Методическая служба как механизм развития профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. В разных регионах России образовательные учреждения, обеспечивающие развитие, воспитание и образование маленьких детей испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.

В сфере дошкольного образования условия для непрерывного образования педагогов создаются в рамках методической работы. Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства воспитателей рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения новых знаний и умений.

Исследования последних лет показали необходимость поиска принципиально новых подходов к обеспечению качества за счет реализации эффективных структур управления, нового содержания и интенсивных педагогических технологий. Образовательные учреждения способны реализовать эту задачу при условии соблюдения требований режима непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий и методик, роста профессионализма на педагогическом, методическом и управленческом уровне.

Происходящие инновации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение новых технологий повышения профессиональной компетентности, способствующей качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Важнейшую роль в организации методической работы по её реализации играет методическая служба образовательного учреждения. В основу системы методической службы положены формы её организации. При изменениях, которые будут происходить в образовательном учреждении, будут вноситься изменения и в данную систему. Только в этом случае она будет жизнеспособной и сможет отвечать насущным проблемам образовательного учреждения. Для ее эффективности в образовательном учреждении ДОУ должна быть создана концепция деятельности методической службы, которая представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, принципов, приоритетных направлений, обосновывающих данную модель. Главными ориентирами результативности деятельности данной модели методической службы является рост профессиональной компетентности каждого педагога и интеграционных возможностей их профессиональных объединений. Результаты деятельности методической службы следует рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов

профессиональной компетентности отдельных педагогов и педагогического коллектива учреждения, качества организации воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей. Разработана модель методической службы с учетом особенностей педагогического коллектива, работа, которой будет направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов.

Проектирование модели методической службы

Модель — фр. mоdеlе, от лат. mоdulus - мера, образец.

Модель — некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства, например, в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования. Модель — это объект или явление, аналогичные, т.е. в достаточной степени повторяющие свойства моделируемого объекта или явления (прототипа), существенные для целей конкретного моделирования, и опускающие несущественные свойства, в которых они могут отличаться от прототипа.

Существующая модель методической службы образовательного учреждении малоэффективна, а существующая структура методической службы не решает всех потребностей, которые возникали в работе педагогических кадров, не развивает их профессиональную компетентность. В целом не выполняет миссию образовательного учреждения и приоритетного направления деятельности: качество предоставления образовательных услуг, отвечающих требованиям и ожиданиям потребителей: обучающихся и их родителей, работодателей, общества и государства. (Приложение 1)

Рассмотрим структурно-функциональную модель методической службы образовательного учреждения. Такая модель представляет прогнозируемый объект аналогом, который ведет себя, как реальный объект, но не выглядит, как таковой.

Методическая  служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической  службы ДОУ  – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.

Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложна, не относящиеся к сути дела компоненты устраняются, то модель зачастую помогает более ясно увидеть, как может быть устроена преобразуемая реальность, в частности, как должна быть устроена методическая служба. Представленная версия модели структурно-функциональной методической службы может быть воспроизведена с целью получения более совершенной, по сравнению с предоставленной в настоящей работе, модели методической службы.

Построение модели является процессом, состоящим из нескольких этапов. Первый — этап постановки задачи, для нахождения оптимального решения задачи нужно знать проблему, в чем она состоит. Второй этап — построение модели, включающий, прежде всего определение цели, ради которой создается модель, поиск оснований для построения модели в соответствии с целями и далее - выделение существенных элементов будущей модели и системообразующих связей между ними. Следующий этап - проверка модели на достоверность. Затем следует этап применения модели и, наконец, - обновление модели посредством ее достраивания или переконструирования.

Модель методической службы строится на основе принципов:

- научности;

- системности;

- интеграции;

- практической направленности.

Принцип научности заключается в необходимости формирования системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности педагогического работника, на характер его мыслительной деятельности.

С принципом научности тесно связан принципом системности, который характеризует наличие в сознании педагогического работника структурных связей (связей строения), адекватных связям между знаниями внутри научной теории.

При планировании деятельности методической службы необходимо соблюдать принцип интеграции, избегать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими подразделениями, органами самоуправления (например, педагогическим советом и т.п.).

Принцип практической направленности позволяет приблизить содержание учебного процесса к реалиям современного общества, учитывая его особенности. Здесь главное - научить решать свои собственные проблемы, осваивая новые методы и средства деятельности, сочетать процесс обучения с творческим решением проблем - познавательных, практических и прочих.

Модель методической службы должна отвечать следующим требованиям:

- модель должна быть адекватна отражаемому объекту, иначе она не выполнит своей функции;

- модель должна быть открытой, чтобы иметь возможность гибко реагировать на внешние изменения: либо появлением (устранением) одного из структурных элементов, либо образованием новых связей в структуре и т.д.;

- модель должна быть реальной, т.е. построена с учетом условий “внешней” по отношению к модели среды;

- проверяемость модели на достоверность: установить, все ли существенные компоненты реальной действительности встроены в модель.

Чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи тем, кто ее будет воплощать в жизнь.

Цели методической службы:

- создание в образовательном учреждении организационно-педагогических условий для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- осуществление непрерывного образования педагогов;

- развитие профессиональных потребностей всех членов педагогического коллектива;

- создание в образовательном учреждении коллектива единомышленников.

На основании целей сформулированы задачи:

- создать единое информационное пространство и регулировать информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрировать ценный опыт достижений в образовательной практике;

- обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников;

- оказывать методическую поддержку и необходимую помощь участникам педагогического процесса (педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников и др.) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

- определять содержания предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- организовать работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения;

- способствовать созданию программно-методического и научного обеспечения учебно-воспитательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и других видов творческой деятельности;

- обеспечивать проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества;

- осуществлять контроль за выполнением государственного стандарта и образовательных программ, уровнем обученности и воспитанности обучающихся;

- способствовать саморазвитию, повышению квалификации педагогических кадров.

Все эти цели и задачи решаются не за один год, а являются основными направлениями методической службы образовательного учреждения на ряд лет.

Деятельность методической службы выстраивается с позиции трех управленческих уровней: стратегического, тактического и информационно-аналитического. Такая структурно-функциональная модель управления методической службой может осуществлять свою деятельность в разных видах ДОУ.

Методическая служба может стать составным звеном управленческой деятельности любого дошкольного образовательного учреждения и целенаправленно вести работу с педагогами по совершенствованию и развитию их профессиональной компетентности.

По мнению Б.А. Беляевой, К-Ю. Белой, Б.П. Дубровой, п.н. Лосева и др., наиболее актуальные направления в содержании деятельности методической службы таковы:

- определение уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессиональных потребностей, проблем, интересов;

- совершенствование уровня психолого-педагогических и методических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных ценностных ориентаций;

- информирование педагогов о достижениях педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения;

- создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности и профессиональной успешности педагогов.

Составным звеном управления в дошкольном образовательном учреждении может стать методическая служба, представленная в виде модели командного управления. Уточним некоторые позиции этой модели как структурного подразделения дошкольного образовательного учреждения, призванного решать проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

На первом - стратегическом уровне определяются основное направление деятельности, и разрабатываются основные пути развития всех структурных звеньев методической службы.

Стратегический уровень представлен педагогическим советом и научно-методической командой (НМК). Научно-методическая команда ДОУ - это коллегиальный орган педагогических работников учреждения, созданный с целью организации методической деятельности детского сада. Основными задачами НМК являются: определение приоритетных направлений развития методической и научно-исследовательской работы педагогов; программно-методическое обеспечение деятельности учреждения; обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Второй уровень (тактический) представляет собой взаимодействие инвариантной (стабильной) и вариативной (меняющейся) составляющих методической службы, представленных разнообразными направлениями работы с педагогами.

Необходимость в таком взаимодействии обусловлена следующим.

Инвариантная составляющая включает рассмотрение вопросов развития профессиональной компетентности педагогов “цикличного” характера и представлена предметно-педагогическими циклами, а также методическими секциями, содержательный материал которых может неоднократно повторяться для отдельных групп педагогов или использоваться ими в процессе самообразования.

Вариативная составляющая более гибкая, отвечает на актуальные запросы, ожидания, проблемы, возникающие в практической деятельности педагогов, решение которых может быть найдено в процессе организации творческих мастерских и научно- исследовательских коллективов.

Вариативная и инвариантная составляющие на тактическом уровне - это звено, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне научно-методическим советом.

Таким образом, часть педагогов во время учебного года будет посещать все формы работы по развитию профессиональной компетентности, а кто-то сразу станет организовывать творческие мастерские или работать по проблемной теме образовательного учреждения в научно-исследовательском коллективе.

Предметно-педагогические команды, основанные на определенных содержательных циклах, которые периодично повторяются, включают в себя информацию, как для всего педагогического коллектива, так и для отдельных групп педагогов, поэтому состоят из объединений педагогов различных специальностей: воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов по физической культуре и др.

Основная деятельность предметно-педагогических команд направлена на освоение и накопление психолого-педагогических знаний в сфере развития системы дошкольного образования, научных и практических инноваций в дошкольной педагогике, детской психологии, в вопросах управления познавательным процессом детей. Рассматриваются различные аспекты реализации основных направлений развития личности ребенка дошкольного возраста.

В организации деятельности предметно-педагогических циклов используются разнообразные формы работы с педагогами: лекции, теоретические семинары, консультации, работа с психолого-педагогической литературой, нормативными документами, при помощи которых совершенствуется когнитивный компонент профессиональной компетентности, т.е. профессиональные знания педагогов. Предметно-педагогические циклы предполагают циклическую работу в течение известного промежутка времени объединений педагогов различных специальностей: воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов по физической культуре и др. Основная деятельность предметно-педагогических циклов направлена на освоение, усвоение и приращение общекультурных и психолого-педагогических знаний педагогов по основам правовой, экологической, социальной культуры, актуальным проблемам дошкольной педагогики и детской психологии. Большое внимание в рамках предметно-педагогических циклов уделяется вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм при организации образовательной деятельности учреждения. Рассматриваются вопросы реализации основных направлений развития личности ребенка-дошкольника в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования: здоровье и физическое развитие детей; познавательное развитие; социально-личностное развитие; художественно-эстетическое развитие.

Методические команды - это объединения педагогов, участвующих в совершенствовании профессиональных умений (деятельностного компонента профессиональной компетентности). Методические команды управления в зависимости от профессионального уровня педагогического коллектива могут быть организованы как для всего коллектива, так и для отдельных групп педагогов, а также родителей.

Основное направление деятельности методических команд - овладение современными эффективными методами, методическими средствами и организационными формами взаимодействия педагога с детьми, педагога с родителями, педагога с педагогическим коллективом. Организация этих команд происходит в следующих формах: работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами; организация практических семинаров, рефлексивных практикумов, ролевых игр, психолого-педагогических тренингов.

Практический опыт методической деятельности показывает эффективность именно таких профессиональных объединений, в которых педагог может не только получить методическую помощь от старшего воспитателя (методиста), но и самостоятельно проанализировать и реализовать ситуацию в собственной практической деятельности.

Вариативная составляющая тактического уровня методической службы представлена такими компонентами, как творческие и научно-исследовательские команды. Эти структурные подразделения динамичны по своему содержанию и являются формами работы с отдельными небольшими подгруппами педагогов учреждения, которые обладают достаточно высоким уровнем профессиональной компетентности. Однако, как показывает практика, потребность в таких подразделениях возникает чаще всего у педагогов, чья деятельность и ожидания выходят за рамки привычных и традиционных форм методической работы.

Творческая команда - это особый компонент вариативной составляющей тактического уровня методической службы, объединяющий педагогов в такие виды занятий, как мастер-классы, открытые просмотры передового практического опыта с взаимо- и самоанализом, активные формы работы (педагогические тренинги, “мозговые штурмы”, деловые игры, педагогические копилки).

Основные направления деятельности творческой команды заключаются в совершенствовании профессиональной компетентности - мастерства и обмена передовым педагогическим опытом как внутри, так и за пределами ДОУ.

Результат работы творческой команды - это такие виды продукции, как создание различных образовательных программ, организация их предзащиты, издание методических материалов, посвященных конкретному психолого-педагогическому направлению, педагогические разработки (методические рекомендации, сборники, пособия); дидактический материал для игр и занятий.

Следующие формы вариативной составляющей тактического уровня - творческие мастерские и научно-исследовательская команда (НИК), которая создается для решения проблем научно-методического плана. Такая форма работы организуется в малых подгруппах педагогов учреждения.

Основными задачами и содержанием деятельности НИК являются: обновление и углубление исследовательских знаний, совершенствование профессионального исследовательского опыта, развитие умения поэтапно организовывать исследование по актуальным проблемным ситуациям в области дошкольного образования.

Основные направления деятельности творческих мастерских – повышение профессионального мастерства и обмен передовым педагогическим опытом. В организации их деятельности используются такие формы работы с педагогами, как мастер-классы, открытые просмотры передового практического опыта с взаимо и самоанализом и др. Результатом работы творческих мастерских являются модифицированные образовательные программы разных видов, авторские программы, учебно-методические пособия, сборники методических материалов, посвященные той или иной психолого-педагогической проблеме, дидактические материалы для занятий, положения о творческих конкурсах и др.

В модель методической службы на информационно-аналитическом уровне входит экспертная управленческая команда.

Организация деятельности экспертной команды обусловлена прежде всего двумя обстоятельствами - необходимостью отслеживать качество и эффективность проводимых методической службой форм работы с педагогами, а также необходимостью иметь систематизированную информацию о кадровом потенциале учреждения и динамике его роста. Основные направления деятельности экспертной команды:

- организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов на “входе” и “выходе” по каждому учебному году;

- учет и рекомендации по количественному и качественному составу педагогических коллективов;

- изучение особенностей содержания деятельности методической службы;

- сравнение эффективности различных форм работы с педагогами;

- оценка качества профессионально-педагогической работы педагогов по таким показателям, как учебные материалы, формы, методы, приемы и средства обучения;

- качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов деятельности методической службы учреждения. (Приложение 2)

Таким образом, главные ориентиры результативной деятельности предложенной модели командного управления - рост профессиональной компетентности каждого педагога дошкольного учреждения и увеличение возможностей отдельных профессиональных объединений педагогов. В целом представленная модель методической службы:

- создает условия для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;

- опирается на системно-деятельностный, мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения;

- отвечает основным принципам: научности, системности, единства теории и практики, гибкости и мобильности, связи с жизнью и др., что находит отражение методических секциях, творческих мастерских, научно-исследовательских коллективах и т.п.;

- ориентирована на совершенствование и развитие когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов, что, на наш взгляд, оставляет основу профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения;

- реализуется на трех соответствующих управленческих уровнях (стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом);

- строит свою работу с опорой на нормативные документы федерального и регионального уровней (работа научно-методического совета на стратегическом уровне и экспертной комиссии на информационно-аналитическом уровне);

- учитывает как коллективные, так и индивидуальные траектории  развития профессиональной компетентности педагогов, реализующиеся через различные компоненты тактического уровня(предметно-педагогические циклы, методические секции, творческие мастерские ит.д.) и содержание педагогической деятельности (психолого-педагогическое, методическое, научно-исследовательское). (Приложение 2)

Материалы работы могут быть использованы образовательными учреждениями в качестве образца. Представленная модель методической службы образовательного учреждения является открытой системой: в ней возможны изменения и корректировки, которые определяются необходимостью обеспечения системы начального профессионального образования высококвалифицированными кадрами, соответствующими запросам современного общества.

Реализация описанной модели методической службы образовательного учреждения направлена на повышение конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и возможна при условии создания непрерывной системы повышения квалификации педагогических кадров.

Таким образом, можно констатировать, что профессиональная компетентность - это: сложная совокупность профессиональных знаний, практических умений с одной стороны, и профессиональных качеств, позиций - с другой, обуславливающих педагога к выполнению задач по воспитанию и обучению детей. Необходима целенаправленная работа педагога на протяжении всей педагогической деятельности по совершенствованию своих профессиональных компетентностей и в этом огромная роль отводится методической службе.

Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказанием им методической помощи.

Успех предлагаемой модели зависит от желания и готовности к совместной работе администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения, от консолидации их в коллектив единомышленников, выработки единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций.

Приложение 3