Контраст как стилистическая фигура в рассказе Л.Н. Толстого "После бала". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Оборудование: мультимедийная установка, презентация учителя, мини-проекты учащихся.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.

Чтение учителем стихотворения А.Шмидта. Слайд №1 (Презентация)

Всегда есть тот,
Кто забивает гвозди.
Всегда есть тот,
В кого забивают гвозди.
И у тебя есть выбор.

Беседа.

- Найдите ключевое слово в данном стихотворении. (Выбор)

- А что такое выбор? (Выбор - это то, из чего можно выбрать.)

- Какой может быть выбор?

Слайд №2

Выбор

Позитивный Негативный

Двойственный

  Был ли в ситуации выбора Иван Васильевич, главный герой рассказа Л. Толстого “После бала”? (Да)

- Какой стилистический приём использует Толстой в своём рассказе, чтобы показать ситуацию выбора героя? (Контраст)

Слайд №3

- Итак, тема нашего урока “Контраст как стилистический приём ” (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”.)

Цель урока: Проанализировать текст рассказа через исследовательскую работу.

Слайд №4

Задачи:

  1. Рассмотреть сюжет и композицию рассказа.
  2. Дать представление о контрасте как о стилистическом приёме, на котором строится рассказ.

Портрет Л. Н. Толстого. Слайд №5

Учитель: Перед нами портрет писателя Толстого работы Н.Н. Ге. (1884 г.) “Поздний вечер”. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме наступила глубокая тишина, всё вокруг спит, только великий труженик Толстой не спит, он не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни…

Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям.

- О какой правде говорит писатель в своём рассказе

“После бала”? (О правде жизни, о жестокости, о несправедливости в николаевской России.)

Что же послужило источником для создания рассказа - “После бала”? (История любви брата писателя-Сергея Николаевича.)

Слайд №6

История создания рассказа “После бала”.

Ученица: В основе лежит история, которая произошла с братом Писателя - Сергеем Николаевичем. Некогда он был влюблён в дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейнша. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался наказанием через строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот стал тогда уже известен Л. Толстому, который через пятьдесят лет воспользовался им для своего рассказа “После бала” Прошлое, настоящее, будущее переплетаются тесным образом.

Слайд №7

40-е г. 19 в.

Время Николая I  (событие, изображённое в рассказе)

1900 г.

Время Николая II (современная автору эпоха )

21 в.

(эпоха, в которой живёт читатель

Слайд №8

- Как вы думаете, для чего автор восстанавливает прошлое?

(Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что ужасы живут и в настоящее время. Лишь слегка изменив формы).

- По какому принципу построен рассказ, в котором отразилась перекличка эпох? (Контраст)

- Что такое контраст?

Слайд №9

Литературоведческая справка

Контраст - противопоставление - стилистический приём, противопоставление явлений и понятий.

Слайд №10

Учитель: Где встречается контраст в рассказе “После бала”?

Контраст

В композиции

В системе образов
В языковых средствах В описании

Учитель: На прошлом уроке вы работали в группах. Собирали материал для исследовательской работы. Сегодня объектом вашего исследования будет рассказ “После бала” Л.Н. Толстого.

Задачи исследования.

  1. Выбрать одно из понятий кластера, в котором использован контраст.
  2. Выяснить, как через контраст раскрывается данное понятие.
  3. Сделать выводы.

Слайд №11

Учитель: Рассмотрим контраст как композиционный приём. В рассказе выделяются основные части:

Вступление - на балу - после бала - заключение

Рассказ заключён в “раму”.Этот композиционный приём называется “рассказ в рассказе”, потому что произведение создано писателем так, что во всех событиях мы узнаём от рассказчика. Слайд №12

Учитель: Cоздадим кластер.

Бал -------------- Экзеуция

Ночь ------------ Утро

Весёлость -------- Угрюмость

Счастье ------------ Горе

Слайд №13

Учитель: Рассмотрим контраст в системе образов.

Полковник ------------ Герой

Гости ------------------ Толпа на улице

Учитель: Остановимся на сравнении полковника и Ивана Васильевича.

Полковник -------------- Герой

Полковник

Слайд №14

Беседа:

- На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает наблюдения над его отношением к дочери на балу?

(В сцене бала не только кажется красивым, милым и добрым-

Он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определённого круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предложению Ивана Васильевича, полковник носит домодельное, а на модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в свет. И Варенька платит отцу любовью и даже гордится им.)

Слайд №15

- Какими качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

(Полковник убеждён, что делать “надо всё позакону”: перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вытянуть “шпагу из портупей”, отдать “её услужливому молодому человеку…” А если придёт случай, ударить этой рукой провинившегося солдата.)

- В чём корень этих противоречий?

(В порядке, законах, царивших в николаевской России, в жизненных ситуациях, заставляющих человека быть то одним, то другим.)

Иван Васильевич

Учитель: Какую роль в жизни Ивана Васильевича сыграл “случай”?

(Первостепенную роль. Юноша, горячий, впечатлительный, впервые в жизни столкнувшись с несправедливостью. Даже по отношению не к нему, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свою жизнь служению другим людям.

Слайд №16

- Была ли перед героем ситуация выбора?

(Да он мог пойти по пути полковника – выбрать карьеру военного. Тогда ему пришлось бы подчиняться законам николаевской России. Жить так, как живёт полковник, как живёт множество людей, служивших палаческому строю, Иван Васильевич не в состоянии. Он высоко нравственный человек. Появление таких людей утверждало простые нравственные ценности – доброту, порядочность, сострадание. Иван Васильевич – человек “всеми уважаемый”, его восхищённо слушает молодёжь, и это бесспорное свидетельство не напрасно прожитой жизни.)

Задачи проектов.

1 группа – создание буклета на тему “Контраст как композиционный приём”.

2 группа – создание презентации на тему “Контраст в системе образов”.

3 группа – исследование по Сократу на тему “Контраст в языковых средствах”.

4 группа – исследование методом “Тройного дневника” на тему “Контраст в описаниях”. Слайд №17

Вывод по уроку: Весь рассказ Л.Н. Толстого “После бала” построен на контрасте. Он есть в композиции, в системе образов, в языковых средствах, в описаниях. И это не случайно. Благодаря ему автору удалось разоблачить социальную несправедливость, сорвать маску с действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой нравственной ответственности человека за всё, что происходит.

Рефлексивная карта (обратная связь).

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Какие виды деятельности были наиболее эффективны?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4