Тематический журнал для родителей "Учимся красиво говорить"

Разделы: Логопедия


О чем следует знать родителям ребёнка дошкольника с нарушением речи

ВЫ ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА?

Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе? Чтобы он состоялся как личность? Чтобы он чувствовал себя свободно и уверенно?

Учите своего малыша г о в о р и т ь

Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен п р а в и л ь н о.

Не заглядывая в отдалённое будущее, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Если Ваше любимое чадо получило прозвище «Картавый» или «Шепелявка», не Ваша ли в том вина? Уделяете ли Вы должное внимание тому, чтобы ребёнок вовремя научился четко и правильно выговаривать все звуки и овладел разговорной речью?

В норме к 4-5 годам ребёнок должен различать все звуки родного языка и правильно их произносить. Его активный словарь к тому времени составляет 3000 – 4000 слов.

Чистое произношение и развитая речь – заслуга прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной их д и с л а л и и – дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков.

Устранить такие дефекты, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку помогут и учитель-логопед, и педагоги-воспитатели детского учреждения. И всё-таки основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя его родители.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Начинать надо с малого. Мы имеем в виду и возраст ребёнка, и те «малые», посильные задачи, которые Вы поставите перед ним на первом этапе.

- Ребёнок должен учиться, играя.

- Обучающий только тогда научит обучаемого, когда сам в достаточной мере владеет материалом.

- В сотворчестве со своим ребёнком Вы добьётесь наибольших результатов.

- Сочетание разных приёмов обучения не утомит ребёнка, а разовьёт его интерес и восприимчивость.

- Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не навязчивость!) и методичность (не скукота!) занятий сделают Ваши усилия плодотворными.

Следуя принципу перехода от более простого к более сложному, помните, что многие звуки произносятся детьми практически без усилий, это м, н, т, п и конечно, гласные звуки. Хотя и здесь возможны искажения – чаще всего это назальный (носовой) оттенок речи и растянутое, долгое произнесение гласных. Это легко устранимые недостатки. Поправляйте ребёнка, показывайте, как нужно произносить звуки. И не забывайте, все замечания делать спокойным, дружелюбным тоном.

Нелишним будет для Вас самих вспомнить, как именно образуется тот или иной звук, чтобы не «путать» ребёнка, объясняя ему (лучше в игровой форме), какие органы участвуют в произнесении звука.

 
Как работать с ребёнком дома.  

 Родители, детей посещающих логопункт постоянно выполняют с ребёнком задания дома, которые рекомендует логопед. Это будут задания по лексике, грамматике, фонематическому анализу и синтезу, чтению, письму и д.р.

Как же правильно выполнять домашнее задание с ребёнком?

Для этого необходимо выучить основные правила работы с ребёнком логопатом и обязательно им следовать.

  1. Работать спокойно, без упрёков, порицаний.
  2. Не торопите ребёнка, пусть работает медленно, дайте время ему подумать.
  3. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребёнка.
  4. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные, можно придумать продолжение задания, данного логопедом.
  5. Не спешите сразу получить результат, не огорчайтесь, если ребёнок не понимает. Успех обязательно придёт, если ребёнок будет доверять вам, будет уверен в себе.
  6. Если нужно внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, чтобы ребёнок не заучил ошибку.
  7. Избегайте слов «Ты делаешь неправильно», «Это не так».
  8. Во время занятий с ребёнком не отвлекайтесь. Если вы не можете найти полчаса для такой работы, то ваша помощь ребёнку невозможна.

Для того, чтобы ваша работа с ребёнком была более эффективной, она должна быть систематической, лучше ежедневной.

Прежде, чем требовать выполнения, какого - нибудь действия, объясните его ребёнку, затем он дожжен сам, уметь объяснить, что нужно сделать. Подсказки, поправки, по ходу выполнения действия должны быть минимальными, лучше в форме подбадривания. Каждый правильный шаг подкрепляйте похвалой, т.к. уверенность стимулирует дальнейшую работу. Если ребёнок будет видеть недовольство родителей, если от них нет реальной помощи и поддержки, то ребёнок постепенно теряет веру в себя. Даже взрослому трудно жить, если все вокруг недовольны, для ребёнка это непосильная задача.

Выражения типа, «ты бестолковый», «у меня нет сил, с тобой возиться», «неужели ты не можешь постараться?», «Ты всё равно не научишься» сказанные ребёнку или кому – то в присутствии ребёнка совершенно недопустимы. Мама, открывающая тетрадь с тяжелым вздохом, даже если она ничего при этом не говорит, создаёт ситуацию на нежелание заниматься, при этом ребёнок будет так же выражать нежелание заниматься.

К сожалению чаще за неудачи ускоряют, наказывают, чем могут оказать реальную помощь.

Для занятий с ребёнком необходимо приготовить все необходимое: речку, чистую бумагу, цветные карандаши, пластилин и т.д. Всё это нужно приготовить заранее, чтобы потом не отвлекаться. На первых порах ребёнку будет трудно выдержать занятие с мамой, он будет отвлекаться, заговаривать на другие темы. Сделайте перерыв, а затем обязательно вернитесь к заданию.

У ребёнка необходимо формировать волевое усилие к занятиям. Вначале будет трудно, но потом при систематических занятиях ребёнок сам будет просить позаниматься с ним. В этот момент никогда не отказывайте ему, как бы заняты вы не были. Не забывайте время от времени повторять даже то, что было хорошо усвоено.

Проблема оказания помощи ребёнку, имеющими дефекты речи, фонетико – фонематическое недоразвитие совсем не простая. Но главное знать, что все трудности преодолимы. Нужна только доброта и терпение родителей и логопеда, и их совместная работа.

Игры и упражнения, которые учат красиво говорить.

Дыхание для речи

Начнём с упражнений, направленных на развитие речевого дыхания. Целью этих упражнений является выработка длительной направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения многих звуков. Этому очень способствуют свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек. Можно также воспользоваться упражнениями – играми, которые мы вам предлагаем:

«Чей пароход громче?»

Возьмите стеклянный пузырёк высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1 – 1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырёк. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырёк загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

«Капитаны»

Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребёнку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть неторопливо, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер – губы складываются, как для звука «П».

Говорю, как слышу

 Следующие упражнения направлены на развитие слухового внимания:

«Угадай, где звенит!»

Для игры понадобится колокольчик, погремушка или просто связка ключей. «Ты сейчас зажмурься и слушай внимательно. Я отойду в угол комнаты и там позвоню в колокольчик, а колокольчик спрячу в том месте, где звонила. Запомни, где звонил колокольчик, а потом найди его». Следует также меняться с ребёнком – он звенит, а вы ищите.

«Что звучит?»

Познакомьте ребёнка с тем, как звучат предметы из различных материалов (стекла, дерева, металла), постучав по ним. Пусть ребёнок сам постучит и запомнит звуки. После этого завяжите ему глаза и повторите процедуру. Предложите угадать, что он услышал. Далее поменяйтесь ролями с малышом.

«Что ты слышишь?»

Предложите ребёнку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и прочее). Можно посоревноваться, кто больше услышал разных звуков. Игру особенно хорошо проводить на прогулке.

Тренируем ротик

Теперь упражнения для укрепления мышц речевого аппарата.

Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз в день по 5-6 минут.

«Лягушка»

Удерживая губы в улыбке, как бы беззвучно произносится звук «И». Передние (верхние и нижние) зубы открыты, «на виду».

«Как весёлые лягушки
Тянем губки прямо к ушкам.
Потянули – перестали.
И нисколько не устали!»

«Слон»

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук «у».

«Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю».

«Лягушка – Слон»

Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

«Рыбка»

Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

«Качели»

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: кончик языка за верхними резцами, затем кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок.

«Часики»

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет. Подбородок не двигается.

«Лопаточка»

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий распластанный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 10-15 секунд. Если язычок не хочет расслабится, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: «пя – пя – пя».

«Иголочка»

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5-10 секунд.

«Лопаточка – Иголочка»

Чередование положений языка: широкий – узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

«Горка»

Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 секунд. Затем верхние передние зубы с легким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

«Спинка языка сейчас
Станет горочкой у нас.
Скатываются зубки с горочки».

«Постучимся в дверку»

Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык в глубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счет.