Надежная защита организма

Разделы: Начальная школа


Форма: Урок-наблюдение.

Цели: расширить и углубить знания детей о коже, ее свойствах, значении; развивать мышление, память, внимание; умение объяснять целесообразность строения кожи и ее назначение в приспособлении организма к окружающей среде; воспитывать аккуратность, серьезное отношение к гигиене своего тела.

Оборудование: учебники, лупы, зеркало, индивидуальная аптечка, карточки-опоры: «наружная оболочка», кожа», «подкожный жир», таблица «Строение кожи», презентация к уроку.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Обобщение знаний об органах чувств.
    • Перечислить органы чувств человека;
    • Роль каждого из органов чувсв в жизни человека;
    • Охрана органов чувств;
    • Связь органов чувств с головным мозгом.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Работа по теме урока.
    а) Наблюдение за кожей (определение свойств кожи). Работа в парах.
    • поддерживает постоянную температуру;
    • упругая;
    • тонкая;
    • мягкая;
    • прочная;
    • водонепроницаемая;
    • защищает от повреждений.
    б) Практическая работа с зеркалом и лупой.
    • определение цвета (зависит от пигмента);
    • маленькие отверстия – поры, их работа (выделительная);
    • волосяной покров.
    в) Слои кожи:
    • наружная оболочка;
    • кожа;
    • подкожный жир.
  5. Физминутка.
  6. Сценка «Познакомтесь с чистотой».
  7. Рассказ школьного фельдшера «Первая помощь при повреждениях кожи».
  8. Итог.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Обобщение знаний об органах чувств.

На прошлом уроке вы познакомились с органами чувств. Давайте посмотрим как вы усвоили тему.

(Проводится фронтальный опрос по пройденному материалу)

  • Перечислите органы чувств человека.
  • Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?
  • Как нужно беречь глаза, уши и другиеорганы чувств?
  • Объясните связь органов чувств с головным мозгом.

(Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение)

III. Сообщение темы и целей урока.

Попробуйте отгадать о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Вот одежда, так одежда!
В ней уютно и тепло,
Под дождем не промокает
И не мнется ни за что!
А еще – не выцветает,
И дышать легко нам в ней,
И носить ее мы можем,
Не снимая много дней. (КОЖА)

– Что вы знаете о коже? (ответы детей)

Сегодня на уроке продолжим изучать организм человека. Тема урока «Кожа».

– О коже на уроках информатики мы говорили как об органе осязания, т.е. об органе чувств. А сейчас мы будем рассматривать кожу как орган человеческого организма и ее работу.

IV. Работа по теме урока.

а) Наблюдение за кожей (определение свойств кожи). Работа в парах.

Кожа – надежная защита организма. Она равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Она защищает организм от ушибов, царапин, ран, грязи, микробов, перегрева солнечными лучами.

Сейчас вы будите работать в парах. У вас на листочках начерчена таблица «Свойства кожи». По ходу наблюдения вы отмечаете «ДА» или «НЕТ» в колонках таблицы.

– Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте ее, попробуйте потянуть. Что вы можете о ней сказать? Какоя она? (гладкая, мягкая)

Что просматривается через кожу?

– Сосуды. Значит кожа….тонкая

Обратите внимание – на местах сгибов: локти, суставы пальцев, колени – кожа имеет складки.

– Случайно ли это? Зачем эти складки?

– Правой рукой захватите складки кожи на суставе пальца левой руки, а теперь медленно согните палец. Объясните, что происходит с кожей? (без складок наши пальцы, руки, ноги не могли бы легко сгибаться).

Следовательно, кожа прочная, упругая и эластичная.

– Меняется ли температура вашего тела в зависимости от температуры воздуха? -Нет.

– Значит кожа участвует в регуляции температуры тела и поддерживает постоянную температуру.

Кожа водонепроницаема, поэтому человек не высыхает в жару и не «тает» во время дождя.

Вывод. Кожа защищает человека от солнечной радиации. Она достаточно прочна, чтобы защитить его от повреждений, в то же время достаточно мягка и упруга, что позволяет человеку совершать движения. Она сохраняет тепло, когда надо, охлаждает тело, поддерживая постоянную температуру внутри него.

б) Практическая работа с зеркалом и лупой.

Рассмотрите кожу через лупу. Посторайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия?

– Наверное, кожа через них дышит.

– Правильно, а еще через поры выделяется жир и пот.

– Проведите по лбу пальцем и приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (Пятно)

– Это пятно жира, который выделяет кожа.

– Вы можете спросить: хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу?

– Оказывается, жир и пот очень важны.Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Так человеку легче переносить жару и выполнять тяжелую работу. Значит, кожа способна поддерживать постоянную температуру тела человека. Кроме того, с потом выделяются из организма некоторые вредные вещества. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На одном квадратном сантиметре кожи находится до 40000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.

– Еще у вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи.

– А какого цвета кожа? (Бледно-розового)

Цвет кожи зависит от красящего вещества – пигмента, содержащегося в клетках. Каротин – придает желтый оттенок. Меланин – окрашивает в коричневый или черный цвет. Чем темнее кожа, тем лучше она защищена от солнечного загара. Загар – это одна из защитных реакций организма.

Пигмент предохраняет кожу от повреждений, которые мог бы нанести солнечный свет. А вот в коже белых людей мало пигмента и на солнце такие люди быстро обгорают. Такую кожу нужно прикрывать от загара или пользоваться кремом.

в) Слои кожи.

Ребята, а теперь я вам расскажу из чего состоит кожа.

(По ходу объяснения учитель прикрепляет табличкт)

Кожа состоит из трёх слоев.

Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.

Второй слойсама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает её более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.

Наиболее чувствительна кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти.

Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Итак, наша кожа состоит из трех слоев. Перечислим их еще раз.

– Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. А что предохраняет кожу от повреждений? (Наружная оболочка)

Верно. Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру тела? (Выделение пота)

– Подумайте, какой слой сохраняет тепло? (Третий – подкожный жир)

V. Физминутка.

VI. Сценка «Познакомтесь с чистотой».

Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.

Чистота:

Здравствуйте, дети! Я Чистота!
Я пришла вас научить, как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас, и она в недобрый час
Принесет нам вред, болезни.
Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем несложный:
С грязью будьте осторожны!

Грязь: Вы про грязь? И я у вас!

Чистота:

Ты ко мне не приближайся!
И ко мне не прикасайся!

Грязь:

Ах-ах-ах! Какое платье!
Да ведь не на что смотреть! Я б такое не надела.
У меня – другое дело: от борща – пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое, вот мороженое ела.
Это – в луже посидела.
Это клей, а здесь чернила. Согласитесь – очень мило.

Чистота:

Ребята, вы тоже считаете, что у Грязи красивое платье?
Грязь микробами пугает – ох коварные они!
Ведь от них заболевают люди в считанные дни.

Грязь:

Когда-нибудь, а может быть,сейчас
Микробы ввалятся гурьбою
Придут как ливень, как метель
Все заслонят вокруг собою.
Ты говоришь о чистоте, а разговор напрасно начат.
Слова я слушаю твои, но ничего они не значат.
А ведь я на свете лучше всех.
Только сразу это не поймешь.
Вот видишь: у меня много друзей. Например, этот мальчик и эта девочка.

Мальчик:

Утром вымыл, как всегда, руки, уши и глаза.
А под вечер все опять надо обязательно с мылом оттирать!

Девочка:

Подружись ты с чистотой – руки мой перед едой.
Зубы щеткой лучше три – и снаружи и внутри.

Мальчик:

Нужно мыться непременно утром, вечером и днем –
Перед каждою едою, после сна и перед сном!

Девочка:

Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда!
И чернила и варенье смоют мыло и вода.

Чистота:

Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище – я грязнуль не выношу.
Ребята, а вы дружите с Грязью? Вот видишь, Грязь, нет тут у тебя друзей. Уходи!

Грязь: Плохи совсем мои дела: здесь друзей я не нашла.

(Чистота раздает ребятам памятки с правилами гигиены по уходу за кожей)

Правила ухода за кожей.

  • Не реже одного раза в неделю мой все тело горячей водой с мылом;
  • Ежедневно умывайся утром и вечером;
  • Мой руки после всякого загрязнения;
  • После мытья вытирай кожу насухо;
  • Разумно закаливай тело купанием, обливанием, обтиранием, прогулками;
  • Если кожа сухая или потрескалась, то смажь ее кремом или глицерином;
  • Царапины или мелкие порезы смажь йодом или зеленкой;
  • Если появились зуд или гнойники, то их немедленно нужно показать взрослым и по мере необходимости обратиться к доктору.

VII. Рассказ школьного фельдшера «Первая помощь при повреждениях кожи».

VIII. Итог.

  • Какое значение имеет кожа для человека?
  • Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа?
  • Как нужно ухаживать за кожей?
  • Какие бывают повреждения кожи?

IX. Домашнее задание.