Международная деятельность школы в рамках культурологического проекта "Молодежь в диалоге"

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В современных условиях человек слышал, что такое коммуникация, знает, что такое “поболтать”, но чаще всего молодое поколение не знакомо с принципами диалога, вырабатываемыми великими умами, такими, как Мартин Бубер, Ойген Розеншток-Хюсси, Михаил Бахтин, Владимир Библер и другие…

Ещё Мартин Бубер в своем бунте против рациональности представил личность в виде абсолютной ценности. Бубер утверждал, что она может существовать только через общение с другими личностями. Именно через общение возможно, по Буберу, преодоление отчуждения и восстановление аутентичного существования человека.

Уже в четвертый раз, в ноябре 2010 года, в рамках ежегодного Международного научно– культурологического фестиваля “Евроада” совместно с Российским институтом культурологии состоялась встреча учащихся школ и гимназий 7-ми стран: Германии, Нидерландов, Бельгии, Австрии, Израиля, России, ЮАР. Участниками фестиваля стали учителя и учащиеся московской школы № 2012 .<Рисунок 1>

Место проведения фестиваля г.Аахен, Германия, старинное аббатство Рольдук, расположенное на границе трех государств: Нидерландов, Германии и Бельгии. <Рисунок2>

Объединяющим началом фестиваля и стала философия выдающегося мыслителя и гуманиста Мартина Бубера.

Жизнь человека вне диалога немыслима. Ежесекундно мы находимся в диалоге: то с собой, то с собеседником, то с книгой, то с природой... Диалог – это среда нашего интеллектуального обитания.

Проект “Молодежь в диалоге” – прекрасная возможность выразить себя и услышать мир и для молодых, и для уже взрослых людей, с одной стороны. А с другой стороны – это барометр культурного состояния как отдельной личности, так и общества в целом. Способность вести диалог – это способность к развитию.

Перед учащимися выступил председатель фестиваля, доктор Вернер Янсен, определив основные задачи проекта, он задал ритм, настроение и тему предстоящей недели диалога.

В программу недели диалога были включены мероприятия, способствующие развитию умения вести диалог с Другим, слушать и слышать Другого: посещение Бенедиктинского монастыря, центра помощи людям с ограниченными возможностями “Лебенсхильфе”, культурно-исторического комплекса Фогельзанг, дебаты с представителями власти...

Запоминающимся событием стало посещение центра реабилитации людей с ограниченными возможностями “Лебенсхильфе”, где молодые люди провели целый день вместе с жителями центра, работали, обедали, общались, став частью жизни друг друга. <Рисунок3>

Неделя диалога – это также возможность диалога с самим собой, природой, искусством, музыкой. Участники фестиваля побывали на концерте классической и современной музыки старинном замке Бург Роде.

Одним из ярких событий фестиваля стало вручение премий заочного Международного литературного конкурса для подростков по теме “Эпифания”. Вручение проходило в старинном замке Эренштайн, в Нидерландах. Учащаяся 11а класса Свидзинская Александра стала обладательницей четвертой премии. В своем эссе “Эпифания свободы” она рассказала о человеческом подвиге своей 16-летней бабушки, бежавшей из мест принудительного заключения для малолетних узников под Дюссельдорфом. Её выступление вызвало горячий отклик в сердцах слушателей. (С работой можно познакомиться на сайте “Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”) <Рисунок 4>, <Рисунок5>.

Одно из самых необычайных мероприятий – это работа в культурно-историческом центре Фогельзанг, который сочетает в себе мрачную историю Третьего Рейха и красоту заповедной природы. Здесь молодые люди проходили тренинги на формирование толерантного сознания, работая в группах, знакомились с историей местности.

Взаимодействие участников фестиваля проходило в разных формах: групповой работе, дискуссиях, дебатах и пресс-конференциях с государственными деятелями, встречах с деятелями культуры, на прогулках и экскурсиях. Работая в группах, подростки искали ответы на поставленные перед ними вопросы.

Интересной формой работы стали дебаты на различные темы. Горячий отклик вызвала тема “Европа. Европейское сообщество””, где каждый из ребят в ходе подготовки к дебатам с членом Европейского Парламента Сабиной Ферейн поделился своим мнением о том, чем является Европа для него, каким он видит будущее Европы. В свою очередь Сабина Ферейн на пресс-конференции поделилась с ребятами своими мыслями и заботами о настоящем Европы. <Рисунок 6>

В ходе работы на проекте девушки и юноши из России сломали стереотипы представления о русских.

Многие молодые люди, которые встретились здесь, прониклись проблемами и настроениями Другого, многие стали друзьями за короткое время. Юноши и девушки из Москвы и Перми завоевали всеобщее восхищение: повсюду были слышны возгласы приветствия “Russia!”. На последнем вечере нашей встречи на трех языках все пели популярную детскую песенку “Солнечный круг”.

В проекте работали не только школьники, но и их учителя – руководители групп. Принимая участие во всех программных мероприятиях, они знакомились с образовательными системами разных стран, обсуждая итоги дня, делились друг с другом впечатлениями. <Рисунок 7>

События международного культурологического фестиваля Евроада широкоосвещались в немецких и голландских СМИ. Написанные по результатам поездки статьи московских школьников публикуются в журнале “EuriArtes”, Германия.

Мы можем сейчас поздравить наших учащихся Свидзинскую Александру,Кучеравенко Каролину, Жукову Олесю, Елдашева Александра за проделанный путь к Другому. <Рисунок 8>

Реализация международных образовательных программ позволяет школьникам максимально адаптироваться в современном мире через взаимодействие, диалог народов и культур, ведет к углублению их культурного саморазвития, к взаимообогащению за счет иного культурного опыта.

Радует то, что многие молодые люди, прибывшие из семи стран мира, чувствовали в себе искреннее желание слушать и слышать, ведь любой собеседник – это другой мир, другое мировосприятие, иное, зачастую неожиданное, видение всего. Постепенно к юношам и девушкам приходило осознание того, что именно в диалоге запечатлеваются непроторенные пути ума и сила мысли, воплощенные в величии и мощи слова. Кто из великих – писателей, философов, ученых – стал бы великим, если бы им не были поведаны тайны в ходе диалога с Другим: человеком, книгой, цветком, Богом?

Другие – это зеркала, всматриваясь в которые, анализируя информацию, полученную от них, мы производим коррекцию всех своих личностных сфер.

Внутренние диалоги предшествовали или следовали за диалогами с Другими и способствовали наведению порядка во внутреннем мире молодых людей, во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Ведь умение слушать и слышать, вести диалог в настоящее время включено в структуру способностей человека к разным видам деятельности и в структуру профессиональной компетентности. Следует осознать, что для нынешней молодежи это не просто очень важно, а принципиально для будущего.

img1.jpg (11413 bytes)   img2.JPG (10568 bytes)

img3.JPG (12731 bytes)   img6.jpg (19335 bytes)

img7.JPG (11922 bytes)   img8.jpg (13751 bytes)