Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов "Окружающий мир", "Изобразительное искусство", "Внеклассное чтение", "Русский язык (развитие речи)"

Разделы: Начальная школа


Цель разработки - Выявить педагогические условия формирования ценностных компетенций у младших школьников.

Задачи

  • На основе изучения Стандартов второго поколения и педагогической литературы определить роль ценностных компетенций в образовательном процессе.
  • Разработать программу педагогической деятельности, способствующую успешному формированию ценностных компетенций у младших школьников.

Актуальность

Переход на новые стандарты ведет к поиску новых решений в области целей, содержания и организации учебного процесса.

Цель образования - формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций, которые включают в себя не только результаты обучения (знания и умения), но и систему ценностных ориентаций учащихся.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что в педагогике идет поиск эффективной программы формирования ценностных компетенций.

Все это обусловило выбор проблемы формирования ценностных компетенций у младших школьников.

Наша методика апробировалась на учащихся 2-3 класса ГОУ СОШ №1372 с углубленным изучением области знаний "Искусство". Данная разработка является продолжением темы интеграции содержания предметов естественнонаучного и эстетического циклов для формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, которая была одобрена специалистом МЦКО Матвеевой Е.И., методистом ОМЦ ЮЗОУО Курбатовой Н.В. и рекомендована для продолжения и углубления. Идёт подготовка к участию учащихся в конкурсе проектных и исследовательских работ "Ярмарка идей на Юго-западе".

Авторская разработка содержит метапрограмму и примерное тематическое планирование интегрированных блоков с указанием вариантов организации творческой деятельности учащихся.

Новым является расширение опыта творческой деятельности и её видов (изобразительной, речевой), попытка создания метапрограммы.

Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов

  • "Окружающий мир",
  • "Изобразительное искусство",
  • "Внеклассное чтение"
  • "Русский язык (развитие речи)"

Задача системы образования в новых условиях состоит в развитии личности учащегося, умеющего учиться и применять знания и умения на практике.

Инструментом для развития личности является формирование универсальных учебных действий (УУД) и ключевых компетентностей.

Одной из ключевых компетенций являются ценностные компетенции. Они связаны с ценностными ориентирами учащихся, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. От них зависит программа жизнедеятельности ученика в целом.

Стандарты устанавливают требования не только к предметным результатам, но и к личностным качествам, которым отдается предпочтение. В основе такого подхода лежит не изучаемый предмет, а ученик, которого мы развиваем, формируем из него индивидуальность. Ребенок - центр развития, а предмет - средство, с помощью которого мы развиваем ребенка.

Подобные акценты заставляют по-новому взглянуть на цель образовательного процесса - приоритетное развитие личности. Как же измерить результаты такого развития? Личностные результаты включают в себя систему ценностных ориентаций ученика.

Это значит, что на каждом этапе обучения учитель должен четко определить, какой личностный смысл будут иметь формирующиеся знания и учебные действия, какие ценности будут формироваться у учащегося? Речь идет о создании такой ситуации в учебном процессе, когда школьник "проживает" знания, пропуская их через себя.

По сути, должна быть составлена метапрограмма, которая позволит учителю максимально раскрыть ценностные ориентиры в своей деятельности.

Стандарты основаны на деятельностном подходе к обучению, по которому усвоение содержания должно происходить в процессе деятельности. Личностное, социальное, познавательное развитие определяется характером деятельности. Содержание образования проектирует определенный тип мышления. Прежде всего, это образное мышление.

Использование механизма художественного образа является примером восприятия нового понятия с позиций личности каждого учащегося через действия преобразования, моделирования, придания личностного смысла. При этом происходит включение индивидуально-личностного фактора.

Какая же деятельность обеспечит личностное развитие учащегося через формирование образного мышления?

Конечно же, это творческая деятельность, формирующая эмоционально-ценностное видение мира и личную систему ценностей.

В школе есть предметы, на которые можно опереться при решении данной задачи. Они представляют область искусства: "Изобразительная деятельность", "Литература". Именно искусство, имеющее своим предметом не просто реальность, а человеческие отношения к этой реальности, могут дать инструмент для решения проблемы передачи эмоционально-ценностного опыта, необходимого для формирования ценностных компетенций.

Главной целью школьного предмета "Изобразительное искусство" является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира.

Главная цель школьного предмета "Литературное чтение" - помочь учащимся найти себя в этом мире, стать человеком, соответствующим и личным задаткам, и общественному запросу. Объекты, факты, явления представляются в виде образов, изучая которые под руководством учителя ребенок познает окружающий мир, самого себя.

Художественно-эстетическое развитие - важное условие социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры.

Художественное развитие осуществляется в деятельностной форме в процессе художественного творчества.

В процессе творческой деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, назначение предметов - формирование личностной системы ценностей.

В творческой деятельности в начальной школе заключены большие возможности. Результат творческой деятельности представляет реальный продукт творчества - произведение, который имеет личностное значение и раскрывает внутренний мир ребенка. Благодаря накоплению опыта творческой деятельности у ребенка развивается творческая способность (креативность), которая переходит затем на другие виды деятельности.

Таким образом, предметы "Изобразительное искусство", "Литературное чтение" предоставляют возможность для накопления опыта, деятельности и формирования эмоционально-ценностных компетенций.

Цель программы "Окружающий мир" - формирование целостной картины мира и осознание места человека на основе научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с природой. В курсе "Окружающий мир" заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Благодаря интеграции вышеназванных предметов гуманитарного и эстетического циклов может быть решена задача формирования системы ценностей, так как интеграция курсов создаёт прочный фундамент не только для изучения, но и для развития личности, поможет решить задачу формирования ценностных компетенций:

- понимание ценности предметов окружающего мира;

- осознание ценности всего живого;

- осознание места человека в окружающем мире;

- осознание причастности к окружающему миру.

Объединение содержания предметов "Окружающий мир", "Изобразительная деятельность", "Литературное чтение", "Русский язык (развитие речи) стало возможным благодаря:

- смысловому соответствию отдельных тем;

- существованию общих целевых установок;

- общности теоретических концепций.

Интегрированный подход обладает развивающими возможностями. Он учит детей рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях, направлениях. А это научает детей делать перенос знаний из одной области знаний в другую, развивает способности анализировать и обобщать информацию.

Таким образом, для формирования ценностных компетенций нами были выделены следующие условия:

1. Использование метапредметного подхода к определению результатов

  • обучения: составление метапрограммы, определяющей ценностные
  • ориентиры при изучении ряда тем по предметам.

2. Использование технологии интегрированного обучения.

3. Интеграция предметов гуманитарного и эстетического циклов.

4. Использование транспредметной интеграции как одной из форм организации учебного процесса.

5. Расширение опыта творческой речевой и изобразительной деятельности.

6. Использование механизма создания художественного образа.

7. Использование блочной системы как одной из форм организации учебного процесса.

8. Использование развивающих технологий интегрированного обучения (проектной и исследовательской деятельности)

9. Наличие творческой группы учителей.

10. Организация личного опыта общения детей с природными объектами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В курсе "Окружающий мир" идёт изучение объектов живой и неживой природы, особенностей их жизнедеятельности. Целью изучения данного раздела является не только изучение особенностей жизни представителей мира живой природы, но и установление связей между объектами живой, неживой природы и человеком.

Перед нами стояла задача формирования ценностного отношения к природе, формирование навыка природосообразного поведения, осознания ценности предметов окружающего мира.

Для эффективной работы в данном направлении мы выбрали живой объект ближайшего природного окружения - дубок, посаженный учащимися на пришкольной территории.

На уроке по теме "Неживая и живая природа" были выделены признаки живого и поставлена проблема: "Какие признаки живого есть у дубка?" Было решено организовать наблюдения за жизнью дубка. Для создания мотива данной деятельности использовался механизм художественного образа. Образы растений и животных наиболее близки детям в младшем школьном возрасте. Была прочитана сказка, в которой Дубок - живое существо, рассказывает детям историю своего рождения (метод биографий) и высказывает пожелание подружиться с ними.

Предложение дружбы поставило перед детьми проблему: нужно знать и понимать того, с кем дружишь. Принимается решение о необходимости изучения "зелёного друга". Таким образом, изучение последующих тем раздела стало личностно значимым.

Далее была составлена метапрограмма по разделу. По каждому уроку было определено, какой личностный смысл будут иметь формируемые знания, умения и навыки, какие ценности будут сформированы у учащихся (см. тематическое планирование блоков).

В ходе работы были использованы следующие виды творческой деятельности:

- речевая деятельность (составление загадок, словесных картин, этюдов, текстов с использованием "картинной" и "деловой" речи, составление вопросов для викторины, подбор собственных метафор и сравнений, диалоги в системе этических бесед по прочитанному, создание комикса-сказки, создание книжечки "История Дубка);

Желание передать своё видение окружающего, своё восприятие, передать чувства переживания, впечатления, поделиться итогами своих наблюдений создало свою речевую ситуацию. Возникла необходимость использования письменной речи (художественной и деловой).

- изобразительная деятельность (рисование по представлению, иллюстрирование, создание книжечки, создание сезонных орнаментов для оформления страниц книжечки).

Художественный образ помог сформировать ценностное отношение к объекту природы, сделать его личностнозначимым.

В нашей работе применялись следующие методы и приёмы:

- наблюдения за объектами природы, их зарисовка с натуры;

- метод биографий;

- метод идентификации;

- метод этических диалогов.

Появление у детей желания вырастить новые деревья, продолжать наблюдения и пополнять знания о тайнах растений, возникновение желания создать книжечку "Биография Дубка" с целью передачи своего опыта общения с представителем растительного мира другим детям - все это является ярким свидетельством сформированности ценностной компетенции.

Примерное тематическое планирование блоков 2-3 класс (в основе курс "Мир вокруг нас" авт. Плешаков А.А.)

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования.- М.: "Просвещение", 2009.

2.Программа "Зеленый дом" / автор А.А.Плешаков - М.: "Просвещение", 2008.

3.А.А.Плешаков. Тематическое планирование по программе "Зеленый дом" - М."Просвещение", 2008.

4.Е.Ю.Сухаревская "Технология интегрированного урока" - Ростов на Дону: "Учитель", 2003.

5.Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче-оол. "Учимся читать книги". Методическое пособие к урокам чтения.- М.: "Московские учебники", 2007.

6.М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко "К тайнам нашего языка". Методические рекомендации. - Смоленск - "Ассоциация ХХ I век", 2008.

7. Речь. Речь. Речь.: Детская риторика для младших школьников (под ред. Ладыженской Т.А.) - Тула: Родничок/М: Астрель, 2000, 480 с.

8. Преподавание образовательной области "Искусство" в 2010/2011 учебном году. Методическое письмо - М.: МИОО, "Московские учебники", 2010.

9. "Преподавание учебного предмета "Изобразительное искусство" в 2011-м году.

10.Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы. Серия: "Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве". Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Центр "Школьная книга", 2001, 120 с.

11. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс (Пособие для учителя) / авт.-сост. Б.М. Неменский - М: "Просвещение", 2008, 191 с.

12. Детская художественная литература.