Развитие валеологической культуры обучающихся через занятия в баскетбольной секции

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Важной направленностью стандартов второго поколения является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, что должно проявляться в желании заботиться о своем здоровье, развитии потребности в занятиях физической культурой и спортом. Все это является составляющими валеологической культуры обучающихся. Валеологическая культура представляет собой “сложное интегративное образование, основным компонентом которого являются знания о совершенствовании личного здоровья, отношения к здоровью как к самооценке, ведение здорового образа жизни”[4] В ее развитии велика роль дополнительного образования, в частности – занятий игровыми видами спорта в секции “Баскетбол”.

Работа в рамках системы дополнительного образования гимназии помогает решению проблемы укрепления здоровья детей, формированию их представления о здоровом образе жизни. Это тем более актуально для наших ребят, что в 2010-2011 учебном году первые классы гимназии уже работают на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а через полтора года эта работа продолжится в 5-х классах.

В своей работе я опираюсь на основные тенденции в развитии физической культуры: учет культурно-исторических и национально-родовых традиций региона, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта, целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное освоение летнего олимпийского вида спорта[3].

Решая задачу укрепления здоровья школьников через занятия игровыми видами спорта, я создаю условия для развития их валеологической культуры. Пути достижения намеченной цели – развитие валеологической культуры школьников – я выбрал следующие. Во-первых, я расширил содержание курса “Баскетбол”, основываясь на умениях и навыках обучающихся, приобретенных ими на уроках физической культуры. При обучении баскетболу в рамках школьной программы дети занимаются в основном технической и немного тактической в сочетании с общефизической подготовкой, причем в небольшом объеме. Теоретической и психологической подготовке времени почти не уделяется, а она просто необходима, чтобы обучающиеся осознанно выполняли различные упражнения, умели управлять своим внутренним состоянием, процессами, происходящими в теле, управляли своей мыслью. Все это является признаками валеологической культуры.

На теоретических занятиях формируется тактическое мышление. Если ученики научатся разбираться в теоретических вопросах баскетбола, они быстро поймут суть игрового задания. При объяснении различных тактических схем, расстановок, приемов игры я пользуюсь тактической доской, представляющей собой макет баскетбольной площадки. В последние годы стало возможным использование компьютерной техники. С теории начинается обучение любому техническому приему. Например, при изучении броска в прыжке нужно отметить, где, когда можно применить этот бросок. Для этой цели активно используется видеоматериал с демонстрацией того, что именно изучается. На теоретических занятиях проводятся беседы о самоконтроле, гигиене, без чего невозможно развитие валеологической культуры. При этом я чаще всего применяю технологию сообщающего обучения, основы которого разработаны И. Гербартом [3].

Обучение баскетболу подразумевает и психологическую подготовку ребят, формирует их характер. Исходя из этого, работаю над развитием у них трудолюбия, целеустремленности, упорства, дисциплинированности. Такая подготовка – равнозначный компонент всего тренировочного процесса, так как волевые качества нужны не только в игре, но и в жизни. Поданный совет, строгая команда или поощрение побуждают ребят к мобилизации усилий воли, преодолению неуверенности, робости и так далее. Дисциплинированность формируется требованием выполнения любого упражнения, тактического плана, правил внутреннего распорядка.

Занятия общей физической и специальной физической подготовкой повышают работоспособность организма, что способствует укреплению здоровья обучающихся, а значит, имеют выраженную валеологическую направленность. В ходе работы я менял подход к построению этих занятий. Вместо классической схемы (общеразвивающие, затем специальные физические упражнения, техническая и тактическая подготовка) я поступаю следующим образом. Целиком отдельные занятия я отвожу на общую и специальную физическую подготовку, провожу ее в течение всего учебного года, корректирую, в связи с наличием или отсутствием соревнований, нагрузку. Широко применяю на таких занятиях метод релаксации: различные по характеру мышечных напряжений упражнения чередую с паузами, которые заполняю упражнениями на расслабление мышц.

Сухие, академические занятия никогда не принесут такого эффекта, как эмоционально построенные тренировки, поэтому я часто применяю игровой, соревновательный метод. При этом обучающиеся быстрее осваивают нужное движение, а устают гораздо меньше, чем при однообразном повторении. Каждое упражнение по общей или специальной физичекой подготовке провожу сначала в академическом стиле, причем с минимальным количеством повторений, а затем то же самое упражнение оформляю в виде игры. При проведении упражнений с различными детьми подхожу к этому дифференцированно, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Без периодического контроля за достижениями обучающихся невозможно определить, приносят ли пользу упражнения, улучшаются ли те или иные физические качества, над которыми работали. Я разработал систему контроля, основывающуюся на среднем показателе результатов в каждой возрастной группе. Большая часть учеников не только сдает, но и перевыполняет нормы. На контрольные нормативы ориентируюсь при проведении технической подготовки. Данные нормативы формируются на основе контрольных нормативов по технической подготовке[4].

Огромный вклад в развитие физической подготовки школьников вносит тактическая подготовка. Осуществляя ее, я применяю технологию проблемного обучения, когда обучение осуществляется через исследование. Ребята имеют исходные знания, необходимый результат, а промежуточные результаты и пути их достижения неизвестны. Например, при обучении приемам передачи и ловли мяча предлагаю ребятам самим выбрать способ технического приема с учетом местонахождения партнера и условного соперника, скорости передвижения и т.д..

Таким образом, занятия баскетболом способствуют развитию физической культуры обучающихся, причем применение определенных наработок в системе дает наиболее эффективный результат. В качестве критериев такой работы я вижу хорошую общую физическую подготовленность, уменьшение случаев заболеваемости, повышение общего уровня развития обучающихся (в сравнении с ними самими на более раннем этапе), занятость обучающихся во внеурочное время. Занятия баскетболом содержат возможность для саморазвития, самоактуализации обучающихся через развитие их валелогической культуры.

Литература

  1. Баскетбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР, Издательство: Советский спорт, 2004 г., 100 с.
  2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. "История педагогики""Просвещение", Москва, 1982 г., 386 с.
  3. Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации, http://www.sinergi.ru
  4. Строкань В.В., Коссе С.Е. http://www.nbuv.gov.ua