Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Звездная страна"

Разделы: Внеклассная работа


Хорошая игра похожа на хорошую работу,
их объединяет усилие мысли и рабочее усилие,
радость творчества, чувство ответственности.

А.С. Макаренко

Пояснительная записка.

Каникулы – явление социально-педагогическое, эффективность которого обусловлена разнообразием форм воспитательной и образовательной деятельности.

Создание детского оздоровительного лагеря обусловлено необходимостью организации детского досуга, который не только удовлетворяет жизненно основные потребности ребёнка, но и воспитывает его, развивает, удовлетворяет творческие потребности школьников, обучает.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием детей (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности. Всё больше места отводится активным приёмам и средствам воспитания. Детский оздоровительный лагерь, в сущности, до сих пор во многом продолжает практику школы – те же праздники, те же линейки и конкурсы. А игра, особенно сюжетно-ролевая, является формой работы, наполненной новым содержанием.

Потребность изменения подходов к содержательной деятельности детей летом обусловила обоснование данной программы на следующих принципах:

  • приоритет самореализации детей и подростков в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива;
  • включение детей в социально-значимые отношения;
  • открытость для межличностного общения.

Цель программы: максимально способствовать социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний.

Задачи:

  1. Дать детям первоначальные правовые знания на основе Международной конвенции ООН о правах ребёнка.
  2. Формирование патриотических чувств и гражданского сознания детей.
  3. Создание средствами игры дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
  5. Формирование у детей представления об уникальности каждого человека и ценности собственного «Я».

Условия реализации цели программы:

  • Творческое взаимодействие педагогов и детей с целью выявления инициативы и социальной активности.
  • Соблюдение принципа самоуправления.
  • Диагностика лидерского и творческого потенциала участников смены в различные периоды её проведения.
  • Оптимизация деятельности внутри отрядов через наличие у каждого его участника возможности выбора роли и положения (участие в самоуправлении, выполнение временных поручений).
  • Разработка механизма стимулирования личностного роста ребёнка.

Механизм реализации цели программы.

1. Подготовительный этап (с 01.06 по 04.06).

  • Формирование отрядов.
  • Формирование органов самоуправления.
  • Придумать название, девиз, эмблему своего отряда.
  • Открытие лагерной смены.

2. Включение в сюжетно-ролевую игру (с 05.06 по 08.06).

  • Ознакомление с ходом игры.

3. Сюжетно-ролевая игра (09.06 по 27.06)

  • Организация малых и больших дел через сюжетно-ролевую игру, КТД, тренинги, соревнования.

4. Заключительный этап (с 28.06 по 30.06).

  • Подведение итогов смены.
  • Праздник «Закрытие лагеря».

Программа «Звёздная страна»