Урок в 3-м классе "Полет в космос"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • Образовательные:
    • развитие воображения и творчества;
    • выявление роли цвета в передаче состояния;
      закрепление навыков, которые были ранее получены при выполнении фигуры человека в движении – динамике и покое – статике;
    • научит определять пропорции и соотношения частей тела человека;
    • научить подбирать цветовые отношения;
    • работать над композицией от «пятна»; композиционное размещение изображения на листе бумаги; закрепление навыков работы кистью без применения карандаша и алгоритма выполнения человека в движении.
  • Развивающие:
    • развитие внимания, фантазии на основе реальности, наблюдательности и активного внимания, зрительной памяти, аккуратности.
  • Воспитательные:
    • воспитание уважения и восхищения к людям, которые осваивают космические просторы, любви и бережного отношения к окружающим.

Тип урока: урок-путешествие.

Оборудование:

  • для учителя:
    • подборка репродукций планет,
    • образцы этапов выполнения человека в движении и покое,
    • музыка – С.Аренский. Прелюдия фортепьянной пьесы «Лесной ручей», Э.Григ. «Птичка»;
  • для учащихся:
    • художественные материалы: гуашь, тонированная бумага, кисти, баночка для воды.

План урока:

1. Организационная часть.
2. Объяснение нового материала.
3. Самостоятельная работа.
4. Подведение итогов. Выставка рисунков.

Презентация к уроку Приложение 1

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Приветствие.
– Организации рабочего места.
– Создание дружеской, рабочей атмосферы в классе.

Учитель читает четверостишье:

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

– Для разминки нужно нам все расставить по местам.

После того, как стихотворение прочитано, педагог уточняет у детей: «А как на самом деле, по вашему мнению, должны располагаться кисти, баночка для воды и гуашь на парте и как вы думаете почему?
Дети отвечают, что краски, кисти, баночка для воды должны располагаться посередине рабочего стола. Почему? Да для того, чтобы они не упали случайно на пол, что с ними могло бы произойти, если бы они располагались на краю парты.
Учитель просит проверить друг у друга правильность размещения учебных принадлежностей на рабочем столе и если необходимо переставить их в нужном порядке.

2. Ситуация на уроке: диалог с вопросами-парадоксами

Так как третьеклассники – это дети младшего школьного возраста, то вхождение в тему начинается игровых моментов.

Учитель. Сегодня ребята нам предстоит совершить увлекательное путешествие! А вот в какую неведомую страну, хотите, верьте, хотите не верьте, я и сама пока еще не знаю. Вы мне поможете узнать место нашего путешествия, если отгадаете загадки.

Учитель задает загадки, вовлекает детей в беседу:

1. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий! (Небо)

2. Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… (хором – луной)

3. Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (Хором – ракета)

– Может быть, кто-то из вас уже догадался, в какое путешествие нам предстоит отправиться?

Дети высказывают свои мнения.

– Ну, конечно же, – в космическое путешествие!

Учащиеся дружно читают название темы урока – «Полет в космос».
Таким образом, ученики, а не учитель (роль учителя не должна быть видна) делают вывод, что тема урока – космическое путешествие, а именно «Полет в космос».

3. Работа с иллюстрациями. Беседа-рассуждение

Учитель демонстрирует слайды с изображением различных планет, во время которых происходит беседа-рассуждение.

img1.jpg (18810 bytes)

Учитель: Обратите внимание, какие в космосе интересные по цвету планеты. Какие они разные и ни одна из них не похожа друг на друга.

Учащиеся делятся своими впечатлениями от просмотра репродукций.

4. Гимнастика для глаз:

Учитель: В космосе очень много звезд. И одна звезда залетела к нам в гости. Проследите за ней движение, и повторите ее путь глазами.

Учащиеся повторяют глазами траекторию движения звезды на экране.

Учитель: А как называют людей, которые осваивают, изучают космос?

Дети. Космонавтами!

Учитель: Кто из вас знает, как зовут человека, который впервые в мире совершил космический полет?

Дети. Юрий Гагарин.

Вопрос сопровождается демонстрацией анимированного слайда с изображением космонавтов и первого в мире космонавта – Юрия Гагарина.

Учитель: Да, ребята. 49 лет назад, 12 апреля, в 9 часов по московскому времени с космодрома Байконур был произведен старт корабля «Восток-1». Управлял кораблем наш российский человек – Юрий Гагарин. Он впервые в истории человечества за 108 секунд совершил один оборот вокруг земли. А вы знаете, что он сказал в интервью, после удачного приземления? Вот его слова: «Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
И сегодня, ребята, мы выступим с вами в роли космонавтов – исследователей. Нам предстоит совершить путешествие в космический мир, в котором вас ожидает много нового, необычного и сказочного. И стартовать вы будете с планеты под названием Земля.

Коллективное обсуждение.

Учитель: Давайте еще раз внимательно рассмотрим изображения планет.

Учитель: Как вы считаете, что такое уж необычное может нас ожидать впереди?
– Кто населяет планеты во вселенной?

Ведется коллективный поиск правильного решения. Ученики обсуждают поставленные вопросы, приводят доводы, объяснения, делятся своими впечатлениями от просмотра
репродукций. В результате происходит обмен опытом и дети приходят к решению, что в своем полете они могут встретить: сказочных животных, необычные растения, инопланетян.

5. Учебный диалог

Повторение и обобщение знаний о построение фигуры человека в покое и движении.

Учитель. Но прежде, чем мы отправимся в полет, обратите внимание на две фигуры с изображением людей. Внимательно рассмотрите их и подскажите мне, пожалуйста, как их выполнить?

Внимательно рассмотрите эти фигуры и подскажите мне, пожалуйста, как их выполнить?
Дети рассказывают вначале этапы выполнения человека в покое, а затем в движении. Ответы учащихся сопровождаются показом анимированных слайдов, на которых представлены этапы с алгоритмом построения фигуры человека в разных положениях.

6. Помощь учителя.

Этапы выполнения изображения рисунка человека в покое

Определяем точками-помощниками величину человека.

1. Для этого от нижнего края листа отступаем расстояние на величину одной ладони и ставим точку.
2. Расстояние от нижнего края листа до точки начала изображения больше, чем от верхнего края листа до точки окончания изображения рисунка

Учитель. А кто из вас, ребята, мне ответит на вопрос, почему внизу расстояние до изображения всегда больше?

Дети. Внизу всегда оставляется расстояние до изображения больше, чем сверху, потому, что это «вход» в работу и внизу можно еще что – либо в дальнейшем нарисовать.

Делим отрезок пополам. Определяем расстояние от головы до талии и от талии до стопы ног.

Проводим из полученных точек горизонтальные линии вправо и влево.

Человека в покое начинаем рисовать с головы. Для этого:

1. От верхней точки рисуем овал.
2. Отступив от овала небольшое расстояние, выполняем туловище, которое похоже на прямоугольник. Причем от ширины прямоугольника зависит, будет ли изображаемый человек худым или нет.
3. Соединяем голову с туловищем шеей

Следующий этап – это выполнение рисунка ног

1. Отступив от нижней части прямоугольника, ставим точку.
2. Из полученной точки вниз пишем букву «Л». Причем, от ширины этой буквы зависит, как у человека будут расставлены ноги – широко или нет.
3. Из нижних углов прямоугольника, справа и слева, опускаем параллельно сторонам буквы «Л» линии вниз до пересечения с горизонтальной нижней линией.
4. Рисуем стопы ног, которые похожи на овалы.

Переходим к выполнению рук:

1. Определяем у ног середину, для этого делим букву «Л» пополам и ставим засечки.
2. Обратите внимание, руки у человека заканчиваются ниже талии, поэтому, отступив от середины буквы «Л» на одну ступеньку, ставим справа и слева точки.
3.Из верхних углов прямоугольника, опускаем линии вниз, до пересечения с засечками.

4. Определяем ширину рук, рисуем ладошки, которые похожи на варежку.

Важно: мы получили схему изображения человека в покое!

Запомните следующее правило:изображение человека в покое начинаем с определения величины изображения, то есть его роста и последующего его деления пополам.

Учитель. А как рисуется человек в движении? Кто подскажет, с какого элемента начинают вести рисунок?

Дети. Ну, конечно же, с туловища.
Запомните. При изображении в рисунке движения человека, самое главное – положение основной массы тела (туловища).

Этапы выполнения изображения рисунка человека в движении

Рисуем туловище – овал или прямоугольник.

Причем от наклона положения туловища зависит, будет ли человек идти прямо
или он наклонится, вправо или влево.

Выполняем рисунок головы – овал.

Величину головы, по отношению к туловищу, определяем на глаз.

Соединяем голову и туловище шеей.

Для этого приглаживаем их как бы пластилином

Соединяем голову и туловище шеей.

Для этого приглаживаем их как бы пластилином.

Учитель. Обратите внимание на схему выполнения фигуры человека в покое и в движении.

А теперь, ответьте на вопрос, что вы заметили, сравнивая схемы выполнения человека в покое и верхней части выполнения человека в движении? Как нам определить величину ног у фигуры человека в движении?

Дети. Из схемы выполнения фигуры человека в покое видно, что величина головы и туловища равны по пропорциям величине ног. Таким образом, зная величину головы с туловищем у фигуры человека в движении, мы знаем и величину ног. Так как они равны! Величина ног равна величине туловища с головой.

Рисуем ноги:

  • Делим величину туловища с головой пополам и определяем, таким образом, сгиб от талии до колена.
  • От овала справа рисуем наклонную линию, равную расстоянию от головы до середины туловища – это величина ноги от туловища до колена.
  • Это же расстояние повторяем от колена вниз до стопы ноги.
  • От овала слева повторяем полученную линию и соединяем обе линии между собой прямой.
  • Выполняем стопу ноги – овал.
  • Рисунок другой ноги повторяем аналогично, только зрительно чуть меньше.

Рисуем руки:

Учитель. Внимательно посмотрите на схему выполнения фигуры человека в покое. А теперь, кто сможет ответить на вопрос, как мне нарисовать руки у человека в движении и какой величины они должны быть?

Дети. Из схемы выполнения фигуры человека в покое видно, что руки крепятся на плечи (прямоугольник или овал) как коромысло.
– Руки ниже талии и они не доходят до колена на одну ступеньку – ладонь.
– У фигуры человека в движении руки начинаем рисовать с овала.

Мы получили алгоритм выполнения человека в динамике – движении.

Запомните следующее правило:Рисунок человека в покое выполняем с определения пропорций и с головы, а в движении – с туловища.
В результате использования метода сравнений и ассоциаций учащиеся, совместно с учителем, приходят к выводу, что:

Рисунок человека в покое выполняется с определения пропорций и с головы, а в движении – с туловища.

7. Сгущение ситуации. Погружение в тему

Учитель. Ну а теперь одеваем на фигуру нашего человека – космонавта скафандр. Одновременно учитель показывает элементы выполнения одежды космонавта. Объяснение сопровождается показом слайда.

С целью снятия статистического напряжения у детей, после интерактивной лекции, используя методы сказки и широких ассоциаций, акцентируем внимание учащихся на том, что теперь наши экипажи готовы к полету. Занимаем места в космических кораблях, размещаемся по кабинам управления. Время нашего полета, траектория космического путешествия уже заранее рассчитаны. Кстати о времени. Путь нам предстоит долгий. Поэтому, я предлагаю, немного размяться перед предстоящей дорогой. Учитель предлагает встать и повторять упражнение за ним.

8. Физкультминутка

Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так.
Налево – раз, направо – раз,
Тик-так.
Ноги вместе, руки на поясе.
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так,
Мы тоже можем так.

Дети наклоняют голову к правому плечу, потом к левому, как часики.

9. Проработка содержания темы

С целью создания положительного настроя учащихся, повышения интереса к изучаемому предмету, стимулирования к рисованию используются следующие средства активизации: элементы включения сказки, элементы музыки. Для того чтобы поделить класс на группы, учитель говорит, что всем нам пора отправляться в путь и для этого предлагает закрыть глаза и начать всем вместе отсчет 7. 6. 5. 4. 3. 2. 1. 0. СТАРТ! В это время одновременно звучит музыка и рассказ учителя:

Учитель. Мимо нас пролетают планеты, проносятся кометы, звездные галактики. Мы удачно миновали черные дыры, и наш полет подошел к концу. Совершаем посадку. Космонавты, откройте глаза и внимательно посмотрите в иллюминаторы! Сколько здесь невиданных животных! Мы, наверное, попали в космический зоопарк. Но что это? Нам на борт, поступили какие – то три странные телеграммы. Причем на каждой телеграмме разные по цвету звезды: желтая, красная, синяя. Обратите внимание, на ваших рабочих листах у каждого тоже появилось по одной звезде! Вскроем конверты и узнаем, что в них находится:

  • Конверт с желтой звездой – экипажи с таким цветом звезд, вы попали па планету, которую населяют растения.
  • Конверт с синей звездой – вы оказались на планете вечного льда.
  • Конверт с изображением красной звезды – к сожалению, ваш бортовой компьютер сломался, и нам удалось расшифровать только «я увидел что–то огненного цвета».

Ребята! Перед вами стоит задача:

  • Без применения карандаша – одной кистью выполнить изображения этих загадочных планет с теми жителями, которые их населяют.
  • Главное условие – работа выполняется на листах, заранее затонированных черным цветом, и в ваших работах должен присутствовать космонавт.
  • Вы имеете так же право обращаться за помощью к тем членам экипажа, у которых цвет звезд такой же, как у вас!

Но только к вам большая просьба, на планетах не шуметь. Те жители, которые их населяют, очень любят покой и тишину!
Таким образом, были определены задачи урока, и весь класс был поделен на три группы, причем члены этой группы находятся в разных местах, и чтобы обратиться за помощью или самому оказать помощь члену своего экипажа, учащимся придется передвигаться по классу, за счет чего будет дополнительно происходить снятие статистического напряжения.

10. Практическая работа. Закрепление знаний.

Учитель. А теперь я предлагаю приступить вам к работе.

Последовательность работы.

  • Выберите для работы по своему желанию формат (горизонтальный или вертикальный).
  • Работа ведется без применения карандаша, сразу кистью (охрой или белой краской, так как ее легче исправить).

Учитель. Не забудьте, на какую планету попал каждый из вас и к кому из членов экипажа вы сможете обратиться за помощью. Следите за колоритом.

Не забывайте, что вначале мы попадаем в царство цветных теней!

  • Поэтому наши персонажи, вначале выполняются одним локальным цветом, без деталей.
  • Детали – нос, рот, глаза, и т.д., выполняются лишь после того, как вся работа будет взята в цвете.

Учитель. А какая гуашь придет к нам на помощь?

Дети. Белая! С белым цветом мы будем смешивать цветные краски, и будем получать яркие, разбеленные цвета.

Учитель. А может быть мы еще кого – то пригласим к себе в гости!

Дети. Да! Музыку!

Выполняется самостоятельная работа, в ходе которой звучит музыка. Фонограмма «Голоса птиц» – кукушка, соловей, синичка и гомон галок и ворон. Прелюдия фортепьянной пьесы «Лесной ручей».

11. Эстетическая оценка работ

12. Итоговая рефлексия

С целью подведения итогов работы учащимися над композицией и для того, чтобы настроить детей на дальнейшую домашнюю работу, урок заканчивается словами учителя: Наш полет, к сожалению, подходит к концу. И сейчас нам предстоит вернуться на Землю. Единственное, что нам осталось, это только посмотреть, на какие планеты попал каждый из вас и что он там увидел. Посмотрим, получились ли из вас исследователи-космонавты.

Для этого учитель предлагает повесить каждому свою работу с помощью магнита на доску, учитывая цвет звезд своих мини-команд. На доске уже заранее прикреплены звезды по цвету звезд мини-команд. Затем члены каждой команды внимательно рассматривают работы противоположных им команд, обсуждают, как были решены поставленные перед ними задачи и выбирают знатоков – представителей от команд красной, синей и желтой звезды. Знатоки, от имени своих команд, скажут, что им больше всего понравилось, запомнилось, и что может быть, еще хотелось бы добавить.

Заключение делает сам учитель: Возраст младшего школьника требует к себе очень бережного, осторожного отношения. Поэтому при оценивании работ учащихся следует поощрить каждую работу без исключения, обратить внимание детей на то, какие у всех получились интересные, сказочные, необычные, яркие работы, что они все без исключения справились с этим заданием! Самое главное – дать ребенку почувствовать, что он все может. Найти интересные моменты (а они есть у каждого), которые надо заметить и поощрить. Поощрение стимулирует творческую активность ребенка.

Таким образом, педагогом оцениваются как устные ответы детей, так и их практические работы.

13. Домашнее задание.

Это задание с целью нарисовать творческую работу. Практическую работу дети выполняют в классе, дома они могут сделать творческую работу по своему желанию.
Дома:

  • Придумайте и крупно изобразите существо, которое вы встретили на своей планете. Для этого можно совмещать части разных животных с частями растений, совмещать разные линии, формы.
  • Придумайте ему имя.