Классный час "Профессиональное лицо города". 8-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 8


Задачи:

1. Показать значимость человеческой деятельности, подвести к мысли о необходимости самовоспитания, формировать практические навыки самопознания.

2. Развивать интерес к профессиям, познакомить с профессиональными династиями Кузбасса, города Кемерово.

3. Активизировать учащихся к познавательной и творческой деятельности.

Форма проведения: круглый стол.

Участники:

Учащиеся, педагог, психолог школы, родители учащихся.

Подготовительная работа:

1. Диагностика по методике ДДО (дифференциально-диагностический опросник). Результаты теста под руководством психолога сразу обрабатываются самими учащимися. (Приложение 1)

2. Организация работы творческих групп. На основе полученной по итогам диагностики информации внутри класса формируются творческие группы для самостоятельной работы. Необходимо найти материал о профессии относящийся к одной из пяти групп. (Приложение 2)

3. Подготовка презентации профессий каждой творческой группой:

а) названия профессий, относящихся к доставшейся им группе;

б) рисунки, фотографии, статьи из газет, журналов о мастерах-профессионалах;

в) информация об учебных заведениях, в которых можно получить профессии, относящиеся к "своей" группе (Приложение 3);

4. Составление родословной росписи профессиональной династии всех членов семьи. (Приложение 4)

Оформление:

1. Высказывания:

"Истинное сокровище для людей - умение трудиться" (Эзоп)

"Будем трудиться, потому что труд - это отец удовольствия"

(Стендаль)

"Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду

понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу,

потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы

для этого" (Жюль Верн)

"Человек не ценится теперь только как носитель знаний, важно, чтобы он был деятель" (В.В. Путин)

2. Таблица:

УСПЕШНОСТЬ = ХОЧУ + МОГУ + НАДО

3. Памятка:

" Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?"

4. Фотографии с изображением городских пейзажей, оформленные детьми родословные росписи профессиональной династии своих семей, песни о городе, проектор и компьютер (для слайдовой презентации), проигрыватель CD или магнитофон.

5. Словарь Ожегова С.И.

6. Подготовка ведущих.

(Звучат песни о городе).

Учитель: В 2011 году нашему городу исполняется 93 года. Возраст для города небольшой, но за это время в его облике произошли колоссальные изменения. Из небольшого поселка он превратился в центр с высокоразвитым промышленным производством, культурным и научным потенциалом. В промышленности города традиционно главенствующими являются химическая и топливно-энергетическая отрасли. Но не одной промышленностью живет город.

Мы гордимся тем, что Кемерово - один из крупнейших сибирских образовательных центров.

Кемерово - это солидный культурный центр. Кемеровский драматический театр, Музыкальный театр им. А.К. Боброва, Государственная филармония Кузбасса пользуются неизменной популярностью не только у кемеровчан, но и в других регионах страны.

Особенно преобразился город в последние годы. Появились новые торгово-развлекательные комплексы, современные жилые микрорайоны. Практически заново отстроены физкультурно-спортивные центры, среди которых плавательный бассейн, стадион "Химик", легкоатлетический центр.

Но главной достопримечательностью города остаются его жители, каждый из которых вписал свою строчку в историю города, внес свой вклад в его развитие.

(Слайды с городскими пейзажами, на их фоне звучат стихи.)

Я строил город много зим и лет.
Мир был нетронут, первозданен, молод.
Едва открыл глаза на белый свет,
Едва ступил,
Я начал строить город.
И чем увереннее по земле шагал
И подрастал,
Я ненасытным взором
Все дальше горизонт отодвигал,
В освоенном пространстве строил город.
Мой город возникал у родника,
У скал крутых, у солнечного бора:
Березовые рощи, облака,
Ромашки и черемуха -
Мой город.
Я над долиной город поднимал,
Его окрашивал заветными цветами:
Быть речке - синей,
Белыми - домам
И ярко-красным - флагу над домами.
Я вскинул руку - распахнулась даль.
И я зажег через ночные воды
Огни, чтоб обозначить магистраль,
Огни - проспектов
И огни - заводов.
И удивляясь всполохам земным,
С небес звезда падучая скользила:
Я замер над творением своим,
Когда река все это отразила.
(Геннадий Юров)

Учитель: - Люди разных профессий создавали город, чтобы он стал таким, каким мы его знаем сейчас. Это наши с вами родители - мамы и папы, дедушки и бабушки, старшие братья и сестры, соседи. А так же и вы, ребята, уже вершите историю нашего города. Учитесь в школе, участвуете в различных конкурсах, занимаете призовые места в спортивных соревнованиях. И пройдет совсем немного времени, когда вам будет необходимо определиться в выборе профессии.

Ученик 1: Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово "профессор".

Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. В документе "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется несколько сотен.

Ученик 2: Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии. Выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Как толкуется слово "профессия" в словаре Ожегова Сергея Ивановича.

Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Учитель: - Ребята, вы составили вместе с родителями родословные росписи профессиональной династии своих семей. Какого рода профессии выбирают члены ваших семей?

(Далее идет обсуждение семейных профессий, и определяются профессиональные династии)

- Какие профессии преобладают в вашей семье?

- Что определило выбор профессии вашими родителями?

- Какую профессию хотели бы выбрать вы? Отличается она от профессии ваших родителей? Почему?

Учитель: - Жизнь показывает, что в случае правильного выбора профессии в выигрыше оказывается не только общество, получившее активного, целеустремленного деятеля, но главное, - человек, испытывающий удовлетворение и получающий широкие возможности для самореализации. Если человек занимается работой, которая не приносит радости, его нельзя назвать счастливым. В выборе профессии необходимо учитывать свои интересы, склонности и способности. Для того, чтобы правильно выбрать свою будущую профессию, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего.

Нами была проведена диагностика, по результатам которойв которой были определены группы профессий по типам, которые больше подходят каждому из вас и наиболее интересны. Класс мы разбили на творческие группы для самостоятельной работы. И вы в течение недели искали материал о профессиях, относящихся к одной из пяти групп (Приложение 4)

Человек - человек;
Человек - знак;
Человек - техника;
Человек - художественный образ;
Человек - природа.

Это задание предполагало подбор литературно художественного материала, фотографий, картин и информации о людях этой профессии - наших земляках кузбассовцах, представителях профессиональных династий.

(Далее следуют выступления творческих групп)

Психолог: Существует формула успеха в профессиональной деятельности. Это когда все три слагаемых присутствуют в твоей профессиональной карьере.

УСПЕШНОСТЬ = ХОЧУ + МОГУ + НАДО

Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая:

  • Интересна и привлекательна "ХОЧУ"

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.

Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?

  • Доступна и посильна "МОГУ"

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других - за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

  • Имеется спрос на рынке труда "НАДО"

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный - невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

- Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть? (Идет обсуждение среди учащихся, после которого появляется таблица)

  • Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.
  • Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.
  • Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.
  • Работа - это важная, но все-таки только часть жизни.

Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.

Успехов и вам, ребята!