Информационная культура и медиакомпетентность участников образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


«Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эта фраза имеет отношение к каждому человеку, так как его жизнь меняется ежесекундно. Но в наибольшей степени данное высказывание относится к школе и к тем, кто однажды решил стать в ней учителем. В учительской профессии, при всей ее внешней привлекательности, есть много сложностей. Одна из них – необходимость постоянного самосовершенствования, стремление идти в ногу со временем, сколько бы тебе ни было лет, каково бы ни было состояние твоего здоровья. Учитель должен идти впереди, потому что от этого зависит, пойдут за ним дети или не пойдут, захотят они его слушать или не захотят, и, в конце концов, – состоится он как учитель или нет.

За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеющий другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить современное общество, а стало быть, и современное образовательное учреждение.

Мы все живем в информационном обществе. Наши дети – это уже члены информационного общества. Информационные навыки прочно входят в их менталитет. Объем информации, которая обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще несколько десятков лет назад. Наша главная задача – научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Важно научить ученика находить нужный маршрут в безбрежном информационном океане, сформировать культурологический аспект использования средств информатизации как элемента общей культуры. Учитель в этой среде является не только источником информации – он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Он помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.

Основные направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года направлены на информационно-ресурсное и методическое обеспечение достижения системного эффекта в области управления и развития образования и науки, экономических механизмов в указанных сферах, а также повышения качества и доступности всех уровней образования на основе и с использованием ИКТ.

Мы с вами уже ощущаем результаты этих усилий. Все школы с 2008 года имели возможность установить лицензионное ПО на школьные компьютеры. Создано много цифровых ресурсов по поддержке учителей, по вопросам ЕГЭ, аттестации, коллекций методических материалов.

Современный этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий. 

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения (мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль.

Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и др.

В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий:

  • Универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и др.).
  • Компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники.
  • Мультимедийные программные продукты.
  • Компьютерные средства телекоммуникаций.

Эти направления можно реализовать в школе ( Где? Для чего? Что? Как?).

Основными условиями применения ИКТ на уроках являются наличие и доступность компьютерной техники и мультимедийных ресурсов, ИКТ – компетентность участников образовательного процесса, видение преимущества мультимедийных ресурсов перед другими средствами обучения. Что касается первого условия, в лицее есть 2 компьютерных класса, оснащенных интерактивными досками и проекторами, но, к сожалению, из-за их плотной занятости эти кабинеты редко бывают доступны учителям-предметникам. По вопросу преимущества ИКТ перед другими средствами обучения учительство традиционно делится на две категории: «противники», их основные доводы такие:

  • Никакая техника не может заменить живого слова преподавателя;
  • Информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная; при обилии на экране текстовой информации повышается нагрузка на глаза;
  • Дважды и трижды прочитанный материал, выраженный одними и теми же словами все равно может остаться не усвоенным;
  • Машина ограничивает инициативу и творчество;
  • Компьютеры отучают человека думать, мыслить логически, производить в уме элементарные математические вычисления;

и «сторонники». Основными доводами они называют:

  • ИКТ позволяют включить каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности с учетом его индивидуальных способностей;
  • ИКТ позволяют осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
  • ИКТ позволяют оптимизировать взаимодействие учеников и учителя на всех этапах урока;
  • ИКТ позволяют расширить сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Второе условие - медиакомпетентность участников образовательного процесса – тема сегодняшнего педсовета. «Образование через всю жизнь» - один из основных принципов, без которого современный педагог не может следовать в ногу с развитием мирового информационного сообщества. Развитие медиакомпетентности педагога – неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на формирование медиакультуры обучающегося.

Существуют следующие уровни готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе:

  1. компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере. Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники. Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется. Готовит к уроку дидактические материалы с помощью ИКТ.
  2. ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск, знакомство с новыми видами использования ИКТ в образовательном процессе. Учитель использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации) распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока. Для этого уровня характерно также проектирование учителем заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет.
  3. ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ. Педагоги используют ИКТ для организации мониторинга знаний учащихся, например, тесты в электронном виде, проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Умеют добывать информацию из Интернет, публикуют свои разработки, участвуют в сетевых сообществах, самостоятельно изучают программное обеспечение ЦОР. Также для учителей этого уровня характерно использование ИКТ во внеурочной деятельности.
  4. информационная культура, характеризующаяся направленностью на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ. Это проведение консультаций, дополнительных занятий, выкладка домашних заданий посредством электронной почты, школьного сайта, форума. Учителя на этом этапе разрабатывают свои электронные учебники, дистанционные курсы, ведут цифровое портфолио свое, класса.

Данная градация уровней готовности учителей рассматривается как основа для определения направления методического сопровождения учителей в области ИКТ:

1) Построение образовательного процесса на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

В нашем ОУ пусть медленно, но все же улучшается показатель оснащенности компьютерной техникой. Учителя Позолотина О.Ю., Султанова Р.Р., Ванюшина С.М., Кашапова Г.М., Бадамшина Э.В., Султанова С.А., Фазлиева Г.М., Хусаинова Г.Ф., Иштубаева Р.В., Шилькова А.А., Файзуллина Е.И., Хайретдинова Э.Ф., Закирянова Г.Р., Халиуллина Ф.Г. и другие стараются по мере возможности проводить ИКТ - уроки, использовать информационные образовательные ресурсы сети Интернет для повышения эффективности образования и самообразования. Учителя математики Султанова С.А., Алетдинова З.А. прошли обучение на дистанционных курсах повышения квалификации издательского дома «Первое сентября». Кафедра начального образования участвует в дистанционных олимпиадах «Перспектива», «Эрудит-марафон ЭМУ», проводимых Центром развития молодежи г. Екатеринбург. Учителя начальных классов Бадамшина Э.В., Кашапова Г.М., Салимгараева Л.Р.. представили свои разработки уроков на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок». В прошлом учебном году ученица 10б класса Девяткина Яна участвовала во Всероссийском фестивале ученических работ «Портфолио» и отмечена грамотой, руководитель Габдрахманова И.Ф. Нынче отдельные ученики участвовали в заочных олимпиадах «Познание и творчество» г. Обнинск. Через Интернет были отправлены работы обучающихся 6-8 классов на Детский литературный конкурс г. Санкт-Петербург, рисунки учеников начальных классов на конкурс «Новогодик». Их итоги еще не подведены. Обучающиеся старших классов заинтересовались бесплатными Интернет-олимпиадами, проводимыми высшими учебными заведениями страны.

2) Оказание методической поддержки педагогам.

Было проведено анкетирование учителей лицея по ИКТ - компетентности. Каковы его результаты? У 45 из 49 опрошенных дома компьютер имеется, у 41 есть доступ в Интернет. Только 17 учителей отметили, что в совершенстве умеют использовать возможности компьютера. Анкета включала вопросы по 5 разделам: Windows, Word, Excel, Power Point, Internet. Были предложены следующие варианты ответов:

    • конечно знаю, могу научить, показать;
    • сяду за компьютер – вспомню;
    • представляю в общих чертах;
    • ничего не могу сказать.

Что же у нас получилось? (по слайдам). Как видим, ситуация не совсем обнадеживающая, но резервы есть. Поэтому деятельность всего педагогического коллектива должна быть направлена на обновление профессиональных компетенций педагогов и активное вовлечение всех учителей в информационное образовательное пространство. На заседаниях кафедр мы обсуждаем вопросы современного образования, акцентируем внимание на проблемах и методах их решения, в том числе и в вопросах использования ИКТ в образовательной деятельности педагога. Осуществление обзора передового педагогического опыта, анализ современных программ, учебно-методических пособий проходит на заседаниях методического совета лицея. Методические консультации по вопросам оформления в печатном и электронном виде школьной документации разного рода (оформление рабочих программ, индивидуальных планов, материалов передового педагогического опыта, портфолио и др.) носят как групповой, так и индивидуальный характер.

3) Создание единой коммуникативной среды.

Лицей взаимодействует с Отделом образования, чаще с методическим кабинетом, с другими образовательными учреждениями: обмен информации по электронной почте, редко on-line – общение. В этом учебном году начали осваивать такой вид связи как Интернет-конференция через Skype. Одной из составляющих единого образовательного пространства ОУ должен быть сайт лицея, целью развития которого является создание новых форм взаимодействия всех участников образовательного пространства, формирование банка данных образовательных ресурсов, осуществление документооборота. В этом плане работа только начала сдвигаться с места, сайт долгое время практически не обновлялся.

4) Формирование документооборота.

У нас в электронном виде сформирован банк данных по педагогическим и техническим работникам, по обучающимся лицея. В электронном виде учителям предлагаются формы внутришкольной документации, образцы ее заполнения. Предстоит в дальнейшем все учебные пособия, художественную литературу, имеющуюся в наличии в школьной библиотеке внести в электронную базу данных.

5) Формирование банка передового педагогического опыта.

В связи с информатизацией образования возникла необходимость создания банка передового опыта, оформленного и систематизированного в электронном виде. Создание банка методических разработок позволит систематизировать информацию о педагогическом опыте в методике преподавания предметов, воспитательной работе лицея, инновациях в области педагогики и методики, обеспечит открытый доступ к полезным ресурсам сети Интернет. Описание ППО в электронном виде даст возможность в полной мере представить все его составляющие, не исключая, а дополняя традиционные формы возможностями ИКТ. Оформление ППО в электронном виде позволяет включить в пакет такие материалы, которые невозможно поместить в методическое издание на бумажном носителе, например, средства мультимедиа: презентации, аудио – и видеофрагменты и т.д. При таком подходе значительно снизятся экономические затраты.

6) Организация проектной и исследовательской деятельности.

Одним из основных методов, направленных на использование информационно-коммуникационных технологий в эффективной организации учебного процесса является проектная деятельность. У нас уже есть небольшой опыт участия в конкурсах. Учителя и учащиеся лицея представляли свои работы и проекты и становились призерами муниципальных и региональных конкурсов по использованию ИКТ в образовательной деятельности. Так, в 2008-2009 учебном году 6 учителей начальных классов высшей категории – Хуснутдинова Г.Б., Красовитова Н.П., Салимгараева Л.Р., Бадамшина Э.В., Гильманова Р.А., Узенева Е.В. – приняли участие в республиканском конкурсе «Медиатека опыта работы лучших образовательных учреждений». В прошлом учебном году 9 учителей участвовали в республиканском конкурсе «ИКТ в творчестве педагога», 4 из них – Султанова С.А., Султанова Р.Р., Карамова Л.Ф., Кашапова Н.М. – стали обладателями дипломов 2 и 3 степени. На республиканском конкурсе «КРИТ-2010» (муниципальный этап) Загиров Тимур, ученик 8б класса занял 3 место в номинации «Видеозапись и монтаж», Ахмадишин Рафаэль, ученик 11б класса отмечен грамотой в номинации «Интернет-проект «Counter ctrike», Мерзлякова Карина, ученица 10бкласса отмечена грамотой в номинации «3D графика «Размышления о добре и зле», Миронов Тимур, ученик 11б класса - грамота в номинации «Web-дизайн».

А если есть результаты, значит, мы движемся в правильном направлении.

В заключение назову «барьеры» в освоении ИКТ учителями:

  1. незнание возможностей современных ИКТ – зачастую педагоги даже не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов и Интернет-сервисов;
  2. отсутствие навыков эффективного использования инструментов Икт – нехватка времени на самостоятельное освоение, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала при возникновении трудностей. Очень часто возникает ситуация, когда, натолкнувшись на ряд трудностей и не получив результата, учитель решает не тратить время на изучение нового программного продукта;
  3. отсутствие методики применения ИКТ - знания о возможностях ИКТ и умения работать с ними все равно недостаточно для эффективного применения ИКТ в образовательном процессе. Для этого нужны методические материалы по разработке мультимедийных материалов, по разработке УМК и т.д.

Преодоление всех барьеров позволит учителям существенно улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал.

Решение педагогического совета

  1. Всем учителям лицея определить свой стартовый уровень готовности к использованию ИКТ.
  2. Каждой предметной кафедре активизировать работу по формированию электронного банка методических разработок уроков с использованием ИКТ.
  3. Всему педагогическому коллективу вести журнал учета занятий и мероприятий с использованием ИКТ.
  4. Учителям информатики Ибрагимовой Г.Р., Карамовой Л.Ф. оживить работу по повышению медиакомпетентности учителей.
  5. Каждой предметной кафедре выставить не менее одной работы на республиканский конкурс «ИКТ в творчестве педагога».

Презентация.