Урок по теме "Ветер". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели:

  1. Сформировать представление о природе ветра.
  2. Ознакомить с видами ветров. ветров.
  3. Научить чертить розу ветров и анализировать её.
  4. Развивать умение делать обоснование, предположение.

Задачи урока:

  • сформировать представление учащихся:
    • о природе ветра;
    • о причинах его возникновения;
    • о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;
  • учить связывать научные представления с реальной жизнью;
  • научить приему построения особого типа графика – розы ветров;
  • показать учащимся значение ветра и возможности его использования человеком.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, какую большую тему мы изучаем?

Сейчас проведём географический диктант, проверяющий ваши знания по уже изученному материалу.

  1. Воздушная оболочка Земли? (Атмосфера.)
  2. Нижний слой атмосферы, «фабрика погоды»? (Тропосфера.)
  3. Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток называется ... (амплитуда).
  4. Прибор да измерения температуры воздуха? (Термометр.)
  5. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все лежащие на ней предметы, называется ... (давление).
  6. Прибор для измерения давления, называется ... (барометр).
  7. Люди, изучающие состояние атмосферы, называются ... (метеорологи).

3. Сообщение темы и цели.

- Сейчас, чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадку.

Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг и нет его нигде. (Ветер.)

- Тема нашего урока «ВЕТЕР» запишите.

- Ребята, давайте оценим, с каким багажом знаний вы пришли на урок. Выберите тот мешок, который соответствует вашим знаниям по теме (см. Приложение 5).

- Что вы уже знаете по этой теме?

- Что нам предстоит узнать на уроке?

  1. Что такое ветер?
  2. Причина образования ветра.
  3. Виды ветров.
  4. Направление и сила ветра.
  5. Значение ветра.

- Каждый сегодня на уроке должен приложить усилия, чтобы пополнить свой мешок знаний. Подумайте в течение урока на какую оценку вы себя оцените в конце урока.

4. Объяснение новой темы.

- Вы на себе ощущали ветер?

- Как он дует?

Т.е. вы ощущаете как движется воздух. Вы можете сказать определение?

Ветер – это движение воздуха над земной поверхностью в горизонтальном направлении.

Причина образования ветра.

- А вот почему происходит образование ветра?

- Вспомните, как нагревается воздух над сушей и морем?

- Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? (Опыт со свечкой.)

- Какой воздух идёт по низу от открытой двери, какой вверху? (Параллельно происходит составление схемы.)

Объяснение с помощью схем на слайдах образование бриза.

Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день (щелчок мыши). Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, а мы знаем, что чем выше его температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх (щелчок мыши). У поверхности Земли создаётся область низкого давления. Почему? Известно также, что для нагревания 1 см3 воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь образуется область низкого давления. Более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Из области более высокого давления в область более низкого давления (щелчок мыши). Образуется ветер, который носит название бриз.

Итог. Воздух перемещается из области высокого давления в область низкого давления.

Бризы обычно охватывают слой воздуха толщиной около 1 км и проникают в горизонтальном направлении на равнинной местности на десятки километров.

- А теперь на примере дневного бриза попробуйте объяснить образование ночного бриза.

Заполнение таблицы (см. Приложение 1).

Ветры Характеристика Причина возникновения
Бризы. Меняют своё направление в разное время суток. Местные различия в нагревании воздуха над водоёмом и побережьем, пашней и лесом.
     

Итог. Главная причина образования ветра в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого давления.

Виды ветров.

- Мы рассмотрели с вами один из видов ветров. Какой? (Бриз.)

- Аналогично образуются ветра у нас на Дальнем Востоке.

- Работает по учебнику стр. 117 рис. 74. (Объяснение образования Муссона.)

Зимой дует с суши на море он,
Ветер, который зовется муссон.
А летом все делает наоборот
С моря на сушу берет разворот.

Еще в древние века, когда морские и океанские просторы бороздили только парусники, многие арабы отправлялись в июне-июле в сказочно богатую Индию. В это время юго-западный ветер надувал паруса кораблей и они довольно быстро проходили весь путь от берегов Южной Аравии до полуострова Индостан. В зимние месяцы корабли грузились необходимыми товарами и шли обратно. И опять попутный ветер, но теперь уже дующий в обратном направлении, подгонял суда. Ветер, который так помогал морякам, арабы назвали «маусин», что означает «время года, сезон». Название ветру дали очень меткое, ведь он действительно меняет свое направление два раза в год. Впоследствии французы то слово стали произносить на свой лад – муссон.

Гиппал – римский купец, установивший особенности движения муссона (см. Приложение 4).

Ветры Характеристика Причина возникновения
Бризы. Меняют своё направление в разное время суток. Местные различия в нагревании воздуха над водоёмом и побережьем, пашней и лесом.
Муссоны. Меняют своё направление по сезонам года. Различие в нагревании суши и океана зимой и летом.

- По табличке выясните черты сходства муссона и бриза.

- Черты различия.

- Какой можно сделать вывод?

Направление и сила ветра.

- Люди уже давно заметили, что одни ветры (например, западные) приносят осадки, пасмурную погоду; другие ветры, наоборот, ясную солнечную погоду. Поэтому уже давно стало необходимостью уметь определять направление ветра.

- Как вы думаете. Как правильно называть ветер, по той стороне горизонта куда он дует или наоборот откуда он дует?

- Почему?

- Название ветра происходит от стороны горизонта, откуда он дует.

- Как можно определить направление ветра (по местным признакам: деревьям, дыму из труб, флажкам и т.д.) но более точно это можно сделать с помощью флюгера. (Объяснение устройства флюгера.)

Устройство флюгера. На вертикальной стойке (1) надо подвижно закрепить стрелку (2), которая называется «флюгарка». К ней прикрепить крылатку (3). Флюгарка всегда направлена в ту сторону, откуда дует ветер.

- Если по изменению температуры воздуха можно судить по графику, то о направлении ветра можно узнать по графику, называемому розой ветров.

Чертим розу ветров. Раздаю таблицы направление ветров в Николаевском районе за февраль 2009 г. (см. Приложение 2).

- Ребята, подберите прилагательные к слову ветер.

- Как вы думаете. Какие из них характеризуют силу ветра?

- Ветер дует с различной силой. Сила ветра определяется по 12-бальной шкале Бофорта. (Работа с форзацем учебника.)

Френсис Бофорт – составил шкалу скорости ветра (см. Приложение 3).

- Скорость ветра определяется с помощью прибора Анемометра.

Самые сильные ветры на Земле 104 м/с – зарегистрированы 12.04.1934 на горе Вашингтон (США). Самое ветреное место на Земле – мыс Денисова, Антарктида, 300 дней в году ветры достигают 89 м/с.

- Итак по каким параметрам измеряем ветер? (Направление, сила.)

Итог. Название ветра происходит от стороны горизонта, откуда он дует.

Рассказ ученика о торнадо.

О шутках ветра.

«В 1608 г. во Франции над местечком Прованс неожиданно выпал «кровавый» дождь, что крайне напугало население. Многим людям этот дождь запачкал одежду. Почти никто не сомневался в том, что с неба льется настоящая кровь. Утверждали, что такой страшный дождь предвещает смерть. И многие готовились принять ее. Но вскоре дождь прекратился, «кровавые» капли постепенно испарились, и ни с кем ничего не случилось.

Подобные явления в прошлом веке случались в Западной Европе 25 раз. Выпадали «кровавые» дожди и в нашей стране, в частности в Армении. В XX столетии они наблюдались на территории Франции, Италии, Греции, Турции, Венгрии и многих других государств.

Случались и другие «цветные» дожди, 31 марта 1847 г. в Шембери (Франция) прошел «белый» дождь. Аналогичный «молочный» дождь выпал в июне 1956 г. на окраине Киева. Суеверные люди такие дожди часто принимали за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая ураганную силу в далеких пустынях, он нередко поднимает вверх и несет с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается «молочного» дождя, то он обычно имеет в своем составе частицы мела и белой глины.

Ветру присущи и другие «шутки».

Однажды в Дании на протяжении 20 минут с неба падали живые раки. В разное время и во многих местах отмечены случаи «дождей» из пауков, жуков, лягушек и других насекомых и животных. Население Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Шотландии и других приморских стран не раз получало даровую «небесную» пищу в виде «дождя» из сельдей.

Бывает, что ветер переносит и иные предметы. Так, в Марокко он разрушил большие склады с пшеницей и, подхватив ее, высыпал на побережье Испании. В другой раз смерч, образовавшийся в море, проходя около Неаполя, захватил и понес с собой корзины с апельсинами. Через несколько минут на достаточно большом расстоянии от места происшествия выпал «дождь» из апельсинов.

Вы, может быть, знаете, что в 1983 г. сильные ураганы пронеслись по Ивановской и некоторым другим областям, принеся разрушения, и что наши люди отважно боролись с этим стихийным явлением».

Значение ветра.

- Ребята, я давала вам задание, найти пословицы и поговорки о ветре. (Читают.)

- Почему люди уделяли внимание ветру?

- Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море...

- Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были только над водной поверхностью:

Взгляни на небосвод -
Повсюду облака плывут,
Послушные ветрам, и
Громоздят они причудливые формы.

В. Гюго.

- А какое ещё значение имеет ветер?

  • Очищает воздух.

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

  • Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

А. С. Пушкин.

  • Ещё в давние времена люди использовали силу ветра.

Ветряная мельница – аэродинамический механизм, использующий энергию ветра, состоящий из колеса с лопастями и передач. В России ветряные мельницы традиционно использовалась для помола зерна или подъёма воды. Считается, что ветряная мельница впервые появилась в VII веке в Персии.

  • Вырабатывает электроэнергию.

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

  • Ветер «съедает» горы, сглаживает их.

Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.

  • Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

На территории Казахстана расположен прославленный курорт «Боровое». Более всего привлекает отдыхающих березовый танцующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля – ветер.

А знаете ли вы?

В разных местах жители давали свои названия местным ветрам: «женатый» – на оз. Селигер (стихает на ночь); «мужичий» – северный ветер на Дону; «бабий ветер» – слабый камчатский ветер (сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятный для сушки белья); «гнилой ветер» – в юго-западной части р. Волги (часто приносит плохую погоду); «плакун» – западный ветер в Архангельском поморье (часто сопровождается дождем); «фен» – районы распространения: горные системы, особенно Альпы, Памир, Кавказ (направление ветра с гор в долины); «самум» – властелин пустынь, несущий раскаленный песок.

5. Итог урока.

Игра «Знаток географии» (см. Приложение 6).

- Ребята, давайте оценим, с каким багажом знаний вы уходите с урока. Выберите тот мешок, который соответствует вашим знаниям по теме.

- Какие именно знания вы положили в свой мешок?

- Понравился ли урок?

- Какие оценки вы себе поставите? Согласны ли остальные?

Домашнее задание: §39 з.4.