Учитесь властвовать собой

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формировать в детских душах твердые ориентиры добра, истины, любви, красоты.

Задачи.

  1. Вооружить учащихся информацией о доброте, истине, любви, красоте.
  2. Учить осмыслению собственных поступков в контексте их соответствия нормам нравственности.
  3. Убедить детей в необходимости учиться сдерживать свои негативные эмоции.
  4. Развивать внимание, мышление и речь.

Форма проведения: этический диалог с элементами ситуативной игры.

Этап подготовки.

  • Подбор обширной и адаптированной к возрасту детей информации.
  • Подготовка материала, соответствующего содержанию занятия.

Оформление кабинета.

  • Выставка книг и рисунков.
  • Аудиотехника и фонограмма песни “Дорога добра”.
  • Стулья расставлены полукругом.
  • На доске - плакат со словами А. Шопенгауэра:

“Хорошо, если человек задумывается, что он несет людям – мир, радость, тепло или от него веет холодом, злобой”.

Ход занятия

Все участники мероприятия рассаживаются на стулья, образующие полукруг.

Звучит фонограмма песни “Дорога добра”.

Учитель. Доброта... Что означает это слово?

(Ребята объясняют, как они понимают это слово.)

Ученик. По определению Сергея Ожегова, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Ученица. Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Учитель. “Учитесь властвовать собой”, - говорил А.С.Пушкин. Как вы понимаете эти слова? (Вести себя в обществе достойно, не давать волю своим отрицательным чертам характера: грубости, заносчивости, агрессивности.)

Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? Как вы считаете, справедливо ли с вами поступали?

А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)

Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

Все люди – и взрослые, и дети – иногда приходят в ярость и дают волю своему гневу. Правда воспитанные люди стараются сдерживаться и срываться как можно реже.

Некоторые дети порой так злятся, что совершенно теряют контроль над собой и начинают топать ногами, кричать, плакать, лезть в драку или кататься по полу, всячески привлекая к себе внимание взрослых и требуя исключительного к себе внимания. Если часто давать волю своему гневу, то несдержанность может перейти в привычку, а это грозит многими неприятностями. Есть риск растерять всех своих друзей и остаться одному.

Если у вас возникла какая-то проблема в общении с одноклассниками, братом или сестрой, попробуйте спокойно поговорить, обсудить сложившуюся ситуацию – и проблема, наверняка, будет решена без всякой драки. Помните, что ссоры, ненависть, злоба не прибавляют здоровья никому, а расшатывают его.

Известно, что здоровье, не купишь ни за какие деньги. Давайте его беречь!

Не забывайте, что заботиться о своём психологическом состоянии нужно ничуть не меньше, чем о сердце, желудке или почках.

Старайтесь наполнить свою душу любовью и щедростью и не позволяйте развиваться в ней зависти, ненависти и злобе.

Тогда, и только тогда вам удастся вырасти по-настоящему здоровыми людьми.

Учитель. Как сдержать свои негативные эмоции? Как справиться с обидой?

Представьте, что вы кладёте свою обиду на ладошку и сдуваете её.

Если не поможет – напишите на листе бумаги то, что вас обидело, а затем разорвите листок на мелкие-мелкие кусочки и выбросите в мусорную корзину.

Ученик. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только, желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Ученица. Говорят, что мир – это зеркало. Если ты смотришь в него с любовью и улыбкой, оно тебе ответит тем же. И если ты хочешь, чтобы к тебе относились по-доброму, будь добр сам.

Учитель. Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:

Доброе слово и кошке приятно.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Доброе братство сильнее богатства.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

Ученик. А теперь послушайте несколько советов, которые пригодятся вам в жизни.

Любовь

Самое великое и прекрасное чувство на свете.

Если вы хотите вырасти счастливыми, уравновешенными людьми, старайтесь любить людей, природу, животных – весь окружающий мир.

Ученица.

Гнев

Нехорошее чувство. Оно мешает ясно соображать. В гневе мы можем наделать много глупостей, о которых потом будем сожалеть. Старайтесь сдерживать злобу и гнев, когда это только возможно.

Если вы научитесь этому сейчас, то вырастете спокойными, приятными в общении людьми и чаще сможете добиваться того, чего захотите, и многие люди станут вашими друзьями.

Ученик.

Ненависть

Одно из самых отвратительных чувств. Старайтесь в жизни обходиться без неё. Если какой-то человек вам неприятен, попытайтесь его понять: может быть, его нужно пожалеть? В крайнем случае, проводите меньше времени с ним, избегайте его компании, но только удержитесь от ненависти. Она очень вредна и разрушительна для здоровья.

Никого и никогда ненависть не доводила до добра!

Игра “Обзывалки”

Передавая мяч по кругу, будем называть друг друга разными необидными словами. Подойдут названия овощей, фруктов, грибов, мебели… Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты… редиска!”, “А ты… чернослив!”. Когда мяч обойдет круг 2-3 раза, обязательно завершим игру комплиментами, скажем соседу что-нибудь приятное, например: “А ты… лапонька!”, “А ты… солнышко!”.

Ученица.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.

Учитель. Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

(Можно включить приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Учитель. Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будет

по-прежнему с вами…

Всего вам доброго!