Интегрированный урок (математика + музыка) по теме: "Звуки вокруг нас"

Разделы: Математика, Музыка, Начальная школа


Тема: «Звуки вокруг нас».

Форма урока: игра-путешествие.

Цели:

  • Закрепить сложение и вычитание чисел в пределах 10, состав числа 10, познакомить учащихся с тембром, научить  различать звуковой окрас.
  • Развивать логическое мышление, память, умение сравнивать  и обобщать, развивать чувство ритма, музыкальный слух.
  • Воспитывать интерес к математике, желание доводить начатое дело до конца,    воспитывать эстетический вкус.

Ход урока

I. Оргмомент

 – Проверь, дружок,
 Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Актуализация знаний, постановка проблемы и открытие нового знания

– Открою маленький секрет! В конце урока всех ждёт сюрприз.

Я получила открытку. А вот, что в ней написано: Приглашаю Вас на День рождения в четверг! Ваш Леопольд.

– Вы любите ходить на День рождения?

– Что нам нужно взять с собой?

– И, конечно, хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу!

– Так в какой день недели приглашает нас Леопольд?

– А сегодня какой день?

– Мы с вами прямо сейчас и отправимся к нему!

– А на каком виде транспорта мы отправимся к нему, мы должны отгадать.

Земля дрожит, силач бежит,
Тянет он за собой
Хвост огромный, стальной. (поезд)

рис.1

Рисунок №1

– А в дороге, ребята, нужно быть очень внимательными.

III. Повторение состава числа 10.

– Отправимся мы с вами на поезде. Поторопитесь приобрести билеты.

Цена билета 10 рублей.

Надо набрать разными монетами 10 рублей.

– А знаете, что число можно прохлопать разным ритмом. Попробуем.

– Итак, билеты приобрели! Все на месте? Поехали. Загудел паровоз : «Чу-чу-чу, к Леопольду вас качу».

IV. Физминутка (под музыку «Голубой вагон»)

Загудел паровоз
И вагончики повёз.
Чу-чу- чу, чу-чу-чу.
Далеко не укачу.

V. Математический счёт.

– Путь наш не близок, и чтобы не было скучно в дороге, мы займёмся математическим счётом.

Так как кот Леопольд с нетерпением ждёт нашего приезда, давайте прямо сейчас с поезда ему отправим поздравительную телеграмму.

Я буду вам задавать вопросы, а вы, отвечая на них, переворачивайте карточку, и узнаете, какое слово мы напишем в телеграмме.

3   6    8    1    4    7   10    2     5   0    9

П  О   З    Д   Р   А   В   Л   Я    Е   М

– Какие числа больше 5, но меньше 8?

– На  сколько 4 меньше 6?

– На  сколько 9 больше 6?

– Найти разность 7 и 5.

– 7 уменьшить на  столько же

– 8 увеличить на 2.

– Какое число стоит между 0 и 2?

– Какое число следует при счёте за 5?

– Какое число предшествует числу 7?

– Какое число больше 5, но меньше 7?

Получилось слово  ПОЗДРАВЛЯЕМ

VI. Развитие слуха.

– А вы знаете, ребята, что числа можно и услышать? (проигрываются числа)

VII. Математическая дорожка.

– Мыши подготовили нам препятствие, чтобы мы не попали к Леопольду на день рождения. Нам нужно выйти из поезда и пройти пешком по дорожке до красивой лесной поляны.

Но дорожка эта непростая, а математическая. Надо пройти так, чтобы не допустить ни одной ошибки.

– Я читаю пример, а вы записываете ответы и загибаете листочек, следующий ответ пишете под загнутой частью. Таким образом, после того, как вы разогнёте листочек, то все ответы записаны друг под другом.

– К 2 прибавит 8, 2 да 6, это…, найти сумму чисел 1 и 6, 10 минус 5, 9 это 3 и…, 8 без 6, найти разность чисел 7 и 3, найти сумму чисел 6 и 3.

Проверка: учитель читает ответы с последнего, учащиеся  постепенно разворачивают полоски.

Мы удачно добрались до лесной полянки. Но вдруг набежали тучки, закапал дождик. И вдруг на небе появилось чудо! Отгадайте!

Что за чудо – красота!
Расписные ворота.
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти!

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И, в самом деле, радостно было, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Радуга – дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье.

С тех пор так и зовут – радуга.

– Как появляется радуга?

– Сколько цветов в радуге?

– Когда можно увидеть радугу?

– Вот посмотрите, какую радугу увидели мы! (появляется радуга)

рис.2

Рисунок №2

– А вы знаете, что когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу смотреть с высоты, например, с самолёта, он будет казаться кругом. Редко, но всё-таки случается, когда на небе одновременно увидеть две радуги, а очень редко – даже три или четыре.

Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба.

– И так, мы с вами выяснили, что радуга бывает разной: бледной и яркой, но всегда из 7 цветов.

Так и в музыке 7 основных нот, которые мы сможем спеть по-разному.

– Представьте себе, что радуга яркая, сочная – так передадим цвет радуги, бледную – тихо и отрывисто. Споём цвет радуги, который изображён на картине.

VIII. Физминутка для глаз.

– Наши глаза устали, давайте отдохнём. Закройте глазки и отдохните.

– Пусть каждый из вас представит свою радугу.

– Музыка: шум дождя, моря, пение птиц, водопад.

– Какие звуки природы вы услышали?

– Чем наполнен окружающий нас мир? (звуками)

Стихотворение

Наш мир наполнен звуками
Они везде встречаются.
Прислушайтесь и ты поймёшь,
Как музыка рождается.

– Какие звуки мы можем услышать? (звонкий звонок, лает собака, гудит автомобиль, мычит корова)

IX. Игра: «Когда какой звук мы слышим?»

– Называю звук, а вы должны догадаться, когда его можно услышать?

А-а-а! Аа– ааа– ааа! Ох– ох! Пи-пи-пи! Уа– уа! Ха-ха-ха! Цып-цып. Но-но-но!

Отгадайте загадку и скажите, когда мы слышим звуки этого предмета:

Кулик не велик,
Целой сотне велит.
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (школьный звонок)

– Когда мы его слышим?

рис.3

Рисунок №3

Песня «Школьный звонок»

Вывод: Звуки бывают громкие, тихие; звонкие – глухие, короткие – длинные. Каждый звук имеет свою окраску, свой голос, так же и человека мы различаем по голосу, так и инструменты различаются по своему тембру – окраса музыкального звучания. Слушаем инструменты по отдельности, а потом вместе.

X. Решение примеров.

– Ой, ребята, посмотрите, что наделали мыши, обгрызли цветы, пока мы слушали инструменты. Но это нужно исправить с вашей помощью. Надо решить примеры, и тогда цветы вернутся на всё место. Быстро за дело! Мы ведь подъезжаем к нужной станции.

9 -3=                   5– 3=                     6+ 3=                        7– 3=                     8-8=

Проверка: дети по одному выходят к доске, говорят ответ.

Если правильно, то пишут его на доске и прикрепляют цветок. Молодцы! Букет восстановлен!

XI. Итог урока:

– А вот и наша остановка. Нас встречает сам именинник – кот Леопольд!

– Что нужно сказать?

– Дарим имениннику картину.

– А что должен ответить Леопольд?

рис.4

Рисунок №4

– Что должны сделать проказники – мыши?

рис.5

Рисунок №5

рис.6

Рисунок №6

– Каков будет ответ кота Леопольда?

– Ребята, давайте жить дружно

– Вы слышали, как инструменты поют хором, вот и мы споём песню хором.

Леопольд угощает вас конфетами.

Наше путешествие завершено. Большое все спасибо!

VII. Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…