Педагогическое мастерство учителя как основа развития творческих способностей обучающихся. Управленческое решение

Разделы: Администрирование школы


Окружающий нас мир представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой разнообразные события возникают как результат взаимодействия множества разнообразных элементов. Оказывая воздействия на ход некоторых событий, никогда нельзя быть уверенным в том, что это не приведет к такой реакции всей системы, которая сведет на нет все усилия по достижению поставленных целей. Однако без вмешательства во внешнее окружение вообще не стоит надеяться, что наши цели когда-нибудь будут достигнуты. Поэтому для увеличения шансов на благоприятный исход необходимо активное влияние на ход событий и структуру наших отношений с ними, иными словами необходимо управление.

Поскольку человек является целеустремленной системой, постоянно реализующей свои разнообразные потребности, он непрерывно стремится к идеалу, не может довольствоваться меньшим, т.е. он не может быть постоянно разочарован или полностью удовлетворен. Это означает, что как только достигнута какая-либо цель, возникает стремление к другой. Поэтому необходимо всегда стремиться находить новые возможности улучшения существующего положения, уметь видеть перспективу более желательного состояния, чем то, в котором мы находимся в данный момент.

Из всех процессов, осуществляющихся в школе, образовательный является ведущим, потому что в соответствии с философией адаптивного образовательного учреждения он обеспечивает раскрытие, реализацию и развитие личностного потенциала учащихся. В этом случае ребенок становится субъектом. Но признание прав ребенка на индивидуальный выбор влечет за собой отказ учителя от жесткого прогноза и жесткого целенаправленного управления учебной деятельностью школьника. И в этой связи возникают вопросы:

– а надо ли управлять образовательным процессом и если надо, то каким оно должно быть?
– каковы место и роль менеджера образования в управлении образовательным процессом?
– что нужно для этого знать и как осуществить этот процесс на практике?

Образовательный процесс в школе осуществляется не одним человеком, а значительной группой людей, в которую входят педагоги, обучающиеся, их родители, руководители школы. Для согласованности их действий, успешности достижения образовательных целей оптимальными путями и правомерно ставить вопрос об управлении образовательным процессом.

Проблемы образовательного процесса школы так или иначе связаны с механизмами управленческой деятельности и механизмами принятия управленческого решения. Недооценка роли управления выражается даже в том, что, как правило, весьма неэффективны попытки ввести современные образовательные технологии, если не предусматривается специальная разработка управленческих решений и их реализации в рамках школы.

Главной и конечной целью всех руководителей образовательных учреждений, менеджеров образования, является процветание их школы на рынке образовательных услуг. Для достижения этой цели необходимо создать такие предложения, которые потребители (в образовательном учреждении это обучающиеся и их законные представители) высоко оценят, а также быть способным оставить далеко позади конкурентов (другие образовательные учреждения) по каким-то ключевым параметрам, положениям. Вместе с тем, ответы на вопрос: “Как это сделать?” могут существенно отличаться у различных управленцев.

Одни уверенно заявят, что ключевым моментом успеха является правильно выбранная стратегия. Именно стратегия охватывает внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий,

Другие менеджеры образования будут утверждать, что в условиях динамично меняющегося рынка образовательных услуг не тонко выверенная и научно обоснованная стратегия, а только эффективное оперативное управление обеспечит успех.

Наконец, есть точка зрения, что единственным ключом к настоящему успеху является эффективная работа с персоналом, умелый подбор, расстановка кадров и мотивация участников образовательного процесса.

При таком разноречивом подходе к достижению успеха может возникнуть сомнение: “А существует ли в принципе формула успеха?”

Здесь следует обратить внимание на то, что при всех различиях в подходах к эффективному управлению есть всеобъемлющее свойство, которое интегрирует все направления и мнения, примиряет даже непримиримые взгляды. При любом подходе можно утверждать, что эффективность деятельности образовательных учреждений зависит от качества управленческих решений.

Работа руководителя образовательного учреждения, как и руководителя вообще, связана с необходимостью на практике перебирать многочисленные комбинации потенциальных управленческих мероприятий для того, чтобы найти правильное действие – для данной школы, в данное время и в данном месте. По сути, чтобы образовательное учреждение могло четко работать, руководитель должен выполнить серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.

В настоящее время для успешного интеллектуального развития учащихся недостаточно наличия хорошо организованного учебного процесса. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов в решении проблемы выявления и развития одаренности подростков. Только в этом случае оказывается возможным раскрытие творческого потенциала как ученика, так и учителя, целенаправленное формирование у них увлеченности творческим процессом в той или иной предметной области, и обеспечение тем самым самореализации ученика и учителя в учебном процессе.

Проанализировав успеваемость учащихся, результаты школьных, районных олимпиад, участие в конференциях НОУ, различных творческих конкурсах за 2009-2010 и 2010-2011 уч.г., можно сделать вывод о том, что особого интереса к предметам гуманитарного цикла не наблюдается.

Успеваемость.

Анализ качества знаний учащихся 9-11-х классов по предметам гуманитарного цикла

 

 

Из диаграмм видно, что по сравнению с 2009-2010 уч.г. в 2010-2011 уч.г. на районную конференцию НОУ было рекомендовано больше докладов по предметам гуманитарного цикла. Из 12 участников в 2009-2010 уч.г. 8 заняли призовые места. Это говорит о том, что потенциал “сильных” детей в школе есть, но тем не менее возникает необходимость в активации поиска таких учащихся, которые проявляют интерес к предметам гуманитарного цикла, т.е. возникает необходимость отбора одаренных детей и необходимость углубленного изучения отдельных предметов, таких как, например, литература, история, английский язык.

Для исследования этой проблемы я как заместитель директора по УВР приступила к анализу состояния обучения школьников среднего и старшего звена.

Наиболее известные признаки одаренности детей – это успешное усвоение учебного материала, способность к творчеству.

Какие же факторы могли негативно повлиять на то, что не наблюдается увеличение творческой активности учащихся?

  1. Нерациональное использование часов факультативных занятий, непродуманное тематическое планирование факультативных занятий;

  2. Недостаточное обеспечение условий для проявления творческой активности учащихся;

  3. Непродуманный подбор и расстановка кадров;

  4. Не учтен дифференцированный подход к преподаванию элективных курсов.

Для исследования причин затруднений было проведено анкетирование обучающихся для распределения факультативов по их потребностям и способностям (анкета, см.Приложение 1).

Из данной диаграммы видно, что обучающиеся 9 классов проявляют интерес к таким предметам гуманитарного цикла, как: литература, иностранный язык, история России. Таким образом, факультативы распределяются согласно желанию и способностям учащихся.

Проанализировав значимость факультативов для обучающихся, выяснилось следующее, что основная масса учащихся посещают факультативы с целью повышения качеств знаний по предмету, небольшая часть проявила интерес к решению нестандартных задач и лишь 3% посещают факультативы для развития творческих и интеллектуальных способностей.

Опрос был проведен и среди учителей. Какие цели и задачи ставят на факультативных занятиях учителя?

На основании этого можно сделать вывод, что работа факультативов не предусматривает развития продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволило бы учащимся переосмыслить имеющиеся знания, генерировать новые.

Была проанализирована работа методических объединений по проведению предметных недель, школьных олимпиад, конференций НОУ с целью выявления положительных и отрицательных сторон.

Предметные недели готовились совместно учителями гуманитарного цикла и учащимися, мероприятия планировались с учетом возрастных особенностей детей, конкурсы, викторины отличались оригинальными заданиями, развивающими творческие способности, воображение, интеллект.

Работа секций НОУ, во многом, контролирует теоретическую часть, порой упуская практическую значимость проекта. А связь с факультативами и элективными курсами, где учащиеся могли бы получить дополнительную информацию и дополнительные знания, отсутствует. Поэтому методическому объединению учителей гуманитарного цикла на первом заседании необходимо согласовать и утвердить программы работы НОУ и факультативов.

Как известно, не каждый учитель может работать с одаренными детьми. И поэтому мы предложили учителям тест (см.Приложение 2), чтобы выяснить, насколько учителя разбираются в проблеме воспитания и работы с одаренными детьми, понимают причины недостаточного развития творческих способностей учащихся.

Данные показывают, что учителя могут работать с одаренными детьми, но администрации при этом необходимо учитывать правильную расстановку кадров.

Были изучены и внешние условия, влияющие на формирование и развитие творческой личности. Выяснилось, что социально-психологический климат в ОУ и климат в семье играют немаловажную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка, т.к. творческое начало следует развивать с самого раннего детства. Такие факторы, как страх, неуверенность в себе и своих силах, депрессия могут полностью подавить в ребенке творческое начало. Чтобы этого не произошло, следует родителей познакомить с методиками изучения и развития творческого потенциала.

Для развития творческого потенциала важно и самообразование учащихся. С этой целью необходимо посещать библиотеки, как школьные, так и районные, городские. Учащиеся же, в основном, пользуются сейчас услугами Интернета, тем самым лишая себя возможности самостоятельно добывать необходимую информацию. В крайнем случае, цель посещения библиотеки сводится к написанию какого-либо реферата или доклада, с целью же самообразования библиотеки не посещают.

Таким образом, на формирование творчески развитой личности, на повышение качества знаний учащихся влияют следующие факторы:

– уровень индивидуальных способностей учащихся;
– уровень преподавания;
– уровень внеурочной работы;
– состояние учебно-методического комплекса;
– состояние внешней среды;

Проведенные исследования показали, что недостаточная сформированность хотя бы одного из приведенных факторов не дает желаемого результата в достижении цели по реализации программы “Одаренные дети”. В связи с этим была поставлена цель: развитие творческих способностей одаренных учащихся в условиях дифференцированного обучения.

Развитие творческих начал личности является предпосылкой развития природного таланта не только детей, называемых способными, но сохранения и дальнейшего развития явно одаренных детей. Руководствуясь исследованиями в области педагогики и психологии, для себя мы определяем общую одаренность как совокупность устойчивой познавательной потребности, исследовательской активности оригинальности в выполнении любых заданий, способности к анализу и прогнозу.

Работа с одаренными детьми ставит перед нами значительное количество проблем и задач в проведении предметных недель, олимпиад, научно-практических конференций, в использовании научного потенциала городских ВУЗов с целью создания условий широкого выбора учебной деятельности, в повышении профессионального уровня педагогов. Проблема подбора кадров является одной из центральных.

Приложения