Пейзаж родного края

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

– развивать творческую фантазию, ассоциативное мышление путем предоставления каждому ученику свободы художественно-творческого решения учебной задачи.
– познакомить учащихся с основами цветоведения;
– дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета;
– холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
– научить получать новые цвета через смешивание красок;
– воспитывать художественный вкус;
– помочь школьникам научиться работать в холодной и теплой цветовой гамме и уметь передавать настроение изображаемой картины.
– формировать позитивное отношение к окружающему миру и желание откликаться на его красоту.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей.
  3. Актуализация знаний учащихся.
  4. Сообщение новых теоретических знаний.
  5. Практическая работа – 25 мин.
  6. Анализ ученических работ. Закрепление изученного.
  7. Итог урока – 5 мин.

Оборудование: проектор, компьютер.

Материалы:

Презентация PowerPoint, гуашевые краски, рисунки детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

2. Сообщение темы и целей.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами закрепим изученный материал и перейдём к изучению нового.

3. Актуализация знаний учащихся.

Презентация. “Пейзаж в живописи”.

<Приложение 1>

Учитель: Давайте ответим на следующие вопросы.

Слайд №2. Закрепление изученного материала.

  1. Назовите виды ИЗО?
  2. Что такое графика?
  3. Что является основой языка графики?
  4. Назовите материалы, которые используют для выполнения графической работы?
  5. Что такое живопись?
  6. Что является основой языка живописи?
  7. Назовите материалы, которые используют для выполнения живописной работы?

4. Сообщение новых теоретических знаний

Учитель: Именно с помощью этих материалов живопись обретает основное средство выразительности – цвет.

Учитель: Ребята посмотрите на доску и скажите, как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? (на доске фото осень и зима).

Слайд №3. Тема урока.

Тема урока: “Пейзаж родного края”.

Задача урока: изобразить живописный пейзаж.

Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.

Живопись – искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок.

(В словаре Ефремовой)

Лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве помогает художникам наука о цвете – цветоведение.

Слайд №4. Ахроматические цвета.

Слайд №5. Хроматические.

Слайд №6. Тёплые и холодные.

Слайд №7. Основные и составные.

Слайд №8. Картина донского художника. Осень.

Учитель: Какое время года изображено на картине? В каких тонах?

У нас за окном тоже осень прекрасная осенняя пора.

Какие стихи об осени вы знаете? Ведь русские поэты тоже

воспевали это прекрасное время года в своих стихах.

Учитель: Вот как описывает осень донской писатель Колесников в своём произведении “Тайны степного леса”. Осень. Яркая палитра Осень – великолепная художница. Чеканной медью и старой бронзой украшает осень яблони и груши степных садов. А на опушках лесных полос холодными кострами вспыхивают жерделы. Нет, наверное, ни одного оттенка желтого, оранжевого, красного, фиолетового который осень не бросила бы на наши степные сады, леса и перелески. И только серебристые тополя, так и не поддавшись очарованию осени, сбрасывают на землю свои узорные листы в летнем зеленом уборе…

Колесников Г. Яркая палитра // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С.

Слайд №9. Картина донского художника. Зима.

Зима в степи

Учитель: Зима в степи легла снежная. У лесных полос наело такие сугробы, что из-за них виднелись только верхушки деревьев. Овраги и балки завалило снегом – выровняло степь. И она лежала большая, белая, бесприютная.

Колесников Г. Подсудимый // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 30-34.

5. Практическая работа.

Учитель: Мы с вами увидели красоту донского края в произведениях изобразительного искусства и литературы.

Учитель: Сейчас мы с вами приступаем к практической работе.

Учитель: Постарайтесь и вы в своих работах показать красоту родного края и любовь к нему.

Слайд №10. Практическая работа.

Учитель: Ваша задача изобразить живописный пейзаж в тёплых и холодных тонах.

Слайд №11. Последовательность работы над пейзажем.

Учитель: Приступаем к работе над пейзажем в цвете.

6. Анализ ученических работ. Закрепление изученного.

Прикрепить работы на доске “Пейзаж родного края”

Слайд №12. Вопросы.

  1. Что такое живопись?
  2. Что является основой языка живописи?
  3. Назовите тёплые и холодные цвета?

Учитель: Родина – это место, где ты родился, где сделал свои первые шаги, Пошел в школу, нашел друзей настоящих и верных. А еще это место, где человек стал Человеком, научился отличать плохое от хорошего, творить добро, любить, где услышал  первые добрые слова и песни…

Учитель: Нет дороже места, где ты родился и вырос. Для нас – это наше родное село. Приглашаю Вас на прогулку по родному краю.

Презентация. “Пейзаж родного края”

<Приложение 2>

7. Итог урока.

Учитель: Не забывайте о своей Родине, родителях, школе, школьных друзьях. Сделайте эти места более красивыми.

Учитель: Я надеюсь, ребята, что вам и конечно нашим гостям урок понравился.

Учитель: На доске есть листочек со смайликом, приклейте и свои смайлики туда же если вы получили удовольствие на уроке.