Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся в рамках психолого-педагогического сопровождения профильного обучения

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


От успешности протекания процесса профессионального самоопределения учащегося зависит его успешность в учебе, что непосредственно влияет на его самооценку и психологическое здоровье. Неумение правильно выбрать индивидуальную учебную траекторию, предметы для сдачи экзаменов, распределить силы в изучении школьных предметов ведет к переутомлению и негативно влияет на процесс учебной деятельности. С целью профилактики возникновения у учащихся сложностей связанных профессиональным самоопределением была составлена и реализована программа “Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся”. Гипотеза программы: целенаправленная ранняя профессионализация обучения способствует наиболее полному развитию осознанного профессионального самоопределения.

Основная цель программы.

Целью предлагаемой программы является создание условий для формирования информационного поля, ориентируясь в котором каждый учащийся мог строить собственный профессиональный профиль на протяжении всего периода обучения, мониторинг динамики готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Задачи программы.

Достижение цели обеспечивает решение следующих задач:

  • Раннее изучение личностных особенностей учащихся, влияющих на выбор дальнейшего профессионального пути;
  • Определение профессиональных предпочтений, интересов, склонностей учащихся;
  • Определение структуры интеллектуального развития учащихся по циклам школьных предметов;
  • Предоставление полученных в ходе психодиагностического исследования результатов его участникам;
  • Получение обратной связи от участников программы;

Для того чтобы иметь боле четкую картину компонентов профессионального самоопределения необходимо иметь как можно более обширную (качественно и количественно) и достоверную информацию. Качество информации достигается наличием разнообразных методических исследований, а количество – ранним исследованием и ведением учащегося на протяжении всего периода обучения (начиная с начальной школы). Таким образом, срок реализации программы охватывает весь период обучения: с 1 класса, участвуя в данной профилактической программе, школьники начинают формировать представления о себе, своей профессиональной направленности.

Этапы реализации программы.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях профилизации образования – процесс поэтапный, основанный на возрастных особенностях, соответственно, можно выделить этапы реализации программы изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся, с учетом их возрастных и психологических особенностей:

Первый этап (I – IV классы) – изучение личностных особенностей, влияющих на выбор дальнейшего профессионального пути, создание условий для формирования интереса к профессиональному самоопределению.

Второй этап (V – VII классы) – оказание помощи в осознании школьниками своих интересов, способностей, социальных ценностей.

Третий этап (VIII – IX классы) – развитие самосознания, ориентированного на формирование у школьников личностного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности, умения соотносить выбор пути продолжения образования со своими реальными возможностями.

Четвертый этап (X – XI классы) – уточнение социально-профессионального выбора в условиях выбранного профиля обучения, к которому появились устойчивые склонности и интерес.

Структура этапа.

Каждый этап имеет четкую структуру, начиная от подготовки к проведению исследования, и заканчивая индивидуальным обсуждением результатов психодиагностики в соответствие с целью этапа, получением обратной связи:

  • Подготовка к проведению исследования (подготовка бланков);
  • Психодиагностическое исследование профессиональных интересов и склонностей учащихся;
  • Психодиагностическое исследование развития и структуры интеллекта учащихся;
  • Анализ динамики уровня готовности к профессиональному самоопределению;
  • Обработка результатов, полученных при исследовании;
  • Анализ полученных данных;
  • Представление общей картины результатов исследования (групповая консультация учащихся с использованием компьютерных презентаций см. приложение 1.);
  • Индивидуальное обсуждение результатов психодиагностики в соответствие с целью этапа, получение обратной связи.

Ожидаемые результаты: формирование базы данных о профессиональных предпочтениях и способностях учащихся, с целью создания условий для самостоятельного, осознанного и адекватного их выбора дальнейшего профессионального обучения. Развитие способностей учащихся строить свой собственный профессиональный профиль на протяжении всего периода обучения. Таким образом, каждый учащийся участвующий в профилактической программе “Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся” на выходе имеет четкое представление о своих профессиональных предпочтениях, интересах, способностях, строит свой проект профессионального обучения, в котором сам является активной, действующей стороной.

В зависимости от возраста учащихся и цели этапа применяются соответствующие методики исследования:

  1. Наблюдение
  2. Опрос “Я люблю!”
  3. Рисуночный тест “Я в будущем”
  4. Методика АСТУР (Модификация Акимовой М.К. Борисовой Е.М….)
  5. Методика ШТУР-2 (Модификация Акимовой М.К. Борисовой Е.М…);
  6. Методика ГИТ (Модификация Акимовой М.К. Борисовой Е.М. ...);
  7. Опросник профессиональных предпочтений (Дж. Голланд);
  8. Карта интересов (Голомшток);
  9. Личностный опросник Г. Айзенка
  10. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).

Диагностика учащихся и групповые консультации учащихся и их родителей проходят в учебных кабинетах, оснащенных партами и стульями, возможно, для повышения наглядности предоставляемой информации посредством компьютерной презентации, наличие интерактивной доски.

Индивидуальное консультирование по результатам диагностики проводится в кабинете психолога.

Последовательное формирование у ребенка знаний о себе, своих профессиональных интересах, склонностях, предпочтениях позволяет снять ряд проблем возникающих в средней школе и связанных с самоопределением. Важно не просто получить сведения об учащихся, а обязательно ознакомить его самого с полученными результатами. То есть, по итогам психодиагностического исследования, каждый из учащихся имеет возможность, получить необходимую консультацию. Представление результатов носит рекомендательный характер.

Обязательным этапом реализации программы является заполнение Индивидуальной профконсультационной карты, где в компактном виде помещаются результаты всех диагностических исследований ребенка. Психолог по итогам каждого исследования проводит качественный и количественный анализ, формирует аналитические справки, сводные таблицы.

О процессе реализации программы, ее целях и задачами, а также результатах информируются родители учащихся (родительское собрание).

Реализация данной программы ведется на базе муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №77 г.о. Тольятти с 2005 года и охватывает всех учащихся гимназии (более тысячи школьников). Анализ отзывов участников показывает, что в процессе реализации профилактической программы умения самостоятельно, осознанно и адекватно делать выбор дальнейшего профессионального обучения у учащихся развивается.

Основные положительные моменты, которые отмечают учащиеся можно охарактеризовать отнесением их высказываний к таким сферам как: определение с профилем обучения, индивидуальной траекторией обучения, выбор предмета для экзамена, выбор ВУЗа, профессиональное определение Особенно отмечено чувство поддержки во время консультирования и желание быть активным.

Положительные отзывы учащихся подтверждаются также анализом полученных результатов за период реализации программы, откуда следует, что по мере обучения учащиеся более серьезно начинают относиться к выбору будущей профессии и чаще свои интересы соотносят с будущей профессиональной деятельностью. А начиная с 8 класса выбор профессиональных сфер и интересов уже достаточно устойчив.

Таким образом, целенаправленная ранняя профессионализация обучения способствует наиболее полному развитию осознанного профессионального самоопределения.

Используемая литература:

  1. Азарова С.Г.Этапы профессиональной работы в Лицее Искусств.// Современные проблемы профессионального образования. Сб. научных трудов. – Тольятти, 1999. – С. 210-213.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование. С-Пб: Питер, 2007. – 688 с.
  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 374 с.
  4. Пряжников Н.С. Профессональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1996. – 256 с.
  5. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М.: УРАО, 1997. – 236 с.

Приложение