились балахоны из самого грубого и плотного холста.

С наступлением зимы мужчины носили разнообразную одежду из овчины, телятины. Кафтаны, шубы, тулупы были как “нагольные”, так и “крытые”. “Нагольными” называли шубы и кафтаны, не покрытые материалом.

Но всё же наиболее оригинальной и тёплой была “даха” (доха) шилась она чаще всего из шкур собак или диких коз, длиной до пят, объёмным воротом, длинными рукавами и широким запахом.

По документам 18-19 в. отмечены довольно редкие случаи гибели сибиряков от морозов в дороге, в лесу. Это объясняется, естественно, тем, что старожилы – сибиряки тепло одевались, заранее просчитывали свои возможности в пути, думали о дополнительных гарантиях выживание в самых суровых условиях.

Головные уборы сибиряков были также многообразны и рассчитаны как на времена года, так и на определенные занятия людей. Летом носили картузы, малахаи из сукна, самокатки – / катанные, суконные фуражки. Зимой носили меховые головные уборы. Для защиты от снега сзади часто пришивали холщовую лопасть. Летом во время сенокоса мужчины повязывали головы платком или куском холста. Важнейшим элементом головного убора были личинки (из холста и конского волоса), сетошники (сетки) служившие для защиты от мошки и комаров. Обязательной деталью костюма и одновременно украшением был тканый или плетеный пояс (опоясок) носили его в зависимости от моды на талии или на бедрах. “Без пояса ходить – грех”, “Пояс– заповедь Божья”– считали староверы и ткали на нем слова молитвы, имена, пожелания. По поверью пояс увеличивал силу мужчин. Красный пояс, подаренный женой, охранял мужа от лихого глаза, наговора и чужих жен. Пояс стягивал и защищал мышцы живота при тяжелой физической работе. На нем носили топор, дорожный нож, подвешивали кожаную сумку или кисет.

Пояс играл существенную роль и при различных церемониях. Например, на свадьбах им соединяли молодоженов новобрачных. При крещении ребенка среди подарков непременно был пояс, а при гадании пояс, как и крест, обязательно снимался.

Женский труд и женская судьба

Мужской труд издревле считался основным и наиболее трудоемким. Но для благополучия семьи нужно было постоянно готовить пищу, стирать, прясть, и вязать вещи, домовничать и доить коров, ухаживать за посадками в огороде и обихаживать ребятишек, выполнять десятки иных дел. С наступлением зимы женщины трудились не менее, а даже поболее мужчин. Долгими осенне-зимними вечерами на “посиделках-беседах” они совместно пряли пряжу. Поздней осенью заготавливали впрок овощи. С наступлением Великого поста наступало “ткацкое время”. Каждая женщина в доме не ТОЛЪКО должна была обрядить себя, своих близких, но и наткать на общие нужды. Необходимо отметить, что ткали больше цветное полотно. Красили пряжу, а затем ткали ткани в “клетку”, В “полоску” .

Особого искусства требовала “узорчатых”, С вытканными словами, рубах, кушаков.

Сибирячки отличались умением вышивать полотенца, рубахи, платки, кисеты. Непременным считалось обучение девочек с малых лет вышивать и вязать. Многие мастерицы могли связать крючком кружева для украшения скатертей, накидушек, полотенец. С самого раннего возраста девочке внушалось, что женская судьба неразрывно связана с естественными для любой женщины умениями и работами. Все эти работы воспринимались ни как безысходность и “каторга”, а как естественное течение жизни.

Особенно примечательно то, что девочку с юных лет учили прясть, вязать, ткать, шить, доить корову, иные работы “по хозяйству”, но при этом не раскрывали особенностей технологии приготовления пищи в родительском доме. Печь хлеб и пироги, варить супы и похлебки, готовить все многообразие блюд считалось одной из главной традиции данной семьи. Женщина, выходя замуж, не должна была нести в дом мужа традиции своего родительского дома. После свадьбы “молодуху”, В первый год, не “обряжали” на общие работы, а учили у печи: учила этому всему свекровь.

Из одежды женщины носили рубахи, сарафаны, юбки, передник. Рубаха повседневная была более простой, без лишних элементов, украшений и отделки. По вырезу горловины и часто по обшлагам рукавов рубаху украшали вышивкой. Самые яркие, богато украшенные тканьем и вышивкой рубахи носили женщины-молодухи до рождения первого ребенка. Скромно одевались девушки, совсем мало украшались рубахи девочек и старух. Поверх рубахи одевали сарафан. Сарафаны украшались лентами, вышивкой, поясом, пуговицами. Иногда их шили из полотна различных цветов. Часто верхняя часть рубахи и сарафана шилась из тонкого привозного полотна, а нижняя из домотканого, более грубого и дешевого.

На голову чаще всего повязывали платки. При этом они были как треугольные, так и четырехугольные: косынки из шелка или ситца. Множество видов платков вязали из шерсти. В зависимости от сезона шали и шалёнки пошли шерстяные, ситцевые, шёлковые, холщовые. Придерживаясь традиций, принесенных в Сибирь, женщины носили и русские старинные головные уборыкокошники, повойники, но они больше одевались на свадьбы, иногда по праздникам.

Девушки носили праздничное украшение – ленты.

Женщина заплетала волосы в две косы и укладывала их на затылке. Невозможно было представить себе женщину без головного убора, с непокрытыми волосами это считалось позором и верхом неприличия.

Как женщины, так и мужчины носили чулки суконные, шерстяные. В зимнее время не обходилось без меховых чулок, сшитых из шкур животных “кулемишки” , “лосинки” , “пупыри”. В суровых условиях человек, конечно, не мог обойтись без рукавиц. Их было множество видов: верхоньки, шубенки, вязанки. Шились и вязались рукавицы из шерсти, шкур лося, собаки, овчины. Со второй половины XIX века сибиряки-мужчины начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, женщины-юбки с кофтой “парочки” и модные “калоши”.

Одновременно с выступлениями другие учащиеся представляют модели одежды того периода:

  1. Костюм “Молодухи”
  2. Костюм девушки
  3. Костюм женщины конца 19в
  4. Мужской костюм

Пища сибиряков

С началом русского освоения Сибири связано и традиционное хлебно-мучное питание ее жителей. Собственное земледельческое освоение отставало от промыслового, что создавало серьезные трудности в обеспечение сибиряков хлебом. Вплоть до последней четверти 17 века хлеб в основном завозили из-за Урала.

Первопроходцы края испытывали серьезные трудности в переходе питания на продукты охоты и рыболовства. Лепёшки были вынуждены выпекать из сухой рыбы и икры, а основным продуктом стала рыба. Технология заготовки рыбы и ее переработки была перенята у местного населения. Основным способом заготовки рыбы была засолка. Рыбу потрошили, пластали и не снимая чешуи солили на месте промысла, зимой замораживали. Широкое распространение в Сибири получил рыбий жир. Готовили его, перетапливая в котлах куски рыбы с малым содержанием воды. Особенно хорошим считался рыбий жир при выпечки пирогов.

И в более позднее время рыба является традиционным для Сибири продуктом питания, до сих пор в старожильческих селениях ни один праздничный стол не обходился без рыбного пирога.

По мере развития собственного земледелия основным продуктом питания становиться ржаной хлеб. Его пекли из кислого теста, которое заквашивали в специальной деревянной кастрюле. Кроме ржи выращивали ячмень, овес, гречку, горох. Все эти культуры шли для приготовления муки и дальнейшего использования в пищу в разных кушаньях. Так из ржи и ячменя, предварительно прорастив его, делали солод, а затем варили пиво. Из пшеницы пекли калачи.

Излюбленными сибирскими кушаньями считались пироги – их в Сибири пекли более пятидесяти видов. Пироги могли быть подовые (печеные) или пряжённые (жареные) из кислого или пресного теста. Пироги начинялись рыбой, ягодой, мясом, овощами, творогом, яйцами, черемухой. Как и рыбные, nироги с черемухой были особо любимы сибиряками.

Из муки готовили жидкие блюда – болтушки, затирки и

густые – каши, запаривая их в русской печи.

Повсеместно выпекали и блины, оладьи.

Академик Гмелин, путешествуя по Сибири в 40 г. XVIII веке писал, что “съестные nриnасы очень дешевы, рыба превосходная, мясо и дичь – в изобилии”.

Мясо в пищу шло свежим – “свеженина”; соленая – “солонина” и вяленое – “провислое”. Зимой мясо окунали в воду, давали ему обледенеть и складывали в кадки, засыпав снегом. Мясо

отваривали, тушили, жарили, запекали в тесте или большими кусками, в русской печи. Мясные блюда были разнообразны: студень, холодное из языков, ушей и губ, свиные окорока, мясные щи. Но любимым традиционным блюдом сибиряков считались и считаются сейчас пельмени.

Традиционны для Сибири были “ягодные водицы” настои на смородинном листе, травах, медовые напитки.

Чисто старинным сибирским напитком было “кедровое молоко”, приготовляемое из толченного кедрового ореха.

Развивалось в Сибири и огородничество, что позволяло использовать в пищу овощи. На весь год запасали репу, выращивали морковь, свеклу, огурцы, каnусту. Особо значительным для сибиряков стал картофель. Считается, что здесь его начали сажать в первой половине XIX в. Картофель варили, добавляли в супы, жарили с мясом или салом очень редко.

На всю зиму повсеместно запасали кедровый орех, из него отжимали масло, а главное – орехи были неизменным угощением на вечерках и посиделках.

Масло отжимали большей частью из конопли, а также из льна.

Из молочных блюд более всего использовали творог, сметану, сыр. Зимой молоко замораживали в “круги”, их удобно было хранить или брать в дорогу.

На столе сибиряка стояли и заготовленные впрок грибы, ягоды. Грибы отваривали, солили, жарили, использовали как начинку для пирогов. Ягоды (смородина, малина, жимолость, черемуха) ели свежими, засушивали впрок, добавляли в мучные блюда. Сушеную черемуху мололи и добавляли в выпечку или использовали для варки киселя. Особое место занимала брусника. Таким образом, иные условия жизни, достаток, зажиточность давали возможность старожилам – сибирякам жить сытой жизнью, что поддерживало их здоровье, работоспособность, выносливость.

В конце выступления под музыкальное сопровождение (местного фольклора) гостям были предложены пироги с рыбой, черемухой, брусникой, курник. Вкусный чай с травами.

Приложение 1

Приложение 2

 Используемая литература:

  • Краеведение.
  • Энциклопедия “История костюма”.
  • Молотова Л.И. Соснина Н.Н. Русский народный костюм.
  • Подборка материалов из музея.