Изучение речи детей с позиции современной науки

Разделы: Логопедия


Речь – важнейшее достояние человечества, наиболее человеческая и наиболее социально значимая психологическая функция. Это средство нашего общения, познания мира, сохранение тысячелетнего опыта предыдущих поколений. Именно поэтому даже незначительные нарушения речевого развития становятся серьезным препятствием не только для коммуникации, но и для обучения, а также социального становления личности. Изучения нарушений речевого развития,  их предупреждения и исправления являются важнейшей задачей науки логопедии.

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-праксический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой) [1]. В связи с этим речь и ее нарушения становятся предметом исследования многих наук, которые оказывают на логопедию влияние и позволяют изучать речевые нарушения с принципиально новых позиций и внедрять в практику новые подходы, принципы и методы обследования и коррекции.

Процесс изучения речи – явление сложное и многостороннее. Научно обоснованная методика должна опираться на понимание как сущности и отличительных черт языка, так и речевого механизма, знание закономерностей и особенностей развития разных сторон речи, навыков и умений речевого общения. Поэтому теоретическую базу изучения речи детей составляют данные ряда наук, с которыми логопедия связана внутрисистемными и межсистемными связями:

  • внутрисистемные связи — с педагогикой — наукой о воспитании человека; раскрывающей сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения; включающей теорию воспитания, дидактику, школоведение;
  • специальной педагогикой — отраслью педагогики, изучающей особенности развития, обучения и воспитания детей с аномалиями развития; включающей олигофренопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями), сурдопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями слуха), тифлопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями зрения);
  • методикой обучения русскому языку;
  • логопедической ритмикой;
  • психологией (общей, возрастной, педагогической, когнитивной, социальной);
  • специальной психологией;
  • психодиагностикой;
  • патопсихологией;
  • нейропсихологией.
  • Межсистемные связи представлены медико-биологическими и лингвистическими науками. Медико-биологические науки:
  • анатомия и физиология детей и подростков;
  • нейрофизиология и высшая нервная деятельность;
  • невропатология;
  • клиника умственной отсталости;
  • оториноларингология;
  • педиатрия;
  • генетика;
  • психопатология.
  • Лингвистические науки:
  • языкознание;
  • фонетика;
  • лексика;
  • грамматика;
  • психолингвистика.

Взаимосвязь логопедии со всеми перечисленными науками обусловлена необходимостью знаний о речи и личности ребенка, об этиологии и механизмах речевых расстройств, особенностях коррекционной работы и профилактических мероприятиях. Знание медицинских наук помогает правильно проанализировать анамнестические сведения (сведения о развитии ребенка), что позволяет более точно и дифференцированно сделать логопедическое заключение, а также наметить наиболее эффективные пути коррекционного воздействия. Нормы языка и последовательность их усвоения ребенком — важный аспект при дифференциальной диагностике речевых нарушений. Педагогу необходимы психологические знания для установления контакта с ребенком, для выбора методов и приемов логопедического воздействия наиболее подходящих данному ребенку. Очень важно анализировать речевое нарушение в структуре личности ребенка [2].

Комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений предполагает знание теоретических достижений каждой из вышеназванных отраслей науки, координированную разработку практических мероприятий.

Широко используются в логопедии данные психологии мышления, восприятия, памяти. Лингвистическую основу логопедии составляют фонологическая теория языка, учение о сложной структуре речевой деятельности, о процессе порождения речевого высказывания.

Необходимостью хорошо представлять причины, механизмы и симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. определяется связь логопедии с медициной (психиатрией, неврологией, отоларингологией и др.). Логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ребенка, особенностей поведения в коллективе.

Литература.

  1. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики // Логопедия сегодня. – 2007. – №3.
  2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.